методическая разработка на тему: Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Воробьева Ирина Вячеславовна

В системе дошкольного образования есть замечательный вид детской деятельности – элементарная поисковая деятельность. Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в повседневной жизни, в игре, в труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, формирование представлений, открытие способов познания. В содержание поисковой деятельности используется очень эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledov.deyatelnost.docx70.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 «Ягодка»

Методическая разработка

тема: Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы»

                                                                          Воспитатель:

   Воробьева Ирина Вячеславовна

г.о.г.Бор

2016г.

Расскажи – и  я забуду,

Покажи – и  я запомню

Дай попробовать – и я пойму.

         (китайская пословица)

Дошкольники – прирожденные исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

 Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представления о мире, видит многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, с другой – вырабатывает способность самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Поэтому актуальность избранной темы я увидела в том, что именно в дошкольном возрасте пока ребенок не усвоил все знания, которые накопило человечество, необходимо сформировать у него познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать связи между ними, т.е. упорядочить свои представления о мире.

Важно также понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они требуются каждому человеку независимо от характера его профессиональной деятельности. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни.

Мы хотим видеть наших воспитанников творческими личностями любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными.

Я считаю, что в этом поможет  элементарная поисковая деятельность. Она имеет огромный развивающий потенциал. Поисковая деятельность, экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их  неживой природы. В системе знаний об окружающем мире особое место занимают представления о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

         Старший дошкольный возраст очень важный возрастной период для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого - не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.

Учитывая актуальность значения, которое имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей,  мною была выбрана тема исследования.

Я убеждена, что используя элементарную поисковую деятельность, можно сформировать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: анализ формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через использование элементарной поисковой деятельности с объектами неживой природы

Задачи:

  • Подобрать, изучить и проанализировать методическую литературу по теме;
  • Дать характеристику элементарной поисковой деятельности как средства познания окружающего мира;
  • Провести обследование уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой на начальном и завершающем этапе моего исследования;
  • Выстроить систему работы для детей старшего дошкольного возраста через элементарную поисковую деятельность с объектами неживой природы.

Что такое «познавательный интерес»

Проблему формирования познавательного интереса у детей широко исследовали в психологии и педагогике Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова.

Г.И.Щукина считает, что  познавательный интерес выступает:

  • как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
  • как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
  • как мощный побудитель активности личности;
  • как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.  

Н.Г. Морозова характеризует интерес, тремя обязательными моментами:

  • положительной эмоцией по отношению к деятельности;
  • наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;
  • наличием мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься, независимо от других мотивов.

Познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Таким образом, учитывая выше изложенное, я понимаю, что познавательный интерес у дошкольников  формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно – субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития:

  • любопытство
  • любознательность
  • интерес к познанию (познавательный интерес)
  • теоретический интерес

И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связана с новизной ситуации.

На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Проблема любознательности разрабатывается в отечественной психологии достаточно давно, хотя она далека еще от своего окончательного решения. Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С.Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Д.Е.Берлайн, Г.И.Щукина, Н.И.Рейнвальд, А.И.Крупнов и др.

Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью освоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент".

Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.

Старший дошкольник интересуется явлениями неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда – в воду; воды – в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений, объяснений. Старший дошкольник "выверяет" свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

Поэтому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.

Элементарная поисковая деятельность

как средство познания окружающего мира

В системе дошкольного образования есть замечательный вид детской деятельности – элементарная поисковая деятельность. Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в повседневной жизни, в игре, в труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, формирование представлений, открытие способов познания. В содержание поисковой деятельности используется очень эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование".

Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целе-образования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Использование в работе по формированию познавательного интереса дошкольников детского экспериментирования объясняется следующим:

  • В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
  • Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
  • В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
  • Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
  • Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.

В экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

Таким образом, в дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

  • По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
  • По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.
  • По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
  • По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
  • По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
  • По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
  • По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
  • По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
  • По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
  • По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
  • По способу применения в группе – демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы, а выбор их использования зависит от поставленных целей и задач.

В группе создала Уголок экспериментирования, который постепенно пополняю все новыми материалами, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях. Составила картотеку детских опытов с объектами «неживой природы» по блокам:

  • «Удивительные свойства воды»;
  • «Воздух – невидимка»;
  • «Его величество огонь»;
  • «Откуда приходят звуки?»;
  • «Чудеса под ногами»;
  • «Волшебный магнит»


Работа по экспериментированию проводится ежемесячно. Использую разные формы организации: фронтальные занятия, экскурсии, чтение художественной литературы, развлечения, опыты, беседы.

