Сообщение из опыта работы «Использование дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте»
материал по обучению грамоте (подготовительная группа)

Титова Татьяна Николаевна@

Сообщение из опыта работы «Использование дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_obucheniyu_gramote.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Титова Т.Н. воспитатель

МДОУ детский сад «Родничок»

Августовская конференция 2020г.

«Использование дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте»

«От того как ребенку будет открыта звуковая действительность

языка, строение звуковой формы слова, зависит не только

усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка -

грамматики и связанной с ней орфографии».

Д. Б. Эльконин.


Успешность подготовки к обучению ребенка грамоте во многом определяется тем, насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи. Поэтому, прежде чем изучать буквы, необходимо уметь правильно произносить звуки, различать их на слух, т.е. развивать фонематический слух.

Дети должны четко понимать, что главным отличием звука от буквы является то, что звук мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. Слова и звуки возникают тогда, когда работают органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова, членить слова на слоги, а слоги на звуки, объединять слоги и звуки в слове, определять последовательность звуков в слове, членить предложение на слова.На занятиях звуки, слоги, слова, буквы становятся предметом изучения.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различной роли звука, основных качеств его характеристики.

В полной мере овладеть грамотой и письмом ребёнок может лишь в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. Иначе он будет пропускать, переставлять буквы. Вот почему так важно развивать звуковую культуру речи.

Как мы знаем, игра – это основной вид деятельности дошкольника. Поэтому в своей работе по подготовки к обучению грамоте я использую не только упражнения, игровые ситуации, сказочных персонажей, игрушки, но и дидактические игры.

Дидактические игры использую в соответствии возрастным особенностям детей, в играх задействованы различные анализаторы: тактильный, зрительный, слуховой, двигательный.

Игры подбираю доступные, условия понятные, простые. Направляю и корректирую игру на всём её протяжении. По мерее усвоения игры, её многократно повторяю с детьми, увеличивая количество заданий, меняю материал или ввожу новые правила.

Обучая звуковому анализу и синтезу, работу строю в определённой последовательности:

#1042; Дифференциации понятия «звук-буква» объясняю детям, что звук мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. Использую д.игру «Посмотри и произнеси» или «Веселый кубик». Учимся правильно произносить и дифференцировать звуки, различать оптически сходные буквы.

#1047;акрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Обобщаю представления о звуках различного происхождения, о гласных и согласных звуках, умение их различать. Например: д. игра «Домики звуков». Использую домики из конструктора синего и красного цвета. Провожу в виде соревнования, делю детей на две команды «Синие» и «Красные», на столе лежат буквы вперемежку, каждая команда берет свою букву и несет в свой домик.

#1047;вонкий - глухой звук.

Даю понять детям, что в русском языке согласные звуки делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голоса в произношении звука. Прошу произнести отдельный согласный звук и приложить руку к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверяю вместе с ребенком и произносим звуки Б – П, В – Ф и т.д.

Объясняю, что звонкость или глухость так же можно определить по-другому. Закрыть уши ладошками и произнести согласный звук. Услышали голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

Прикладывая руку к горлу, мы подключили ощущения. Также подключаю и зрение. Для этого надо сделать табличку или рисунок, где обозначить звонкие и глухие согласные какими-то символами (наушники и колокольчик). Использую д. игры такие как «Звонкий - глухой», «Наоборот» парные согласные (игра с мячом).

#1058;вёрдость и мягкость.

Чтобы определить твёрдость и мягкость предлагаю детям обратить внимание на губы – при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются. Объясняю, что некоторые гласные, дают мягкость согласным. Играем в игру «Твердый - мягкий».Ведущий называет слова «кошка, киска» дети определяют мягкий и твердый звук «К» в словах. Использую фишки,предметы, игрушки синего и зеленого цвета. Так же использую в игре «Что ты выберешь?» современные игрушку «сквиш». В этой игре у каждого ребенка по две игрушки: сквиш и деревянный кубик ( или любой твердый предмет). Задаю детям вопрос: Какие они? ( мягкий сквиш, твердый кубик). Объясняю - согласные звуки у нас тоже бывают твердые и мягкие. Предлагаю детям определить, каким является согласный звук -мягкий или твёрдый.

Раздаю детям картинки, они называют слово и определяют первый звук в слове. Затем называют какой он, твердый или мягкий. Если твердый нажимают на твердую игрушку, если мягкий то на сквиш. Таким образом с помощью этой игры дети легче и быстрее усваивают понятия «мягкий согласный звук» и «твердый согласный звук».

«Найди звук в слове» (развитие фонематического слуха, нахождение слова на заданный звук или места звука в слове).

На определения звука в слове использую следующие игровые приёмы по типу «Услышишь звук – подай сигнал». Использую определенные картинки или движения.

«Поймай комара» - Услышав звук З, ребенок хлопает в ладоши.

На определения места звука в слове использую карточки с фишками.

