Волшебная нить
картотека

Кардашова Наталья Александровна
Сборник игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_nit_2.docx108.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник игр с нитью

Игры, направленные на развитие речи

«Клубочек имен»

Цель: развитие диалогической речи, установление коммуникативного контакта.

В руках у воспитателя волшебный клубочек.

Я его передаю своему соседу слева, но у себя оставляю ниточку. Итак каждый передает, пока клубочек не вернется ко мне обратно.  Передавая клубочек, нужно назвать свое имя. (когда клубочек дойдет до конца, нужно его передавать обратно, называя имя соседа, которому передаешь)

«Да и нет»

Цель: умение последовательно задавать вопросы; активация речевой поисковой активности.

Предметы раскладываются на столе.

«Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. Выложите на бархатной бумаге контур выбранного предмета с помощью ниток. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет».

«Клубок по кругу»

Цель: совершенствование диалогической речи.

Дети садятся в круг. Воспитатель держит в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает вопрос любому ребенку. (например, как тебя зовут, что ты любишь?) Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему ребенку. Таким образом клубочек возвращается к воспитателю. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что похожа фигура, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

«Словесная цепочка»

Цель: игра совершенствует звукопроизношение, закреплять умение определять место звука в слове. Для этого нужен клубок.

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает клубок первому ребенку, говорит слово, например, дом. Ребенок, бросив клубок обратно, должен произнести слово, начинающееся тем же звуком, каким закончилось произнесенное воспитателем слово. Например, мак. И так далее, по такому же принципу.

«Паутина один - много»

Цель: игра учит формированию множественного числа существительных.

Для игры нужен клубок. Дети становятся в ряд. Воспитатель бросает мяч ребенку, говорит слово в единственном числе. Ребенок, бросив мяч обратно, должен произнести это же слово во множественном числе. Например, туча - тучи, цветок - цветы и т.д.

«Составь предложение»

Цель: тренируем навык построения предложений.

Воспитатель произносит предложение, ребенок должен выложить это предложение с помощью ниток (каждое слово – отдельная ниточка).

«Клубок лови – цвет назови»

Цель: игра тренирует навык сочетания существительных с прилагательными. Для занятия нужен клубок.

Дети выстраиваются в ряд. Воспитатель бросает клубок  ребенку, произносит прилагательное, которое означает цвет. Бросив клубок обратно, ребенок должен назвать существительное, которое сочетается с прилагательным.  Например, красный – яблоко, помидор, мак.

«Собери комплект»

Цель: игра учить сопоставлять объекты с определенными категориями.

Для игры нужен набор предметных изображений в виде карточек, разделенный на тематические категории, расположенных на доске. (мебель, транспорт, игрушки и другие). С помощью нити соединять карточки между собой по определенным, заданным признакам.

«Напиши буквы»

Цель: Закрепление графического изображения букв.

Ребенок выкладывает букву. Когда ребенок уже знает буквы — можно писать нитками слова.

«Фантазии»

Цель: развивать логическое мышление фразовую речь умение строить сложное предложение.

Берём клубочек и предлагаем детям наматывать на карандаш нить и составлять рассказ.

К нам пришел слон.

Мы оказались на другой планете.

Внезапно исчезли все взрослые.

Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах.

Этюд Фокус на выражение удивления

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой

чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из

чемодана выпрыгнула собака.

Игры, направленные на развитие элементарных математических представлений

«Выложи фигуру по контуру»

Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять знания о цвете, размере и форме.

Просим ребенка выложить нить по контуру фигуры. Предлагаем описать фигуру, цвет, размер.

«Цифры из ниток»

Цель: закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении.

«Напишите» с помощью нити цифры от 0 до 9.

«Проложи путь»

Цель: развитие ориентировки в пространстве, развивать зрительное восприятие, внимание.

Проложи путь к персонажу проведя нить под желтыми кругами и над синими кругами.

«Ну-ка повтори»

Цель: развивать зрительное восприятие.

На листе бумаги выложена половина изображения предмета, ребенку предлагается доложить нитью вторую половину.

«Соотношение количества и счета»

Цель: закреплять счет, развивать мелкую моторику.

Ребенку предлагается несколько коробочек (в которых лежат бусины), на которых написана цифра. Нужно нанизать на нитку количество бусин соответствующее числу на коробочке.

«Состав числа»

Цель: закреплять состав чисел в пределах 10

На карточках числовые домики, ребенку нужно соединить нужные числа нитью.

«Домик дней»

Цель: закрепление представлений о настоящем, прошедшем, будущем времени (понятия – вчера, сегодня, завтра).

На карточке нарисован домик с тремя этажами (вчера, сегодня, завтра).

Задаем детям вопросы – как называется день, который уже прошел (вчера, обозначаем его голубой нитью, заселяем на нижний этаж)

-как называется день, который идет сейчас (сегодня, его он занимает средний этаж, обозначаем его зеленой нитью)

-как называется день, который скоро наступит (завтра, его заселяем на верхний этаж, обозначаем красной нитью).

«Мерка»

Цель: знакомить детей с меркой нити.

