Квест - игра в подготовительной группе на тему "Моя Родина - Россия"
методическая разработка (подготовительная группа)

Григор Ирина Анатольевна

Квест-  игра в подготовительной группе на тему: "Моя Родина - Россия" способствует воспитанию у детей  межнациональной культуры общения, расширению  представлений  детей о людях разных национальностей, проживающих в России, воспитанию любви к Родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-_igra_moya_rodina_rossiya.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 1 «Тополёк» второй категории общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.

Конспект

квест – игры в подготовительной группе

 на тему: «Моя Родина – Россия».

Возрастная группа: подготовительная

Место проведения: МБДОУ № 1 с. Самарское

Вид деятельности: 

Дата проведения: 21.10.2022 г.

Длительность: 30 минут.

        Воспитатель: Григор Ирина Анатольевна.

2022 г.

Интеграция образовательных областей«Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Интеграция детской деятельности: познавательная деятельность, изобразительная деятельность, музыкальная, коммуникативная, двигательная.

Цель: воспитание межнациональной культуры общения

Задачи:

Образовательные задачи:

•        расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;

•        актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, блюда, жилища, традиции).

- расширять представления детей о Дне народного единства;

•        продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения.

Развивающие задачи:

•        развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;

•        расширять активный словарь детей, фантазию, воображение. Воспитательные задачи:

•        воспитывать доброжелательное отношение к обычаям и традициями народов России,

•        воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.

 Материалы и средства обучения:

- демонстрационные: телевизор, компьютер, презентация «Народы России», иллюстрации «национальная одежда русского народа, чеченцев, татар, чукчей», жилища народов России «татарский дом, юрта, яранга, иглу», национальные музыкальные инструменты: «русский народный инструмент – балалайка, курай, варган», пазл «Народы России», изображение «карта России» на ватмане.

- раздаточные: медали, шаблоны силуэтов человечков, ножницы, клеёночки, клей – карандаш, ножницы, тарелочки.

Методы и приемы реализации содержания занятия: 

Словесные: постановка проблемы, рассказ, беседа по вопросам, пояснения, анализ деятельности, подведение итогов.

Наглядные: демонстрация презентации, рассматривание иллюстраций.

Практические: игровые упражнения, физминутки, подвижная игра.

Используемые современные технологии: квест технология, проблемно - игровая технология, здоровьесберегающая, личностно – ориентированная.

Активизация словаря: народы России, чеченцы, буряты, татары, чукчи, яранга, иглу, чум, балалайка, курай, варган.

 Предварительная работа:

Беседа «День народного единства», «Дружба народов разных национальностей»; лепка «Матрешка – символ России», слушание Струве «Моя Россия», «Гимн России»; исполнение народных танцев, песен «Росиночка - Россия», «На горе то калина»; чтение русской народной сказки «Каша из топора», дагестанской народной сказки «Храбрый мальчик»,

башкирской народной сказки «Лентяйка», татарской народной сказки «Три сестры».

Дети и педагог стоят в кругу.

Приветствие.

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх, помахать)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер, наклонившись)

Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Воспитатель: Ребята, каждый день мы с вами встречаемся и каждый день я удивляюсь, какие же вы все разные, каждый уникален по-своему. Пример отличительных черт некоторых детей: у Маши необыкновенные кудряшки, Саша так здорово умеет рассказывать стихи, у Миши художественный талант и т.д.

Перечислять особенности каждого можно очень долго, ведь каждый из вас особенный и интересный. А что всех вас объединяет? (Мы все ходим в одну группу, в один детский сад, живем в одном городе, в оной стране)

- Все вы сказали верно! Мы все жители одной большой страны…( России!).Посмотрите только, как она прекрасна  ( показать карту).

- Россия – это многонациональное государство, это значит, что на ее территории проживают люди разных национальностей.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина - Россия,

У нас у всех одна.

Ребята, о чём это стихотворение? Это стихотворение про разные народы России. И о том, что наша страна не только поля леса, но и люди, которые там живут. Наша страна Россия, а люди в ней  - Россияне. Но в России много народов. Например, русские , чуваши, башкиры, татары, чукчи, ненцы, чечены и многие другие народы. Каждый народ говорит на своём языке, но знает и русский, потому что это государственный язык. На нём говорят на всей территории нашей страны. На нём обучаются дети в школе, студенты в институтах. На нём издаются законы российские. У каждого народа не только свой язык, но и свои обычаи, традиции, национальная кухня, сказки, игры, танцы, жилища совсем разные и многое другое.

Воспитатель: Ребята, это видеозвонок.

На экране появляется путешественник.

Путешественник: Здравствуйте

Воспитатель: Здравствуйте

Путешественник: Я величайший путешественник. Я объездил много стран, а особенно люблю путешествовать по нашей стране России. Вы вот, например, знали, что в нашей стране живут разные народы и каждого народа свои особенные традиции?