Дети любят проводить опыты с магнитом, с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; узнают тайны воды; выясняют особенности взаимодействия воды, льда, снега; изучают свойства магнита.

 Отношения с детьми строю на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий».

Экспериментирование помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой работы с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.

В группе создан уголок экспериментирования. Он является базой для специфической игровой деятельности дошкольника. Играя, дети превращаются в «ученых», что резко усиливает интерес детей к проведению исследования. Они ведут себя серьезнее, чем обычно, с нетерпением ждут очередного проведения исследования. В уголке экспериментирования представлена картотека экспериментов с различными объектами живой и неживой природы.

Для проведения исследований имеются различные материалы, приспособления, измерительные приборы, например: мерные стаканчики, линейка, свечи парафиновые, фонарик, различные емкости, стеклянные колбочки, деревянные палочки, зеркальце, воздушные шары и др. Собрана коллекция семян, камней, ракушек, злаков, сухих листьев, образцов бумаги и тканей разной фактуры.

Уголок экспериментирования постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. 

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. 

Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей.

С этой целью я провожу консультации, на которых пытаюсь объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что  не надо делать за ребёнка его работу. Объясняю, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.

 Так же разработала памятку  для родителей:  «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию».

Для родителей создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
Результатом этой работы служат интересные рассказы детей.

Состав и структура уголка экспериментальной деятельности.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

 - схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

- коллекции  - мини-музей (тематика различна, например: "Часы бывают разные", "Изделия из камня".

 - материалы распределены по разделам:

«Юный физик»:

-лупа, стекло, магнит, железо, резина;

-технические материалы: гайки,  болты, гвозди, винтики, шурупы, конструктор  и т.д.;

 -утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева и т.д.;

-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

«Юный химик»: колбы, пробирки, песок, глина, земля, красители: пищевые и непищевые: гуашь, акварельные краски и др.;

«Юный биолог»: «зелёный уголок», семена растений, гербарий, шишки, спил деревьев, ракушки, мох, хвоя и т.п.;

 «Юный географ»: Глобус, коллекция камней, песок, глина, земля, разные виды почвы;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, свечи,  сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда; приборы-помощники: песочные часы, лупы, резиновые перчатки.

 - мини-стенд "Почемучка";

- схемы и модели проведения опытов;

"Почемучка", от имени которого моделируется проблемная ситуация.

В уголке экспериментальной деятельности выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

2) место для приборов. Место для хранения материалов (природного, "бросового");

3) место для проведения опытов;

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

   Опытно-экспериментальная работа с детьми  направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Примерный тематический план:

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы».

Тема

Цель

Оборудование

Ход занятия

Сентябрь.

«Воздух».

- развивать личность ребенка, психические качества, мыслительные операции, творческое воображение, познавательные интересы;

-расширить знания об окружающем мире: свойства воздуха, земли, воды, огня, взаимодействие между ними;

- формирование общенаучных умений и навыков;

- воспитание усидчивости, умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе.

Целлофановый пакет, мяч, кубики, пустой стакан, таз для воды, лодочка с флажком, мыльные пузыри, банки стеклянные.

- Опыт «Есть воздух». - Этюд «Камень и почва».

- Опыт «Воздух упругий».

- Опыт «Воздух нужен для жизни». - Наблюдение «Дуем – играем».

«Простые и ценные камни в природе».

- познакомить детей со свойствами песка и камней;

 -  развивать интерес к камням, сенсорные ощущения, умения обследовать камни разными органами чувств, называть их свойства и особенности;

 - дать детям представление о сходстве и различиях песка и камней, речных и морских камней;

дать представление о ценных камнях.

Песок, белая и черная бумага, банка с водой, набор морских и речных камней (раздаточный материал), куски мрамора и гранита, иллюстрации с изображением архитектурных сооружений из мрамора и гранита, несколько сувениров или женских украшений, кусок дерева, гвозди, молоток.

- Наблюдение «Песок».

-  Сравнение песка и речных камней.

