«Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Смирнова Елена Александровна

Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления, которое необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Но почему именно дошкольнику нужна логика? Потому что на каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором создаются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки и умения, приобретенные в дошкольный период. Будут служить фундаментом для получения знаний и развития логических способностей в старшем возрасте – в школе. Овладев логическими операциями ребенок научится правильно и четко мыслить, «действовать в уме». Логические примеры – сравнение, синтез, анализ – применяются во всех видах деятельности для выработки правильных умозаключений. В настоящее время, в условиях коренного изменения характера человеческого труда ценность знания логики возрастает, способствуя культурному и интеллектуальному развитию личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy.docx58.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №46

Согласовано_______________________                    

Творческий педагогический проект

группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

 «Развитие элементов логического мышления

у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР

 посредствам дидактических игр и упражнений»

                                                                        Автор разработки: 

учитель – дефектолог первой квалификационной категории

Смирнова Елена Александровна

                                                               

2018-2019 уч.год

«В душе каждого ребенка есть невидимые

                  струны.  Если тронуть их умелой рукой,

                  они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема  роста доли детей, имеющих отклонения в психическом развитии и  нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания.

Высокие требования современной системы образования к организации обучения и воспитания делают проблему развития психических познавательных процессов дошкольников особенно актуальной для поиска новых и более эффективных психолого-педагогических подходов. Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в детском саду, в школе обычно переходит в разряд неуспевающих. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и другими мыслительными операциями.

Неуспеваемость вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с педагогами. Это может привести к возникновению асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте.  

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.

Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.

Педагогический проект направлен для работы с детьми старшего дошкольного возраста  с задержкой психического развития. И разработан в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г  № 1155), «Конвенцией о правах ребенка», Законом РФ «Об образовании»,  и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Вид проекта: групповой

Тип проекта: практико-ориентировочный, информационный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста  группы ЗПР, учитель-дефектолог

Возраст детей: 5-7 лет

Проблема: Недостаточная сформированность познавательных процессов и мыслительных операций зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в дошкольном учреждении. 

Проектная идея: реализация данного проекта повысит уровень развития психических процессов, знаний и представлений об окружающем мире, а развитие логических приемов мышления, у детей старшего дошкольного возраста будет характеризоваться положительной динамикой при целенаправленной и систематической организации комплекса дидактических игр и упражнений.

Актуальность:  Проблемы изучения детей с задержкой психического развития поднимались в работах Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой и др. Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. У данной категории детей нарушены все виды мышления, в особенности словесно-логическое. Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л.Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

  • в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности;
  • в  нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем  проб
  • в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.

Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логическим мышлением. Такое значительное отставание в развитии словесно-логического мышления убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления.

Принципы реализации проекта:

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода  - учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического развития
  2. Принцип систематичности и последовательности  – постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных знаний , правил, реализация мероприятий в системе
  3.  Принцип наглядности и занимательности – предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры
  4. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха
  5. Динамичность: интеграция проекта в разных видах деятельности
  6. Принцип дифференциации: создание благоприятной среды для усвоения предложенного материала каждым ребенком

Цели проекта: 

  1. создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения
  2. повышение собственного профессионального уровня, обогащение и углубление знаний, совершенствование коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР

Задачи проекта:

  1. Формировать и совершенствовать у детей мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация;
  2.  Формировать у детей умения рассуждать, доказывать, логически мыслить;
  3. Поддерживать у детей познавательный интерес;
  4. Развивать у детей: коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; творческое воображение;
  5. подбор комплекса игр для развития логических приемов мышления старших дошкольников

Предполагаемый результат:

  1. Способность и умение детей самостоятельно производить простые логические действия (выполнять группировки, обобщение, конкретизацию, сравнение, выделять лишнее, устанавливать причинно-следственные связи и др.)
  2. Непроизвольное усвоение детьми нового материала на игровой основе
  3. Использование игрового материала (дидактические игры, упражнения и задания) ведет к более интенсивному развитию  компонентов логического мышления, стимулирует умственную активность каждого ребёнка
  4. Способность логически мыслить позволяет  понимать происходящее вокруг, решать различные задачи, делать умозаключения, доказывать и опровергать словом
  5. Дидактическая игра делает процесс обучения легким и занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

  • Изучение методической литературы по данной теме
  • Подбор игровых упражнений и дидактических игр
  • Диагностика детей по мышлению
  • Подбор наглядного материала
  • Перспективное планирование проекта

2 этап – основной (практический)

  • Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР путем внедрения в образовательный процесс эффективных методов и приемов (дидактических игр и упражнений)

3 этап – заключительный

  • Мониторинг детей
  • Разработка рекомендаций для родителей «Дидактические игры и упражнения для развития мышления у дошкольников»

Перспективный план работы с детьми

(примерный)

Самой продуктивной формой обучения в дошкольном возрасте является игра, поэтому реализация проекта осуществляется на основе погружения в игровое пространство. Доказано, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребёнок учится и приобретает умения без особого над собой усилия. Условия игры сами диктуют ребёнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно принимает и учиться с явной заинтересованностью. Знания, поданные в готовом виде, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают его. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, потому что в ней он может проявить себя, реализовать свой творческий потенциал и перенести приобретённые умения в другие условия. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Это и есть результат осуществления одного из направлений развития образования в настоящем времени.

