Методическая разработка по теме: Игры для детей старшего дошкольного возраста в подготовке к обучению грамоте.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Бабенко Нина Юрьевна

Предлагается деловая игра с целью систематизации теоретических и практических знаний педагогв по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: Игры для  детей старшего дошкольного возраста в подготовке к обучению грамоте.

                          Подготовила и провела учитель-логопед Бабенко Нина Юрьевна

                       МБДОУ Детский сад №34 «Чиполлино», р.п. Выездное Арзамасского р-на

Цель: систематизация теоретических и практических знаний и умений  педагогов по подготовке детей к обучению грамоте.

 Организационный момент.

Для участие игры, чтобы создать дух соревнование приглашаются 6 педагогов.

1.Ру-ру-ру,ру-ру-ру

Начинаем мы игру.

 Руку другу тянет друг-

Встали все в широкий круг.

Мы образовали КРУГ РАДОСТИ.

Повторяем за мной слова и движения, чтобы поприветствовать друг друга:

Здравствуй, Мир!( руки подняли вверх)

Здравствуй, Свет!(Руки в стороны)

Здравствуй, Добрый человек! (руки вперёд)

А теперь возьмёмся за руки,  улыбнёмся друг другу и скажем добрые, ласковые слова:

Как прекрасно жить на Свете,

Потому что Человек-это взрослые и дети,

Это солнца ясный свет!

 Логопед:  ра-ра-ра

Игроки: -ра-ра-ра

Логогопед: Начинается игра.

Я прошу со слогом РА

Мне помочь назвать слова.

Я начну, а вы кончайте, дружно, хором  отвечайте.

КО- РА, ИГ-РА, НО-РА, ПО-ра, ДЫ-РА. КОНУ-РА, ДЕТВО-РА, ЖА-РА, ШУ-РА, Ю-РА, КИ-РА, МА-РА.

 Участники деловой игры  делятся на 2 команды.

Теоретическая часть:

 Вопросы командам

1. Сколько в русском языке  букв? (33)

1.а  Сколько  в русском языке  звуков?(42)

2.Сколько  в русском языке    гласных букв? (10)

2.а  Сколько в русском языке гласных звуков?( 6)

3. Сколько в русском языке согласных букв? (21)

3.а.Сколько в русском языке согласных звуков? (33)

* Гостям вопрос.: Сколько в русском языке знаков? (2)

Поаплодируйте себе и друзьям и проверьте себя.

 Слайд 6

4. Что такое звуковой анализ?

4.а. Что такое звуковой синтез?

Слайд 7

 Логопед:  Формирование звукового анализа  и синтеза имеет свою строгую последовательность. Познакомимся с  последовательностью в работе по   подготовке  к обучению грамоте.

  • выделение в словах первого гласного звука;
  • анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;
  • определение последнего гласного звука в словах;
  • определение первого и последнего гласного звука в словах;
  • определение наличия либо отсутствия в словах звука;
  • определение первого согласного звука в словах;
  • определение последнего согласного звука в словах;
  • определение гласного звука в середине односложных слов;
  • синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
  • определение позиции согласного звука в словах;
  • определение количества слогов в словах;
  • синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

СЛАЙД 8

  Практическая часть:  

 Проверим педагогическую компетентность по методике проведения игр  в подготовке  детей к обучению  грамоте.  

Слайд10

 1.Назовите ударный звук  в названии предметов.  

СЛАЙД 11

 5. «Поможем гусенице»  (Составление частей гусеницы по последнему звуку в названии картинок: СНЕГИРЬ, РЕДИС, СЛОН, НОЖИК, КОШКА…)

СЛАЙД 12

5. Подбери соответствующие слова к схемам.

СЛАЙДЫ 13,  14

6.Кто быстрее назовёт картинку по заданию на слайде 15 ( Назови картинку, в которой на один слог больше, чем в слове ТРАКТОР)

СЛАЙД 15

7. Кто быстрее назовёт картинку по заданию

на слайде. 16 :

 Назови слово, состоящее из пяти звуков  (КНИГИ -5 звуков)

8. Кто быстрее назовёт картинку по заданию на слайде.17:

 Назови слово, состоящее из семи звуков  (К А П У С Т А – 7  звуков)

9.Составьте слова по первым звукам в названии картинок

Слайд18  ( ЗИМА, ГНОМ, РЕКА , ЯКОРЬ)

10. Найдите ошибки, которые спрятаны в предыдущем задании. ( Часто педагог предлагает детям определять звуки в словах ,  имея ввиду  буквы, что недопустимо!  (ОЧКИ, ЕЛЬ, ЯБЛОКО, ОГУРЕЦ, РАДУГА)

Как  нужно было сформулировать задание ?

(Составить слова по первым БУКВАМ!!  в названии картинок)

11. Собираем слова из букв слова «КНИГОХРАНИЛИЩЕ»  а ответы даём в игре «Перестрелка»

12. Пока игроки работают, вопросы к гостям:

1.Найдите все слова в цепочке (РОТ, КОТ, КИТ, ТАЗ, ЗУБ)

(АИСТ. ТЕЛО. ОСЁЛ, ЛИСТ, ТУЧА)

2.Разгадайте ребусы. (ТРАМВАЙ, ТРОЛЛЕБУС, АРБУЗ,   РАКЕТА)

   Игра «Перестрелка» Начинает команда…

Заключительная часть.

Каждый игрок  высказывает своё пожелание участникам деловой игры.

 Логопед: Я всех поздравляю с наступающим Новым годом!

Желаю всем здоровья,

Желаю всем радости,

Желаю всем доброты,
Желаю всем  побольше  солнечных дней и весёлых  умных игр.

Слово жюри.

Итоги и награждения .

Каждый участник деловой игры  получает  грамоту  (Грамота  Самому грамотному, Самому Умному, самому Активному участнику деловой игры.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Пермского края на основе проектной деятельности»

Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни...

Методическая разработка: Картотека "Экологические игры для старшего дошкольного возраста"

Эти игры направлены на ознакомление детей с окружающей природой - растительным и животным миром....

«Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте».

Тема выступления на МО педагогов старших дошкольных групп ЯМР "Начальная школа посёлка Заволжье" ЯМР 08. 12. 2017г. Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Яковлева Ирина Н...

Программа для детей старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Букварёнок»

     Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речев...

Сообщение из опыта работы «Использование дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте»

Сообщение из опыта работы «Использование дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте»...

«Использование дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте»

laquo;Использование дидактических игр для детейстаршего дошкольного возрастапри подготовке к обучению грамоте»...