-  Опыт с камнями

-Рассматривание иллюстраций с изображением архитектурных сооружений из мрамора и гранита.

- Беседа о специальной обработке камней, рассматривание сувениров, украшений.

Октябрь

Воздух, вода и свет

- дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для жизни на земле;

- научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода – бесценный дар природы;

- подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

стеклянный кувшин с водой, стакан с молоком, кусочки льда, термос с кипятком, марля, бумажные салфетки, воздушные шарики по количеству детей (по 2 шт.), зеркальце, два ящика с проросшим овсом, стакан с молоком, силуэт человека с изображением органов дыхания, весы.

- Беседа.

- Опыт с воздушными шарами

- Чтение стихотворения И.А.Бунина «Родник».

- Игра «Ручеек».

- Игры «У воды нет вкуса и запаха»

«Вода прозрачная»

- Обсуждение свойств воды и воздуха

- Беседа «Роль света в жизни человека и растений».

- Рисование свечой.

Ноябрь.

«Сравнение песка, глины и камней».

- уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней;

- учить сравнивать материалы, правильно называть их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках;

- познакомить детей с песочными часами,;

- развивать творчество в лепке, умение правильно называть разные явления, объяснять их.

Камни и глина на каждого ребенка, сухой песок в миске, часы песочные (на 1 и 10 мин.), большая банка с водой, 2-3 гвоздя, молоток, доски для лепки, фанера или поднос для коллективной лепки, фишки для награждения.

- Соревнование между детьми по сравнению материалов.

- Опыт «Что тяжелее» (см. прилож. 3,3).

- Подведение итогов соревнования.

- Знакомство с песочными часами.

- Лепка игрушек из глины.

Январь

Снег и его свойства

- уточнить и расширить представления детей о снеге;

- помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства;

- учить детей анализировать, делать выводы;

- развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы;

- учить грамотно формулировать свой ответ.

изображение различных состояний воды, карточки с «маленькими человечками», иллюстрации с изображением снежинок.

- Загадки о снеге, снежинках.

-Наблюдение  «Морозные узоры»

-Дид. игра «Где снежинки?»

- Игры в «снежки» без снега (из бумаги).

- Беседа «Пришла зима- снег и радость принесла».

Апрель

«Солнце, Земля и другие планеты»

- дать детям элементарные представления о строении Солнечной системы;

- помочь детям понять, почему происходит смена дня и ночи.

Карта Солнечной системы, глобус и лампа, две пластилиновые фигурки людей, шапочки с изображением планет, мел, веревка, игрушечные бинокли

- Беседа о строении Солнечной системы.

- Подвижная игра «Солнце и планеты».

- Опыт «День и ночь»

Обследование уровня сформированности познавательного интереса

у детей старшего дошкольного возраста

Обследование детей

В своём исследовании я решила определить:

  • уровень овладения  умениями в элементарной поисковой деятельности
  • уровень сформированности познавательного интереса моих детей

Показатели и критерии оценки

владения умениями в элементарной поисковой деятельности

(старший дошкольный возраст)

Уровень

Критерии оценки

0

Не владеет элементами поисковой деятельности

Первый (низкий)

Познавательная задача – принимает элементарные простые познавательные задачи, поставленные взрослым.

Анализ познавательной задачи – не выдает информацию, что известно или неизвестно, даже с помощью взрослого.

Предположение – пытается выдвинуть предположения, иногда невпопад, т.е. не осознавая, принимает предположение взрослого.

Отбор способов проверки предположений – не определяет способы проверки, может принимать предложения взрослого.

Выводы – не способен сделать умозаключения.

Второй (средний)

Познавательная задача – принимает элементарные простые, однозвенные и сложные познавательные задачи, поставленные взрослым.

Анализ познавательной задачи – включается с помощью взрослого в анализ познавательной задачи, выявляет, что известно или не известно об объекте, явлении.

Предположение – осознанно включается в выдвижение предположений, принимает предположения взрослого.

Отбор способов проверки предположений – осознанно включается в выдвижение отбора способов проверки предположений, принимает предположения взрослого.

Выводы – делает при поддержке взрослого.

Третий (высокий)

Познавательная задача – способен самостоятельно поставить простую познавательную задачу, осознанно принимает сложные познавательные задачи, поставленные взрослым.