Нити расположены вперемешку, нужно распределить их по длине от самой короткой до самой длинной.

«Напиши цифры»

Цель: Закрепление знаний цифр, математических знаний.

Выложите число больше 5, но меньше 7 или число меньше 3, но больше 1, а дети должны выложить цифру из ниток.

Воспитатель говорит математический пример (1+2) или (3-1), а дети должны выложить правильный ответ нитками.

Выложите соседей числа 7.

«Выложи вторую половину узора»

Цель: совершенствовать навыки симметричного выкладывания узора.

Педагог выкладывает первую половину узора из шерстяной нити, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

Игры, направленные на развитие эмоционального интеллекта

«Связующая нить»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми, способность к принятию друг друга.

Дети садятся по кругу, передавая клубок ниток друг другу так, чтобы все,  кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети сейчас чувствуют, что могут пожелать другим. Когда клубок вернется к воспитателю, все участники игры натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый важен и значим в этом целом.

«Лица»

Цель: формировать чувствование эмоций других.

Распознавать эмоции по выражению лица, и с помощью нити выложить эту эмоцию на листе бумаги.

«Чудики»

Цель: формировать способности к принятию себя с любыми эмоциями.

Выложить с помощью ниток персонажа на которого ты сам похож, и придумать про него сказку или историю.

«Комплименты»

Цель: повышение самооценки, создание положительного образа самого себя, развитие коммуникативных навыков.

Сидя в кругу, передается клубок ниток. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов. Принимающий кивает головой и говорит – спасибо, мне очень приятно. Затем он дарит комплимент своему соседу, игра проводится по кругу и передается клубок.

«Клубочек»

Цель: воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, чувства единства. Для игры используется клубок ярких, плотных ниток.

Воспитатель предлагает детям встать в круг (можно играть, сидя на ковре). Дети называют свое имя и передают друг другу клубочек по кругу, оставляя у себя нить и постепенно разматывая клубок. Когда клубок вновь возвращается к воспитателю, дети оказываются соединенными одной ниточкой в круг. Воспитатель предлагает детям вместе выполнить упражнения: поднять нитку вверх, опустить вниз и обращает внимание детей на то, что теперь клубочек объединил их всех вместе, и дружба помогает им выполнять упражнения, не разрывая нитки, значит, и дальше они должны дружить друг с другом.

«История одного клубочка»

Цель: научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его воображения, помочь анализировать собственные переживания.

Придумайте историю, суть которой в том, что клубочек переполнен эмоциями: - - ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;

- он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;

- он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему мучительно стыдно.

Чтобы клубочек не размотался от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно разматывает клубочек, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.

Выкладываем линии эмоций

Цель: формировать умение распознавать эмоции других.

Возьмите шерстяные нити одного цвета. Пусть ребенок на свой вкус выложит, как выглядит радостная линия, грустная линия, линия страха, линия отвращения, линия гнева, линия спокойствия. Все нити должны быть одного цвета и отличаться только формой.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики

«Намотай веревочку»

Цель: развивать мелкую моторику рук, скорость движений.

Двое игроков берутся каждый за свою палочку, к которым привязаны концы нитки. По центру подвешивается приз. Игроки расходятся и по команде начинают наматывать нитку на свою палочку, приближаясь к призу. Приз достается тому, кто первый домотает до него ниточку.

«Заплети косичку»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Прикрепить импровизированные пряди к стенду. Показать детям косички у куклы или у кого-то из детей. Продемонстрировать как заплетаются косы, дать возможность повторить это ребенку.

«Завяжи и развяжи узел»

Цель: развивать мелкую моторику.

Завязываем разные виды узлов.

«Лесенка из ниток»

Цель: развивать мелкую моторику.

Разложить ниточки на столе в виде  – ребенок пробежит по ней пальчиками. Выложить ниточку змейкой – ребенок перепрыгнет пальчиками через все изгибы ручейка. Выложить нитку зигзагом – ребенок прошагает пальчиками по лесенке из ниток.

«Плетенка»

Цель: развитие мелкой моторики.

Взять нить длиною 1,3 метра, связать концы вместе узелком. Красные стрелки обозначают последовательность действий в первую очередь. Зеленые – во вторую. В образовавшуюся петлю продеть мизинцы и большие пальцы обеих рук. Указательными пальцами обеих рук подцепить нить у середины противоположной ладони.

«Распутай клубок»

Цель: развитие мелкой моторики.

Замотайте толстыми нитками маленького игрушечного котенка. Предложите ребенку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушечного котенка, который играл с клубком и запутался…

«Узелки»

Цель: развитие мелкой моторики.

В процессе работы попросите ребенка распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). В следующий раз можно устроить соревнование: кто быстрее развяжет узелок на своем шнурке.

Игры, направленные на развитие мышления

«Дороги»

Цель: развитие коммуникативных умений.

Берем любые цветные нитки и прокладываем дорогу. Можно ездить игрушечной машинкой, ходить самому.

«Сочиняем сами»

Цель: развитие креативного мышления.