Воспитатель: Уважаемый путешественник, мы очень рады с тобой познакомиться. Мы как раз говорим с ребятами о том, что наша страна многонациональна и мы уже знаем традиции и обычаи некоторых народов.

Путешественник: ну раз так, давайте я проверю. точно ли вы знаете что-нибудь о народах России.  Предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы должны сделать несколько остановок. На каждой остановке вас ждет задание. За выполненные задания вы будете получать 1 часть пазла.  Если вы выполните все задания и соберете пазл, то я точно смогу вас назвать знатоками нашей страны. Ну что вы готовы показать свои знания и отправиться на станции?

Воспитатель: Ребята, отправимся в путешествие? На первую остановку мы полетим на самолёте.

Самолёты загудели

Самолеты полетели

На полянку тихо сели

Да и снова полетели

Остановка 1. Одежда.

Воспитатель: на первой остановке, мы рассмотрим национальную одежду некоторых народов России. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом. Сейчас в такой одежде никого не увидишь, но бывают дни, когда люди надевают элементы этого костюма.

 Это русский народный костюм. сарафан, кокошник, рубаха, штаны, картуз, пояс, сапоги. Это костюм русского народа.

Национальная одежда татар состоит: из шаровар и рубашки, сверху надевали халаты, кафтаны, более тёплую одежду по сезону. У женщин головной убор – вышитая бархатная   шапочка - колфак, платье, жилет, иногда фартук. У мужчин рубаха, камзол, тюбетейка,

Национальная одежда чеченцев. Черкеска – верхняя одежда у мужчин. Газырница- вертикальные карманчики, в которых помещались патроны. Кавказская  рубаха, Ноговицы – сапоги, облегающие до самых колен. Папаха – головной убор. На поясе – кинжал

Женская одежда - фасон женской одежды был схож с мужским: платье походило на черкеску; платье – туника, длинное платье, пояс, платок.  Длинные прямые рукава закрывали кисти.

Национальная одежда чукчей состоит из: мехового капора и верхней шапки с накидкой, защищающей от снега и ветра; пелерины из длинноворсного меха; меховой двойной кухлянки; меховых двойных брюк; камлеи с капюшоном из ровдуги для защиты кухлянки и брюк от ветра, мокрого снега и атмосферной влаги; верхней обуви высотой до колен или чуть выше лодыжек (плеки); меховых чулок; дорожных галош из меха зимнего оленя, волосяным покровом внутри  Она шьётся из меха пыжиков (подросшего осеннего оленёнка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. . Причёски чукотских женщин состоят из заплетённых по обе стороны головы кос, украшенных бусами и пуговицами

Воспитатель А теперь давайте поиграем. Вам нужно с окончанием музыки найти мужской и женский костюм одного народа.

Игра «Найди пару».

За выполненное задание дети получают конверт с частью пазла.

Путешественник: молодцы, ребята. А теперь я приглашаю вас на остановку, на которой увидите жилища народов, которые живут в России.

Дети преодолевают препятствие

Остановка 2. Жилища

Татарский дом расписной. Татарское жилье представляло собой срубный четырехстенный дом, огороженный со стороны фасада и отдаленный от улицы, с сенями. Внутри помещение делилось на женскую и мужскую часть, женская заодно являлась кухней. Дома украшали яркой росписью, в особенности ворота.

Юрта – традиционное жилище бурят.

Так выглядит юрта внутри. В центре юрты, под круглым отверстием в крыше располагается очаг. Пол устилали коврами.

В юртах живут не только Буряты, Калмыки и другие кочевые племена. Кочевые племена – это народы, меняющие свое место проживания в зависимости от времени года или природных условий. А такой дом удобен, его можно собрать, перевезти и поставить заново на новом месте

 Так выглядит юрта внутри. В центре юрты, под круглым отверстием в крыше располагается очаг. Пол устилали коврами.

В чумах традиционно проживают ненцы, ханты, коми и энцы. Чум  это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости. Вход также завешивают шкурой. Никаких дверей не предусмотрено. пят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает

Многие народы севера живут как кочевые племена, и в активный и короткий период северного лета пасут олений, перегоняя их по пастбищам, что делает не возможным для них постройку капитального жилья в определенном месте. А чум или юрта достаточно мобильное жилище и возводится меньше чем за сутки, К тому же, в условиях, особенно Крайнего Севера, обычные строительные материалы, такие как камень и дерево очень дороги, и не каждая семья может позволить купить себе дрова, не говоря уже о целом доме…

А вот чукчи в чуме не живут. Традиционное жилище чукчи – яранга.

 Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. В  принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег и никакой мебели в традиционной яранге обычно не бывает. Во-первых, она занимает лишнее место. Во-вторых, в ней никогда не было необходимости. Спали всегда жильцы яранги на полу на шкурах, там же и обедали

Иглу  жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы? Поэтому иглу строились изо льда и снега. Это — куполообразные сооружения высотой около 2 м и диаметром около 4 м. Кстати: иглу — жилье сезонное. Летом они обычно приходят в негодность. Но никакой трагедии в этом нет. С наступлением холодов «ледяные избушки» строятся заново, только и того. Причем, очень быстро: сами эскимосы возводят их буквально за полтора часа. Это умение досталось им от предков, и они его свято хранят.  