Анализ познавательной задачи – включается  в анализ познавательной задачи, выявляет, что известно или не известно об объекте, явлении.

Предположение – самостоятельно выдвигает предположения, которые могут быть как верными, так и ошибочными.

Отбор способов проверки предположений – самостоятельно отбирает способы проверки предположений, принимает предположения взрослого.

Выводы – способен самостоятельно сделать элементарные выводы; при незначительной поддержке взрослого способен сделать сложные умозаключения (т.е. по цепочке связей)

Показатели и критерии оценки

сформированности познавательного интереса

(старший дошкольный возраст)

Уровень

Критерии оценки

0

Проявляет равнодушие или нейтральное отношение к происходящему;  новыми и занимательными предметами, объектами, явлениями не интересуется.

Первый (низкий)

Проявляет всего лишь любопытство – избирательно относится к происходящему. Внимание ребенка обусловленное внешними, часто неожиданными обстоятельствами, иногда занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации, может реагировать на новизну ситуации. Не обнаруживает подлинного стремления к познанию.

Второй (средний)

Проявляет любознательность – обнаруживает сильные выражения эмоций удивления, радости; стремится «проникнуть» за пределы увиденного, испытывает удовлетворенность деятельностью; проявляет желание «расшифровать» загадку. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера.

Третий (высокий)

Проявляет интерес к познанию – наряду с любознательностью, проявляется интенсивность освоения различных способов достижения результата, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни, проявляет инициативу в желании узнать. Преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?" и  не только спрашивает, но пытается сам найти ответ, использовать свой накопленный опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент".

Система работы по формированию познавательного интереса у детей

через элементарную поисковую деятельность

Основываясь на результатах обследования, я разработала систему работы по формированию познавательного интереса у детей через элементарную поисковую деятельность.

В процессе элементарной поисковой деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными   материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.)  представляют  ребенку  возможность самому найти ответы на вопросы  "как?" и "почему?". Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, Но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей познавательного интереса, что так необходимо будущим первоклассникам. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания. Процесс познания – творческий процесс и задача воспитателя – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.

Этапы работы

Этап

Содержание работы

Первый (подготовительный)

  • организация  развивающей предметно – пространственной среды для удовлетворения любознательности детей (внесение безопасных «самодвижущихся», функциональных игрушек или объектов, природного материала [мыльные пузыри, заводные игрушки, детские музыкальные инструменты, фонтанчик, вечный двигатель…]; материалов неживой природы  [ песок, вода, камешки, желуди, семена…], бросовый материал и пр.);
  • обследование детей на начальном этапе (определение уровня познавательного интереса, уровня умений в поисковой деятельности)
  • совместная форма взаимодействия с детьми при организации элементарной поисковой деятельности (наблюдения, опыты, эвристические беседы…);
  • взаимодействие с родителями: определение уровня  компетенции в вопросах формирования познавательного интереса детей (опрос, анкетирование, беседы)

Второй (формирующий)

  • обогащение развивающей предметно – пространственной среды для формирования познавательного интереса детей (создание проблемных ситуаций в разных зонах среды; ситуативные проблемы в повседневной жизни, в режимных моментах…)
  • совместная форма взаимодействия с детьми при организации элементарной поисковой деятельности (чтение художественной литературы, рассматривание и чтение детских энциклопедий, наблюдения, опыты, эвристические беседы, создание «библиотеки» и «медиатеки», изготовление «Коробки для детских вопросов»…);
  • взаимодействие с родителями (тематические дни, совместные проекты, «живые журналы»…)

Третий

  • оснащение предметной развивающей среды для самостоятельного проявления познавательного интереса детей (внесение «мини лаборатории», дидактических игр, моделей, коллекций…)
  • совместная форма взаимодействия с детьми при организации элементарной поисковой деятельности и самостоятельная деятельность детей
  • взаимодействие с родителями (размещение наглядного материала для родителей «Наши открытия», индивидуальные беседы с родителями о развитии познавательного интереса ребенка, совместные занимательные досуги детей и родителей…)

Любые формы элементарной поисковой деятельности начинаются с постановки и принятия познавательной задачи (на начальном этапе воспитателем и в зависимости от уровня развития детей – детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения (например, о возможном течении явления природы и о его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом, полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу решить её дети не могут. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительный вывод. Самостоятельная работа детей в такой ситуации носит поисковый характер. При постановке перед детьми познавательных задач необходимо учесть их жизненную значимость, интерес к ним. Познавательная задача всегда содержит вопрос. Она включает некоторые данные, известные детям, которые можно использовать в решении. Часть данных дети могут отыскать в процессе комбинирования, преобразования уже известной информации и способов действий. Незнание должно быть частичным, тогда познавательную задачу можно решить с помощью опыта, сравнительного наблюдения или в процессе эвристического рассуждения. Если задача непосильна детям или слишком легка, не требует умственных усилий, то проблемной ситуации не возникает.

Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности: вначале – простые, содержащие однозвенные связи, затем – более сложные, содержащие цепочки связей (например: почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идет дождь, а зимой – снег? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру мерзнет? И т.д.).

После принятия задачи осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен обратить внимание детей на их противоречивость. На начальном этапе детям сложно выдвигать идеи (или не все ребята участвуют в этом), тогда воспитатель сам выдвигает предположение. Возникший у детей в ходе анализа ситуаций и выдвижения «гипотез» интерес к решению задачи следует использовать для отбора способов проверки предположений. Дети предлагают разные способы проверки, предлагает их и воспитатель. Это могут быть кратковременные распознающие наблюдения, длительные сравнительные наблюдения, элементарные опыты, демонстрация (или составление) моделей, эвристические беседы. Распознающие наблюдения используются при установлении свойств и признаков объектов. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используются опыты.

Заключительным этапом поисковой деятельности является формулирование выводов. К самостоятельному формулированию выводов детей следует побуждать. В случае неправильных выводов, можно сделать дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый ребенок пришел к правильным выводам.

Таким образом, в процессе организации поисковой деятельности у детей появляется возможность самостоятельно ставить познавательные задачи, искать способы её решения, что является сутью проявления познавательного интереса.

На третьем этапе формирования я руководствовалась следующими принципами организации элементарной поисковой деятельности:

  • Учить, а в последствии и побуждать детей самостоятельно выявлять и ставить проблему («Что нового я узнал вчера», «Что будет, если…?» и т.д.)
  • Поисковая деятельность детей (экспериментирование) организуется как активная деятельность (в центре воды и песка, мини-лаборатории, на прогулке, в режимных моментах, дома с родителями)
  • Результаты экспериментирования обязательно фиксируются (в схемах, рисунках, моделях).

Выводы:

1.В ходе проведенной работы нами была изучена современная психолого-педагогическая и методическая литература. Мы выяснили, что проблему познавательного интереса широко исследовали такие психологи и педагоги, как Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Г.И. Щукина, Н.Р. Морозова. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: Морозовой Н.Г., Николаевой С.Н., Ушинского К.Д., В.Г. Белинского, А.И. Герцена и других. Таким образом, мы пришли к выводу, что познавательный интерес в дошкольном детстве занимает особое место в воспитательно-образовательном процессе.

2.Для формирования интереса нужны все компоненты "поисковой деятельности". Она предполагает: а) возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка; б) постановку и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с воспитателем) решения; в) организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату; г) решение задачи (учебной, трудовой, внеклассной и т.д.) и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.

В ходе исследования мы увидели, что применение экспериментирования оказывает влияние на:

-повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

-речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

-личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т.д.);

-знания детей о неживой природе.

Заключение

В ходе работы мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, глубже разобрались, в сущности и структуре познавательного интереса и выяснили, что, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Также мы провели опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе овладения экспериментальной деятельностью и выяснили, что познавательный интерес у детей неустойчив. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Использование метода детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования).

В заключении, хочется процитировать слова Сухомлинского В. А.: "Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".

Литература

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  2. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
  3. Дыбина О.В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М.1999.
  4. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
  5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
  7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
  8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985, №2.
  9. Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада. М., 1994.

Комплекс несложных экспериментов с объектами природы для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

1.Прозрачная вода

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Описание.

В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть?