Лексическая тема

Примерная подборка дидактических игр, содержание

Игрушки

 «Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Разложи игрушки (цвет, форма, величина)» (формировать умение проводить анализ, сравнение, выделять существенные признаки и обобщать по ним)

«Новоселье матрешек» (закреплять умение классифицировать в определенной последовательности)

«Обведи, закрась» - корректурные пробы детский вариант (умение классифицировать по определенную признаку)

Лето

«Бывает – не бывает?» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат.)

Времена года (развитие навыков анализа и синтеза.)

«Дождливая погода» (рассказ со скрытым смыслом) - формирование умений выполнять систематизацию

«Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Лес: грибы и ягоды

«Что сначала, что потом?» (Нашли ежа) – формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить  причинно-следственные отношения, развивать речь

Выкладывание картин из счетных палочек «Гриб», «Ягода» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Угадай по описанию», «Загадай предмет и опиши его» (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета)

Осень

«Чепуха» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат, при помощи суждений делать умозаключения)

Упр. «Определи время года по перечисленным признакам» (упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез)

«Что сначала, что потом?» (Щенок под дождем) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить  причинно-следственные отношения, развивать речь

Выкладывание из счетных палочек «Елка», «Кустарник» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

Огород. Овощи.

«Съедобное - несъедобное» (формирование умений выполнять классификацию)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Что не подходит?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Что сначала, что потом?» (Помидоры) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

Сад. Фрукты

«Съедобное - несъедобное» (формирование умений выполнять классификацию)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Давай сравним» (учить сравнивать предметы – выделять существенные признаки объектов)

Мой дом. Мебель

Выкладывание картин из счетных палочек «Стул», «Кровать» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Четвертый лишний?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Загадай предмет и опиши его» (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета)

Кухня. Посуда

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

Выкладывание картин из счетных палочек «Черпак» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Подбери слова к предмету» (развитие словесно-логического мышления, подбор как можно больше слов - признаков, которые логически подходят для описания предмета, построение умозаключений )

Одежда. Обувь. Головные уборы

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Сгруппируй предметы правильно» (учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место, закреплять умение классифицировать предметы)

 Упр. «Отгадай загадку – покажи отгадку» (учить  отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного)

Зима. Зимние забавы

«Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.)

«Бывает-не бывает?» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат)

«Что сначала, что потом?» (Елка) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Ассоциации - подбери слово (картинку) (мороз-шуба, зима-лыжи и т.д.)» (формирование умения устанавливать логические  связи между понятиями и предметами, делать умозаключения, доказывать свой выбор)

Зимующие птицы

«Что сначала, что потом?» (Нашли птенца) -  формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить  причинно-следственные отношения, развивать речь

«Назови, каких знаешь зимующих птиц» (систематизация понятий, родовые понятия)

«Загадай птичку» - (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета)

«Сравни птиц» - (учить сравнивать предметы – выделять существенные признаки объектов)

Дикие животные и их детеныши

«Какое слово лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

Геометрическая мозаика «Заяц» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Любимая еда» (заяц – кора, белка-шишка и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Домашние животные и их детеныши

«Что сначала, что потом?» (Кошка и мышка) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить  причинно-следственные отношения, развивать речь

 «1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

Геометрическая мозаика «Кошка», «Лошадь», «Собака» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Любимая еда» (корова-сено, кошка-молоко и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Домашние птицы

Геометрическая мозаика «Петушок» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Подбери слова из перечисленных, обозначающие домашних птиц» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«У кого кто?» - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Профессии

«Профессии. Кому что нужно для работы?» (развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия)

«Кто что делает? или «Кто это делает?» (развитие абстрактного (словесно-логического) мышления, подбор глаголов к существительным)

«Найди ошибку» (словесно) или «Что перепутал художник?» (наглядно) – развитие словесно-логического мышления, умение замечать ошибку, устанавливать связи и делать выводы

Упр. «Объясни понятие (профессию)» (учить мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е.  выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных, развивать умственную активность)

Комнатные растения

Выкладывание картин из счетных палочек «Цветок» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Найди лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков)

«Выбери все комнатные цветы» (формировать умение классифицировать и обобщать предметы)

Весна.

«Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.)

«Бывает – не бывает» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат.)

«Не покатались» (рассказ со скрытым смыслом) - формирование умений выполнять систематизацию

«Продолжи предложение» (развитие абстрактного мышления, умение устанавливать причинные связи, правильно и последовательно излагать свою мысль)

Перелетные птицы

«Подбери слова из перечисленных, обозначающие перелетных птиц» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

«Загадай птичку» - (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета)

Игра «Рыбы - птицы - звери» (учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории, формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа, закрепление видовых и родовых понятий)

Город

«Магазин» (формировать умение проводить анализ, сравнение, выделять существенные признаки и обобщать по ним)

«Скажи наоборот (дом высокий – низкий, улица длинная- …)» (развитие логического мышления, умения подбирать слова-антонимы)

Транспорт

«Летает, плавает, едет» (формирование умений выполнять классификацию)

Геометрическая мозаика «Поезд», «Грузовик», «Самолет» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

Выкладывание картин из счетных палочек «Кораблик», «Самолет» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

Насекомые

Геометрическая мозаика «Бабочка» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Летает – ползает, скачет» (формирование умений выполнять классификацию)

«Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Выкладывание картин из счетных палочек «Жук» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

Цветы луга и сада

«Продолжи ряд» (формировать умение выстраивать определенную последовательность)

Геометрическая мозаика «Цветок» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

Выкладывание и счетных палочек «Тюльпан», «Одуванчик» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Ягоды, деревья, цветы» (учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории, формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа, закрепление видовых и родовых понятий)

Жители водоемов

Геометрическая мозаика «Рыбка» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Выкладывание картин из счетных палочек «Рыбка» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

Упр. «Найди отличие» (формировать и развивать у детей основные операции мышления, учить находить сходства и различия между предметами и явлениями, делать правильные умозаключения)

Взаимодействие педагогического коллектива группы и учителя-дефектолога

От слаженности в работе учителя – дефектолога и педагогического коллектива во многом зависит успех коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с задержкой психического развития.

Многие из коррекционных задач решаются дефектологом, логопедом и воспитателем совместно. Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции дефектолога, логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность повторения занятий. Рекомендуется выделить в группе уголок, т. е. место для занятий, в котором должны находиться игры для формирования и развития мыслительных  и психических процессов. Наглядный материал в уголке обновляется в течение учебного года по мере прохождения учебного материала.

Дефектолог осуществляет формирование высших психических функций, контроль, а  так же оказание методической помощи воспитателям, вместе с воспитателем и логопедом следит за развитием каждого этапа. Задача работы дефектолога заключается в обучении и формировании навыков.

Взаимодействие с воспитателем: Воспитатель выступает чаще посредником между специалистом и детьми. Для этого воспитатели должны присутствовать на фронтальных занятиях специалиста, а он в свое время может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля, так и оказания методической помощи воспитателям. Воспитатель занимается закреплением навыков и умений и должен знать, на какой стадии развития находится каждый ребенок, а так же вместе со специалистами группы следить за развитием каждого этапа.

Задача работы воспитателя заключается в «создании условий для практического усвоения…», «упражнении в использовании…», «закреплении…», «активизации…». Важна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Воспитателям следует видеть дефекты развития детей и знать, что ошибки детей – не случайность, а симптом их психического неблагополучия.
Воспитатели стремятся содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, укрепляя и расширяя их компенсаторные возможности, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных дефектологом в определенный период обучения.

В работе воспитателя важным моментом являются вечерние занятия по заданию дефектолога (после полдника). На вечерние занятия педагог может взять одного или несколько человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал. Все задания должны быть знакомы детям. Наглядный и речевой материал отбирается индивидуально для каждого ребенка.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения и изменение условий общения. В его задачу также входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление у детей веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных эмоций, формирование интереса к занятиям.

В процессе коррекционной работы воспитатель также как и другие специалисты,  уделяет большое внимание развитию мелкой моторики. Во внеучебное время он может предлагать детям тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, завязывании и развязывании шнурков, сортировке мелких предметов.

Взаимодействие с логопедом: осуществляет развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.д.

Логопед подбирает речевой материал для детей, учитель-дефектолог регулирует познавательную составляющую. Оба специалиста учитывают возрастные, интеллектуальные и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Такая схема взаимодействия позволяет расставить акценты в работе дефектолога и логопеда в пределах своей компетенции, преследуя одну цель, но достигая её разными средствами.