На выделение первого и последнего звука в словах играем в такие игры как:«Магазин» - Заплатить первым или последним звуком в названии покупки, «Веселая цепочка»

; Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

В игровой форме учу детей проводить звуковой анализ слова. Я предлагаю детям составить слово из цветного конструктора. Детям легче осваивать звуковой анализ и если они допустили ошибку, её легко исправить и ребёнок не огорчается. Затем мы переходим к схемам. Д. игра «Собери слово» Использую картинки и схемы, фишки синего, зеленого и красного цвета.

С помощью игр учимся делить слова на слоги, определять количество слогов. Основной прием усвоения слоговой структуры слов – это отхлопывание слогов: я четко произношу слово по слогам, одновременно хлопками в ладоши отмечая каждый слог (если дети хотят подвигаться можно топать, прыгать). Дети слушают и повторяют, затем выполняют самостоятельно. Например: играем в такие игры «Гуляем на полянке», «Измеряем слова», «Кто быстрее».

Работу провожу от простого к сложному, сначала однослоговое слово, затем двуслоговое, трёхслоговое.

#1047;накомство детей с «Алфавитом»

Закрепляем понятие «звук» и «буква», знакомлю детей с алфавитом.Использую такую игру как: «Сложи букву». Мы конструируембуквы из элементов, из различных материалов (это может быть и пластилин, счетные палочки, бревнышки из конструктора, фасоль), например: в игре «Чудесный мешочек» - Использую пластмассовые буквы. Дети узнают их на ощупь.Так же играем в такую игру «Отгадай по описанию»

Две палочки, наверху перекладина. (П)

Три палочки, внизу перекладина, справа хвостик. - Щ

Палочка в середине - по бокам полуовалы - Ф.

Палочка - посередине вверху перекладина - Т

#1047;накомство с понятием «предложение».

Объясняю детям, все что мы слышим, произносим - это наша речь. Наша речь состоит из слов, но слова эти мы произносим в определенной последовательности (это предложения), иначе мы не смогли бы понять друг друга. Предложения имеют законченную мысль.

В работе выделяем несколько этапов по разделу «Знакомство с понятием «предложение»:

  • В предложении есть смысл и законченная мысль.
  • Предложение состоит из слов и их количество не ограничено. Самое короткое предложение состоит из одного слова.
  • Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
  • Предложение можно произносить с различной интонацией.
  • Предложение можно обозначить символами и написать буквами.
  • Из нескольких предложений можно составить рассказ.

Д. игра«Живые слова»Слова изображают дети, им предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения.

Д. игра «Подружим слова»Дети восстанавливают грамматическую форму слов в предложении. Например: Мама, завязывать, девочка, бант

Д. игра «Разбери завал»Дети разбирают «бревнышки». На каждом бревнышке есть слово. Из них дети составляют предложение. В игре использую бревнышки из конструктора.

В игре «Собери предложение» использую схему предложения.

#1057;оставление описательных рассказов.

Во время составления описательных рассказов и сказок по картинкам, дети усваивают новые слова, закрепляют их в речи, учатся строить предложения, развивают связную речь, логику, мышление. С одними и теми же картинками можно придумывать рассказы несколько раз, внося каждый раз что-то новое.

На начальном этапе помогаю с помощью наводящих вопросов, подсказок. Использую схемы для составления описательного рассказа.

Таким образом, мы приходим к выводу, что подготовка к обучению

грамоте детей с использованием дидактических игр дает положительные результаты. Дети в основном научились последовательно называть звуки так, какони слышатся в слове, различать на слух мягкие и твердые согласныезвуки, ударные и безударные гласные, называть слова с определеннымзвуком или заданной звуковой модели. Они познакомились со всеми буквами русского алфавита, овладелислоговым и слитным способами чтения. У детей развился фонематический слух, восприятие, речевое внимание и мышление.

Использованная литература:

Гордеева С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения – М.: ТЦ Сфера, 64 с.

Соловьева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.: ТЦ Сфера, с.

Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателя дет. Сада: Из опыта работы/ Под ред. В.В.Гербовой.-2-е изд., испр.-М.: Просвещение, с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Аспекты подготовки детей старшего дошкольного возраста круглосуточных групп к обучению грамоте посредством игр и игровых упражнений"

Особенности орагнизации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста в группе круглосуточного пребывания....

Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"

Цель работы — выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование...

Сообщение из опыта работы «Формирование патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста»

Как приобщить подрастающее поколение к культуре своего народа? Как разбудить нравственно-патриотические чувства маленького гражданина?...

Методическая разработка по теме: Игры для детей старшего дошкольного возраста в подготовке к обучению грамоте.

Предлагается деловая игра с целью систематизации теоретических и практических знаний педагогв по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

«Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте».

Тема выступления на МО педагогов старших дошкольных групп ЯМР "Начальная школа посёлка Заволжье" ЯМР 08. 12. 2017г. Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Яковлева Ирина Н...

Программа для детей старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Букварёнок»

     Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речев...