Главные вкладки

    Статья "Аспекты подготовки детей старшего дошкольного возраста круглосуточных групп к обучению грамоте посредством игр и игровых упражнений"
    статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Тележная Римма Дмитриевна

    Особенности орагнизации логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста в группе круглосуточного пребывания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_podgotovka_k_gramote_starshikh_do147.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Аспекты подготовки  детей старшего дошкольного возраста круглосуточных групп к обучению грамоте посредством игр и игровых упражнений

    Автор: Тележная Рима Дмитриевна

    Должность: учитель-логопед

            Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Неотъемлемой частью речевого развития выступает подготовка детей к обучению грамоте. Данная  подготовка предполагает полноценное развитие к моменту поступления ребенка в школу таких сторон, как:

     -  правильное звукопроизношение ( формирование  общей ориентировки в звуковой системе, обучение  звуковому анализу слова, установление основных качественных характеристик звука)

    - развитие культуры речи

    - развитие речевого слуха 

    - сформированность фонематической системы (признаками являются твердость – мягкость, звонкость – глухость звуков родного языка, способ образования)

    - развитие общей и мелкой моторики (по В.М. Бехтереву, А.Н. Леонтьеву, А.Р. Лурии и др)

    -  развитие координации движений,

    - сформированность пространственно-временных представлений,

    - развитие чувства ритма (участвует в процессе чтения, когда последовательно сменяются ударные и безударные слоги, гласные и согласные звуки, ритмичность движений пальцев руки проявляется в процессе письма, по К.Д. Ушинскому)

    - развитие зрительно-пространственных представлений (здесь, последовательность букв и звуков в слове в процессе письма и чтения)

     

    Недостатки  в развитии именно этих сторон,  являются причиной  трудностей, возникающих у детей в процессе овладения грамотой.

             

    Зачастую, наличие речевых проблем у ребенка говорит о наличии проблем в других сферах развития. Как правило, речевое недоразвитие предстает в сочетании с неврологическим и психопатологическим  синдромами.

    И как причины обострения неврологического и психопатологического синдромов у старшего дошкольника (не говоря о ярко выраженных серьезных нарушениях),   можно выделить быструю физическая утомляемость (включая речевую утомляемость) и неуравновешенность,  двигательное беспокойство,  суетливость в поведении.  

    И если говорить о дошкольниках, посещающих группы круглосуточного пребывания (24 часа в сутки, пятидневная неделя пребывания в детском саду), то у данной категории детей  неврологический и психопатологические синдромы обозначены наиболее ярко и остро. А значит и трудностей в  подготовке детей к обучению грамоте возникает больше. 

    Поэтому обучению грамоте должна предшествовать определенная логопедическая работа, основные направления которой следующие:

    1.Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

    2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

    3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков, Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

    4.Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок (например, ушел, зашел, пришел) или с помощью одной приставки от различных глагольных основ (например, пришел, прилетел, прибежал). Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

    5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа является работа над пониманием и употреблением предлогов, распространение и сокращение предложений.

    6. Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

    7. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а так же графических навыков и умений. С помощью различных игр, упражнений, массажа, пальчиковых гимнастик развивать тонкие движения пальцев рук.

    8. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги).

    С целью разнообразия детской деятельности по форме, по содержанию целесообразно использовать игры и игровые упражнения. Принцип работы с такими детьми в данном направлении «…Чем больше и разностороннее интенсивность деятельности детей с предметом усвоения, тем выше качество усвоения материала».

    Дидактические игры не утратили своего значения с течением времени. Они являются ценным средством воспитания активности детей, активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к процессу познания.  В играх дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у ребенка глубокое удовлетворение,  создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

      Используемые игры и игровые упражнения должны решать следующие задачи:

    -учить выделять из слов звуки

    - учит различать гласные и согласные звуки при их произнесении

    - способствовать развитию четкого произношения

    - знакомить с условно-графическим обозначением звуков речи и их последовательным расположением в слове

    - развивать умение соотносить звуки речи с обозначающими их буквами

    - способствовать обогащению словарного запаса, развитию связной речи и мышления.

    Из игр  целесообразно использовать дидактические игры, мозаики, пазлы, серии картинок, кубики, разрезные картинки  и др.

     Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, являются средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Высокий уровень развития мелкой моторики говорит о функциональной зрелости коры головного мозга, о психологической готовности ребенка к обучению (по М.М. Кольцовой). Помимо шнуровок, всевозможных застежек, мозаик,  конечно же, используем игры с природным материалом (игры с крупами, мелкими округлыми камешками и тп), с материалом для декоративно-прикладного творчества (как бусины, крупный бисер разной формы, горошины, выкладывание из ниток и т.п.),  картинки для штриховки и раскрашивания, для дорисовки, лабиринты и пр. 

    Так же актуально использовать приемы мнемотехники, ТРИЗ, психогимнастики, графический диктант.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по теме: Игры для детей старшего дошкольного возраста в подготовке к обучению грамоте.

    Предлагается деловая игра с целью систематизации теоретических и практических знаний педагогв по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

    «Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте».

    Тема выступления на МО педагогов старших дошкольных групп ЯМР "Начальная школа посёлка Заволжье" ЯМР 08. 12. 2017г. Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Яковлева Ирина Н...

    Методическая разработка конспекта занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по подготовке к обучению грамоте Игровая ситуация «Волшебное путешествие» (по мотивам русских народных сказок)

    Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации основной образовательной программы дошкольного образования....

    Программа для детей старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте «Букварёнок»

         Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речев...

    «Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»

    Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления, которое необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Но почему именно дошкольнику нужна логика? Потому что на каждом воз...

    Творческий педагогический проект «Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»

    Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в...