Развитие элементов инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность
материал

Пуштова Наталья Викторовна

«Развитие элементов инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность».

Актуальность:

Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитать человека творческого и креативного, способного нестандартно мыслить и самостоятельно создавать новые технические формы, а значит владеющего основами инженерного мышления. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Конструирование в детском саду было всегда, но в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход, который будет способствать развитию исследовательской, творческой активности детей, умению наблюдать, экспериментировать, а значит формировать и развивать элементы инженерного мышления детей.

Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день существует актуальная проблема повышения познавательной мотивации и развития элементов инженерного мышления дошкольников через конструктивно-модельную деятельность и техническое творчество.

Цель опыта заключается в создании условий содействующих развитию элементов инженерного мышления старших дошкольников за счет максимального обогащения их личного опыта в процессе организации конструктивно-модельной деятельности.

Задачи:

1. Формировать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

2. Развивать мышление, умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы.

3. Развивать воображение, внимание, память.

4. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие элементов инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста через конструктивно-модельную деятельность».

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже

Актуальность:

Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитать человека творческого и креативного, способного нестандартно мыслить и самостоятельно создавать новые технические формы, а значит владеющего основами инженерного мышления. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Конструирование в детском саду было всегда, но в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход, который будет способствать развитию исследовательской, творческой активности детей, умению наблюдать, экспериментировать, а значит формировать и развивать элементы инженерного мышления детей.

Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день существует актуальная проблема повышения познавательной мотивации и развития элементов инженерного мышления дошкольников через конструктивно-модельную деятельность и техническое творчество.

Цель опыта заключается в создании условий содействующих развитию элементов инженерного мышления старших дошкольников за счет максимального обогащения их личного опыта в процессе организации конструктивно-модельной деятельности.

Задачи:

1. Формировать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

2. Развивать мышление, умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы.

3. Развивать воображение, внимание, память.

4. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, умение работать в коллективе, эффективно распределять обязанности.

Новизна

Новизна опыта заключается во внедрении в образовательный процесс конструктивной деятельности с использованием конструкторов «Знаток» и «ЛЕГО-классик», которая является инструментом для развития элементов инженерного мышления.

Адресность опыта

Применение данного опыта возможно в условиях работы с детьми старшего дошкольного возраста. В форме индивидуальных, подгрупповых взаимодействий педагога с воспитанниками.

С целью выявления знаний детей о различных видах конструкторов была проведена диагностика конструктивно-игровой деятельности ребенка с конструктором, которая показала что в группе у 25% детей низкий уровень конструктивно-игровой деятельности.

Для работы с конструктором, была пополнена предметно-развивающая среда группы: организовано «Конструкторское бюро», расширен ассортимент конструктора ЛЕГО большими и малыми формами, приобретен конструктор «ЛЕГО-классик» и конструктор «Знаток», создана картотека игр, изготовлены схемы-образцы.

Чтобы конструктивная деятельность вызывала у детей интерес, я подобрала содержание, которое доступно их пониманию и связала конструктивную деятельность со знакомством с инженерными специальностями, в соответствии с программой ДОУ «Инженерики». Таким образом, мною был составлен тематический план, который включает в себя занятия с конструкторами «ЛЕГО-классик» и «Знаток».

Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: творческое, наглядно-образное и техническое. Все они начинают формироваться в дошкольном возрасте. Поэтому работу с детьми я построила в соответствии с моделью: ребенок - исследователь, ребенок - конструктор, ребенок - мастер, ребенок - творец.

Ребенок – исследователь. На данном этапе ребенок исследует образцы продукта, у него формируется восприятие формы, размеров объекта, пространства. Юный исследователь, активно использует опорные схемы, различные символы и знаки. Это происходит в процессе знакомства с конструктором и историей его создания. При знакомстве с конструктором «ЛЕГО-классик» дети не только познакомились с названиями деталей, способами их соединения, но и совершили виртуальную экскурсию в Данию, место, где появились первые кубики ЛЕГО. Знакомясь с конструктором «Знаток» дети узнали историю его создания и то, что с его помощью можно получить знания о электричестве, электротехнике, электроники.

Ребенок – конструктор. На этом этапе идет работа по созданию продукта. Ребенок получает знания о части целого, свойствах предмета, о понятиях синтеза и анализа посредствам конструирования по образцу, по инструкциям и схемам. В качестве образца могут служить рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки. Обучая детей чтению схем и инструкций, знакомлю с условными обозначениями, цифровыми кодами деталей. Дети строят по простым схемам и инструкциям, а затем по более сложным.

Ребенок – мастер. Здесь ребенок реализует свой опыт созидания. У ребёнка-мастера появляется своя собственная активная позиция через создание конструкций по заданным условиям, без образца, рисунков, схем и инструкций.

Ребенок – творец. Это созидатель, вершина мастерства: ребенок имеет навыки конструирования, исследовательской деятельности, умение устанавливать причинно-следственные связи, созидает и творит по замыслу. Конструирование по замыслу творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность.

Одним из важнейших направлений конструктивно-модельной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Поэтому я провела родительское собрание «Конструирование как средство развития логического мышления детей», консультацию для родителей «Как выбрать конструктор для ребенка», организовала выставки работ для родителей «Маленькие конструкторы», «Детская площадка».

Для создания условий содействующих развитию элементов инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста необходимо как можно чаще знакомить их с различными техническими изобретениями и новыми достижениями в мире техники. Воспитанники моей группы стали активными участниками «Фестиваля наук» организованного Карачевским филиалом ОГУ, где познакомились с различными изобретениями, попробовали применить на практике свои творческие и технические способности. А приобщиться к миру робототехники им помогло «Шоу роботов».

Результативность опыта

В процессе работы по данной теме у детей появился высокий интерес к конструктивной деятельности (58% детей имеют высокий уровень развития конструктивно-игровой деятельности). Они научились излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений, а значит, у детей развиваются элементы инженерного мышления. Дошкольники научились работать в команде, эффективно распределять обязанности, уверенно строить и моделировать по схеме.

Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию элементов инженерного мышления с помощью конструирования способствует всестороннему развитию детей. Опыт моей работы поможет детям без труда продолжать развивать инженерное мышление и конструктивную деятельность в школе и поспособствует в дальнейшем выбрать нужную профессию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)

Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших  дошкольников  посредством музыкально-театрализованной деятельности...

Развитие инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности

Материал содержит план работы и теоретическое обоснование темы по самообразованию "Развитие инженерного мышления  детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности...

Мастер-класс для педагогов "Развитие познавательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"

Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность. Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальн...

Конструирование как вид деятельности по развитию инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста

Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам специа...

РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОУ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИГОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Дошкольное образовательное учреждение работает по направлению ранней профориентации и инженерного образования  детей дошкольного возраста с применением инновационных технологий (технологии CUBORO...