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

  • Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру "Узнай и назови" (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?
  • Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

2. Воздух повсюду

  • Задачи, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость.
  • Материалы, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.
  • Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.
  • Через нос проходит в грудь
  • И обратно держит путь.
  • Он невидимый, и все же
  • Без него мы жить не можем.
  • (Воздух)
  • Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
  • Игровое упражнение "Почувствуй воздух" - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
  • Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
  • Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

3. Каждому камешку свой домик

  • Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
  • Материалы: различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.
  • Описание. Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Действуют в соответствии с моделью: надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупат их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. За и чик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую - гладкие и округлые; во вторую - маленькие и шероховатые; в третью - большие и не круглые; в четвертую - красноватые. Дети работай парами. Затем все вместе рассматривают, как разложен камни, считают количество камешков.
  • Игра с камешками "Выложи картинку" - зайчик раздает детям картинки-схемы (рис.3) и предлагает их выложить из камешков. Дети берут подносики с песком и в песке выкладывают картинку по схеме, затем выкладывают картинку по своему желанию.
  • Дети ходят по дорожке из камешков. Что чувствуете? Какие камешки?

4.Можно ли менять форму камня и глины

Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Материалы: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Описание. По модели обследования предмета (рис.4) дед Знай предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого он предлагает детям нажать пальцем на глину, камень. Где осталась ямка от пальца? Какой камень? (Сухой, твердый.) Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети по очереди берут камень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отличается глина от камня? (Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)

Дети лепят различные фигурки из глины. Почему фигурки не разваливаются? (Глина вязкая, сохраняет форму.) Какой еще материал похож на глину?

5.Свет и тень

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.

Описание. Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: "Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?" Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?

Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям подарок.

  • Игра "Теневой театр". Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени.
  • Показ знакомой сказки, например "Колобка", или любой другой.

6.Цветной песок

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

Материалы: цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы, 2мешочка, мелкиетерки, миски, ложки (палочки,) небольшие банки с крышками.

Описание. К детям прилетел галчонок Любознайка. Он просит детей отгадать, что у него в мешочках Дети пробуют определить на ощупь. (В одном мешочке-песок, в другом-кусочки мела.) Воспитатель открывает мешочки, дети проверяют предположения. Воспитатель с детьми рассматривают содержимое мешочков. Что это? Какой песок, Что с ним можно делать? Какого цвета мел? Какой на ощупь? Можно ли его сломать? Для чего он нужен? Галчонок спрашивает: "Может ли песок быть цветным? Как его сделать цветным? Что будет, если мы песок перемешаем с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким же сыпучим, как песок?" Галчонок хвастается, что у него есть инструмент для превращения мела в мелкий порошок.

  • Показывает детям терку. Что это? Как ею пользоваться? Дети по примеру галчонка берут миски, терки и трут мел. Что получилось? Какого цвета у тебя порошок? (Галчонок спрашивает каждого ребенка) Как теперь сделать песок цветным? Дети насыпают песок в миску и перемешивают его ложками или палочками. Дети рассматривают цветной песок. Как мы можем использовать этот песок? (делать красивые картинки.)

Галчонок предлагает поиграть. Показывает прозрачную емкость, заполненную разноцветными слоями песка, и спрашивает детей: "Как можно быстро найти спрятанный предмет?"Дети предлагают свои варианты. Воспитатель Объясняет, что перемешивать песок руками, палочкой или ложкой нельзя, и показывает способ выталкивания из песка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Описание материала: предлагаем вашему вниманию методическую разработку по теме: нравственно-патриотическое воспитание. Методическая разработка  направлена на формирование у воспитанников старшего...

Методическая разработка на тему: «Веселая азбука" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

К моменту начала школьного обучения дети с ОВЗ, как правило, не приобретают тех знаний, умений и навыков, которыми самостоятельно овладевают их нормально развивающиеся сверстники. Без специального обу...

Методическая разработка на тему "Особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с заиканием".

Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря – это признак высокого развития речи ребенка.Проблема формирования словарного...

Методическая разработка на тему: «Особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет»

Данная статья будет интесна всем,кто имеет отношение к дошкольному образованию....

Методическая разработка на тему: «Особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет»

Данная статья будет интересна всем кто имеет отношение и кому интересно дошкольное образование...

методическая разработка по теме: Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие творческих способностей детей посредством использования практических методов и приемов.Программа на учебный год.Совместная образовательная деятельность проводится 8 раз в месяц (с сентя...

Методическая разработка на тему: «Организация театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте»

В данной методической разработке представлена система работы по организации курса  театральной деятельности детей 5-6 лет. Данная разработка может быть использована в рамках дополнительного...