Главные вкладки

    Статья "Аспекты подготовки детей старшего дошкольного возраста круглосуточных групп к обучению грамоте посредством игр и игровых упражнений"
    статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Тележная Римма Дмитриевна

    Особенности орагнизации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста в группе круглосуточного пребывания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_podgotovka_k_gramote_starshikh_doshkolnikov.docx147.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Аспекты подготовки  детей старшего дошкольного возраста круглосуточных групп к обучению грамоте посредством игр и игровых упражнений

    Автор: Тележная Рима Дмитриевна

    Должность: учитель-логопед

            Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Неотъемлемой частью речевого развития выступает подготовка детей к обучению грамоте. Данная  подготовка предполагает полноценное развитие к моменту поступления ребенка в школу таких сторон, как:

     -  правильное звукопроизношение ( формирование  общей ориентировки в звуковой системе, обучение  звуковому анализу слова, установление основных качественных характеристик звука)

    - развитие культуры речи

    - развитие речевого слуха 

    - сформированность фонематической системы (признаками являются твердость – мягкость, звонкость – глухость звуков родного языка, способ образования)

    - развитие общей и мелкой моторики (по В.М. Бехтереву, А.Н. Леонтьеву, А.Р. Лурии и др)

    -  развитие координации движений,

    - сформированность пространственно-временных представлений,

    - развитие чувства ритма (участвует в процессе чтения, когда последовательно сменяются ударные и безударные слоги, гласные и согласные звуки, ритмичность движений пальцев руки проявляется в процессе письма, по К.Д. Ушинскому)

    - развитие зрительно-пространственных представлений (здесь, последовательность букв и звуков в слове в процессе письма и чтения)

     

    Недостатки  в развитии именно этих сторон,  являются причиной  трудностей, возникающих у детей в процессе овладения грамотой.

             

    Зачастую, наличие речевых проблем у ребенка говорит о наличии проблем в других сферах развития. Как правило, речевое недоразвитие предстает в сочетании с неврологическим и психопатологическим  синдромами.

    И как причины обострения неврологического и психопатологического синдромов у старшего дошкольника (не говоря о ярко выраженных серьезных нарушениях),   можно выделить быструю физическая утомляемость (включая речевую утомляемость) и неуравновешенность,  двигательное беспокойство,  суетливость в поведении.  

    И если говорить о дошкольниках, посещающих группы круглосуточного пребывания (24 часа в сутки, пятидневная неделя пребывания в детском саду), то у данной категории детей  неврологический и психопатологические синдромы обозначены наиболее ярко и остро. А значит и трудностей в  подготовке детей к обучению грамоте возникает больше. 

    Поэтому обучению грамоте должна предшествовать определенная логопедическая работа, основные направления которой следующие:

    1.Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

    2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

    3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков, Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

    4.Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок (например, ушел, зашел, пришел) или с помощью одной приставки от различных глагольных основ (например, пришел, прилетел, прибежал). Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

    5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа является работа над пониманием и употреблением предлогов, распространение и сокращение предложений.

    6. Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

    7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений. С помощью различных игр, упражнений, массажа, пальчиковых гимнастик развивать тонкие движения пальцев рук.

    8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги).

    С целью разнообразия детской деятельности по форме, по содержанию целесообразно использовать игры и игровые упражнения. Принцип работы с такими детьми в данном направлении «…Чем больше и разностороннее интенсивность деятельности детей с предметом усвоения, тем выше качество усвоения материала».

    Дидактические игры не утратили своего значения с течением времени. Они являются ценным средством воспитания активности детей, активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к процессу познания.  В играх дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у ребенка глубокое удовлетворение,  создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

      Используемые игры и игровые упражнения должны решать следующие задачи:

    -учить выделять из слов звуки

    - учит различать гласные и согласные звуки при их произнесении

    - способствовать развитию четкого произношения

    - знакомить с условно-графическим обозначением звуков речи и их последовательным расположением в слове

    - развивать умение соотносить звуки речи с обозначающими их буквами

    - способствовать обогащению словарного запаса, развитию связной речи и мышления.

    Из игр  целесообразно использовать дидактические игры, мозаики, пазлы, серии картинок, кубики, разрезные картинки  и др.

     Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, являются средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Высокий уровень развития мелкой моторики говорит о функциональной зрелости коры головного мозга, о психологической готовности ребенка к обучению (по М.М. Кольцовой). Помимо шнуровок, всевозможных застежек, мозаик,  конечно же, используем игры с природным материалом (игры с крупами, мелкими округлыми камешками и тп), с материалом для декоративно-прикладного творчества (как бусины, крупный бисер разной формы, горошины, выкладывание из ниток и т.п.),  картинки для штриховки и раскрашивания, для дорисовки, лабиринты и пр. 

    Так же актуально использовать приемы мнемотехники, ТРИЗ, психогимнастики, графический диктант.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме: Игры для детей старшего дошкольного возраста в подготовке к обучению грамоте.

    Предлагается деловая игра с целью систематизации теоретических и практических знаний педагогв по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

    «Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте».

    Тема выступления на МО педагогов старших дошкольных групп ЯМР "Начальная школа посёлка Заволжье" ЯМР 08. 12. 2017г. Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Яковлева Ирина Н...

    Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".

    Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....

    Методическая разработка конспекта занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по подготовке к обучению грамоте Игровая ситуация «Волшебное путешествие» (по мотивам русских народных сказок)

    Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации основной образовательной программы дошкольного образования....

    Программа для детей старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Букварёнок»

         Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речев...

    «Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»

    Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления, которое необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Но почему именно дошкольнику нужна логика? Потому что на каждом воз...