Предлагаем ребенку нарисовать на экране для ниткографии, все что ему захочется, а затем сочинить рассказ о том, что он изобразил.

«Человек – паук»

Цель: развивать мелкую моторику, креативное мышление.

Предложить поиграть в человека паука и сплести паутину на ножках стула.

«Ниточные друдлы»

Цель: развивать творческие способности посредством друдлов.

Выложить на карточке часть элемента любого предмета ниткой, предложить ребенку рассмотреть и придумать варианты что это может быть.

"Спаси насекомых"

Цель: развиваем творческое воображение.

Делаем паутину на корзине. В корзину кладём насекомых. Дети, стараясь не касаться паутины, достают насекомых. Сортируют по способу перемещения: летающие, ползающие, прыгающие. Перечитывают.

Игры, направленные на командную работу

«Лабиринт»

Цель: сплочение коллектива

Натянуть нити в группе между столами, стульями, дверью, шкафом. Получится вид лазерного лабиринта. Ребенок должен пройти лабиринт, не задевая лазерные лучи.

«Ловец»

Цель: снять напряжение.

Группа делится на команды по три человека, два ребенка становятся ловцами. Они становятся на расстоянии от третьего. Третий бросает нить, задача ловцов – поймать нить без помощи рук. Когда один из детей ловит нить, то потом они меняются местами. Тот, кто был ловцом становится метателем.

«Дуэль»

Цель: поднять тонус группы.

Потребуется 4 ложки, 2 клубочка, и нитка длиною 4 метра. На полу нитка выкладывается в форме круга. Два игрока встают в круг, друг напротив друга. Каждый кладет свой клубочек в ложку и после этого до них нельзя дотрагиваться. Во второй руке каждый держит пустую ложку. Нужно сбросить чужой клубочек с ложки, но при этом удержать свой. Нельзя заступать за границу круга.

«Укротитель ниток»

Цель: развивает координацию и стремление к победе.

Для игры потребуется пластмассовый шарик и нить. Ребенку даем шарик с размотанной нитью, его задача намотать нитку на шарик так, чтобы она не соскочила.

«Связующая нить»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми, способности к принятию друг друга.

Дети сидят по кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети сейчас чувствуют, что могут пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, участники игры натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый важен и значим в этом целом (обыгрывание клубка).

«Клубок»

Цель игры: повысить интерес к русским народным играм. Активизировать и развивать двигательную деятельность детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью посредством народной игры.

Я по горенке шла, клубок ниток нашла,

Клубок маленький, нитки аленькие.

Клубок катится, нитка тянется.

Клубок доле, доле, доле,

Нитка Боле, боле, боле.

Я за ниточку бралась,

Тонка нить оборвалась!

Дети выстраиваются в круг и берутся за руки. Впереди всех становится ведущий.

Ребята поют попевку, и двигаются по кругу за водящим, который постепенно уводит всех в центр круга, остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг водящего.

Когда все дети собрались в «клубок», попевка повторяется еще раз, и дети двигаются в обратном направлении, за ведущим, который шел в самом конце.

После слов «тонка нить оборвалась» - резко опускают руки, «разорвав нитку».

Опыты с нитью

«Из чего можно сделать нитку?»

Цель: изучаем состав нити.

Сделать нитку из кусочка ваты.

«Цепкая нить»

Цель: изучаем свойства нити и состав

Положить на лист бархатной бумаги толстую шерстяную нить, слегка прижать ее по всей длине. За счет сил сцепления между волокнами нити и бумаги, нитка сохранит исходное положение. Она не упадет и не сместится. Вывод: нитка состоит из волокон.

«Музыкальная нить»

Цель: изучаем свойства нити.

На доске с кнопками друг напротив друга натянуть нить. Пальцем руки дотрагиваясь до нее, можно услышать звуки разной продолжительности и громкости.

«Острая нить»

Цель: изучаем свойства нити.

Предложить разрезать пластилин с помощью шелковой и шерстяной нити. Шелковой нитью резать проще, так как она тоньше.

«Нитка – линейка»

Цель: изучаем свойства нити.

Натереть длинный кусок нити мелом. Концы натянутой нити приложить к стене или полу. Слегка оттянуть середину и быстро отпустить. Натянутая нить удариться об стену и оставит на ней белую тонкую линию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Волшебные нити" для детей старшего дошкольного возраста

Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - шитью и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности....

Проект "Волшебная нить"

Мой проект «Волшебная ниточка» доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста. Знакомит детей с видами нитей, их составом, процессом изготовления, а также с историей их происхождения. Исполь...

Перспективный план работы кружка "Волшебные нити" в подготовительной группе

Известно: рука развивает мозг - чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему работа кружка «Волшебные нити» является необходимой составной частью воспитательно-об...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...

"Волшебные нити"

Кружковая работа по вязанию крючком....

Консультация для педагогов «Волшебные нити»

Консультация для педагогов «Волшебные нити» Ниткография — это вид изобразительного искусства, позволяющий создавать яркие и выразительные образы (сочетание слов «нитка» и «grafo» — пишу, то есть «п...