Так, например, преследуя цель «развить мышление и  воображение детей», учитель-дефектолог может предложить игру «На что это похоже?»: дается элементарное схематичное изображение, по которому нужно определить, что напоминает этот рисунок. А учитель-логопедразвивая мышление и воображение, использует мнемокарточки и мнемотаблицы при пересказах и составлении рассказов, например, назови цвет посуды - это изображение цветных фигур.

Не менее важным является процесс формирования такой мыслительной операции, как классификация. Учитель-дефектолог может предложить игру «Кому что нужно»: какие инструменты нужны повару для работы? Важным в работе логопеда является научить классифицировать звуки по признаку - гласный или согласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий.

В коррекционно-развивающем процессе дефектологу важно научить детей сравнивать предметы, находить в них не только различия, что детям дается гораздо легче, но и выделять общее между ними, таким образом, способствуя развитию ассоциативного мышления (пример, найди сходства и различия между предметами по картинкам). А у учителя-логопеда может быть игра на использование сравнения при употреблении слов антонимов. Например, дети учатся определять противоположное эмоциональное состояние человека. И что немало важно: сами демонстрируют их на себе, тем самым не только проговаривая необходимые слова-антонимы, но и переживая их.

Важно детей научить обобщать предметы, исключать по различным признакам. С этой целью дефектолог предлагает игры «Что лишнее?», по функциональному или ситуативному признаку.

Решая те же задачи, учитель-логопед  предлагает игры  «4-й лишний» - на материале изучения лексических тем по принципу обобщений – «Назови одним словом».

Взаимодействие с музыкальным руководителем: учитель-дефектолог включается в разнообразную детскую деятельность. Может, по согласованию с музыкальным руководителем, активно поучаствовать в музыкальном занятии или развлечении, выступить с детьми в концерте или на празднике. Также и музыкальный руководитель включается в познавательную (например: викторина) или коммуникативную (в процессе какой-либо игры) деятельность. В совместную коррекционную работу возможно включение доступных драматизаций народных сказок по тематике. Эффективность коррекционной работы увеличивается, если педагоги группы регулярно закрепляют материал, который вводится на занятиях.

Взаимодействие с инструктором по физической культуре: на групповых занятиях с инструктором по физической культуре, отрабатываются, закрепляются и расширяются те знания и умения, которые дети уже получили на занятиях с учителем - дефектологом. Они направленны на повышение уровней развития всех детей и сопровождаются движениями, речью и даже пением. Это комплексы общеразвивающих упражнений, пальчиковые и артикуляционные гимнастики, точечные массажи и многое другое.

На основе статистических данных дети с задержкой психического развития  менее физически подготовлены чем дети с нормальным темпом развития. Это вызывает определенные трудности в овладении детьми как учебного материала, так и развитию памяти, мышления, внимания и других высших психических фунуций. Преодолеть трудности, вызванные физической неполноценностью помогают индивидуальные занятия.

Здесь учитываются непосредственно особенности каждого ребенка. Перед индивидуальными занятиями с детьми учитель – дефектолог и инструктор по физической культуре обмениваются рекомендациями более уточненного характера: коррекция моторной неловкости, слабое развитие мелкой и общей моторики, гипер- и гипоактивность, различные виды тремора, слабое развитие артикуляционного и дыхательного аппарата у того или иного ребенка. Некоторые задания в своих индивидуальных занятиях учитель – дефектолог направляет на коррекцию этих недостатков. Они подбираются с учетом лексических тем, рекомендаций инструктора по физической культуре, особенностями развития каждого ребенка и так же носят речевой характер. Это и речевые пятиминутки, и дыхательные и пальчиковые игры, различные виды шнуровки, работа с сенсорными коробками, мозаиками, задания в условиях соревновательной деятельности, мимические упражнения и многое другое.

Развитие физической активности при комплексном воздействии всех специалистов и педагогов существенно повышает результативность коррекции психических, речевых и двигательных нарушений, встречающихся у детей с ЗПР. Это связанно не только с постоянным повторением и усложнением уже известных заданий, но и положительным эмоциональным сопровождением.

Работа с родителями

  • Наглядная информация в родительском уголке по теме «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (консультации, памятки, буклеты).
  • Рекомендации по проведению совместных игр родителей и детей в вечернее время дома
  • Привлечь родителей к совместному изготовлению дидактических игр

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Игры для детей 5-8 лет: развитие логического мышления и речи, «Сфера», 2010

  1. Афонькина Ю.А., Колосова Н.В. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития, «АРКТИ», 2016

  1. Жукова О.С. Развиваем мышление, «Астрель», 2008 (Клуб веселых дошколят)

  1. Кагарлицкая Г.С. Что зачем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4-х лет, «Генезис», 2011

  1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников, «Академия развития», 2007.

  1. Шалаева Г. Большая книга логических игр, «АСТ Слово», 2013.

  1.  Интернет-ресурсы