Д/и «Подбери жилище».

За выполненное задание дети получают конверт с частью пазла.

Путешественник: Молодцы, ребята, и здесь вы показали свои знания. А теперь отправляемся на следующую остановку.

Физминутка «Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (
присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (
раскидываем руками)
Леса большие, (
руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (
показываем большой палец)

Станция 3. Национальная кухня.

Назвать национальные блюда русских, щи, блины, каша, пельмени.

национальные блюда татар, чак- чак  тесто с мёдом

национальные блюда башкир, кумыс, бешбармак.

национальные блюда чукчей оленина. Для приготовления этого блюда требуется довольно много времени. В мешок из шкуры нерпы закладывают оленье мясо и слой оленьих костей. Плотно перевязывают и закапывают в глубокую снежную яму, раскопав ее до самой земли. Готовят блюдо в летнее время, а к употреблению оно будет готово только зимой. Удивительно, но в процессе приготовления не используют никаких специй и даже соли.
Пролежав в таком импровизированном леднике несколько месяцев мясо становится солоноватым и по мнению местного населения, весьма вкусным.

За выполненное задание дети получают конверт с частью пазла.

Путешественник: Молодцы, ребята, про национальную кухню вы знаете, а теперь давайте послушаем национальную музыку.

Остановка 4. Национальная музыка.

Послушать и угадать какой народности принадлежит музыка. Назвать инструменты, которые звучат в произведениях.

Русский народный инструмент – балалайка

Башкирский – курай

Чукчи - варган

За выполненное задание дети получают конверт с частью пазла.

Остановка 5. Игровая

Национальная удмуртская игра «Водяной».

Выбирают водяного:

Все играющие встают в круг, а водяной встает в середине круга на корточках.

Игроки поют

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди, выйди хоть на час,

Посмотреть который час. 

После этих слов водяной встает, закрывает глаза и ищет ребят. Водяной должен отгадать того, кого поймал. Если отгадывает – пойманный становится водяным.

Правило игры: когда «вумурт» пытается определить, кто стоит перед ним, нельзя его отвлекать.

За выполненное задание дети получают конверт с частью пазла.

Остановка 6. Хоровод дружбы.

Воспитатель: давайте вырежем силуэты человечков, которые будут символизировать народы России и приклеим их в дружный хоровод.

Дети вырезают человечков из бумаги сложенной гармошкой.

И приклеивают хоровод  на карту России.

За выполненное задание дети получают конверт с частью пазла.

Путешественник: Молодцы. Вы справились со всеми заданиями и получили все части пазла, осталось только его собрать и посмотреть, что получится.

Дети собирают пазл «Народы России».

Воспитатель: посмотрите, что у вас получилось на картинке? (Народы России держатся за руки). Несмотря на то, что мы все такие разные: у каждого народа своя культура, традиции, язык, дома, одежда. Нас всех объединяет то, что наша родина – Россия, мы все говорим на русском языке, любим и уважаем друг друга. 4 июня – День народного единства.

Дети:

Разных народов большая семья,

И этим гордится должны мы, друзья

Россией зовётся наш общий дом,

Пусть будет уютно каждому в нём!

 И только в единстве сила России.

Путешественник: Вы меня сегодня удивили. Я не знал, что дети так много знают о народах России. За ваши знания я вам хочу подарить медали «Знатоки России».

Награждение медалями.

Путешественник: ну а мне пора отправляться в следующее путешествие. А вы не переставайте учиться, путешествовать и узнавать что-то новое. До свидания, ребята!

Воспитатель: до свидания. Спасибо за путешествие.

Воспитатель: о чём вы сегодня узнали? Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра для подготовительной группы "Россия! Родина моя!" с использованием ИКТ-технологий

Квест-игра для подготовительной группы "Россия! Родина моя!" Компилированный сценарий с использованием ИКТ-технологий...

Квест-игра в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина — моя Россия"

Квест-игра в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина — моя Россия"...

Квест-игра в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина — моя Россия»

Квест-игра в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина — моя Россия»...

Квест – игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя родина Россия»!

Расширять представления о Родине – России, через квест-игру.  Закрепить знания о символике: флаге, гербе, гимне России, названиях животных, праздниках, народных символах, достопримечат...

Квест-игра в подготовительной группе по нравственно – патриотическому воспитанию « Родина моя – Россия».

Цель: Формировать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине....

Квест-игра в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Родина — Россия»

Цель: расширить представление детей о России как стране, в которой они живут.Задачи: закреплять и обобщать знания детей о символах России;познакомить детей с основными неофициальными символами России...