Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС
учебно-методический материал по психологии (младшая группа)

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей.                      

Главной целью  работы педагога-психолога в ДОУ является обеспечение безопасности и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития ребенка на всех этапах дошкольного детства.                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей.                       Главной целью  работы педагога-психолога в ДОУ является обеспечение безопасности и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития ребенка на всех этапах дошкольного детства.                                                                                         В детском саду уделяется основное внимание физическому здоровью детей - зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости, созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка. Ребенок, находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, испытывает серьезные психические нагрузки: повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе. Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам, к нарушению в познавательной сферы, (неустойчивость внимания, расстройство памяти, несформированность мышления, восприятия, воображения), социально-коммуникативной, эмоционально-волевой, а также нарушений в межличностных отношениях со сверстниками и детско-родительских отношений.   Поэтому в своей работе я использую здоровьесберегающие технологии для разрешения личностных проблем, преодоление повышенной эмоциональной нестабильности, развитие навыков эффективного общения и саморегуляции поведения.

Классификация здоровьесберегающих технологии:                                                                                              Технология сохранения и стимулирования здоровья;                                                                                  Технология обучения здорового образа жизни;                                                                                     Коррекционные технологии.                                                                                                                                  Используемые технологии имеют ряд преимуществ и способствуют здоровьесберегающему процессу  развития воспитанников.  

Технология сохранения и стимулирования здоровья                                                                                         Пальчиковые гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, физминутки и динамические паузы.                                                                      Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. В своей работе использую ритмические игры под музыку Железновой «Краб», «Птицы пальчики», «У животных пятна..», «Ёжик» Движения в сочетании со словами представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей положительно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма. Также можно использовать видео двигательно-речевые физминуток.                                         Релаксация - самый лучший способ снять напряжение, утомление, отвлечься от раздражителя-это расслабиться. Релаксация является одним из нетрадиционных способов оздоровления дошкольников. Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. С помощью релаксации можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка. То есть, чтобы расслабить какую - то мышцу нужно ее предварительно сильно напрячь.                                                         Релаксация помогает сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым, сохраняя здоровье.                                                                                                                                         «Кулачки»,   упражнения «Чайничек с крышечкой», для глаз «Веселенькая неделька»                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Пальчиковая гимнастика - тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.  Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям и с использованием стихов.   Дыхательная гимнастика  - активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Известно немало методик дыхательной гимнастики Бутейко, Стрельниковой, по системе йоги. В своей работе использую видео дыхательной гимнастики. «Гуси летят», «Кто громче»,«Аист», «Маятник», «Шарик»                                                                                                                                                   Технология обучения здоровому образу жизн:                                                                                          Игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, сухой бассейн.                                                                                        Игротерапия- основана на естественном средстве самовыражения детей — игре. В игротерапии дети «проигрывают» проблемы так же, как взрослые проговаривают их. В игре у ребенка есть возможность выразить накопленные чувства, напряжение, агрессию и страх. Проигрывая эти чувства, ребенок выражает их вовне, осознает, что они у него есть, учится с ними справляться. Это метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами, и тд.                                                                                                                                         Игры на снятие агрессии Сазонова Н.П. Новикова Н.В. «Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье», 2010г.                                                                                   Игра «РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ»(для детей с 5 лет)                                                                                                Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А та – тыква» и т.д.                                                                                       Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.      Упражнение «РУБКА ДРОВ» ,Игра «КАРАТИСТ»(снятие физической агрессии). Игра «ДВА БАРАНА» ,Игры на снятие тревожности и страха Иванова Н.Ф. «Преодоление тревожности и страхов», 2009г. Упражнение «Черепаха», Упражнение «Расслабление в позе морской звезды»                                                                                                          Игры с  гиперактивными детьми Лютова Е., Монина Г. «Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь», 2007г. Игра «Найди отличие», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем!»                                                                                                                                                                                                                                                                          Коммуникативные игры –как правило, на слово «общение» у многих из нас возникает стойкая ассоциация-«речь», в какой-то степени — это правильно: мы общаемся, разговаривая. Однако понятие общение настолько же связано с речью, насколько и с другими понятиями как дружба и диалог. Общение как фундаментальное понятие психологии понимается как взаимодействие с взрослыми, со сверстниками, с животными.                                                                                Коммуникативные игры развивают стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению, эмпатию, сочувствие к партнеру, уверенность в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.                                                                             Словесные игры и упражнения на общение                                                                                                              Словесные игры несут в себе большой потенциал воспитания у дошколят коммуникативных навыков, так как речевое общение - наиболее понятный и доступный тип общения для детей. При помощи речевых выражений дети могут показать свое отношение к поступкам окружающих, выразить внимание и сопереживание к другому, без труда вступать в общение, вести диалог. Этот вид игры более доступен ребятишкам старшего дошкольного возраста.                                          «Розовые очки», «Давайте говорить друг другу комплименты» и др.                                                                                                 Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает  кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Проводится в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке.                         Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса, способствует регулированию мышечного напряжения. Способствует развитию тактильной чувствительности. Используется для коррекции агрессивности и тревожности.                                                                                                                                                    Коррекционные технологии: арттерапия, пескотерапия, сказкотерапия, психогимнастика Психогимнастика- это комплекс специальных заданий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы). Преодолеваются барьеры в общении детей, снимается психическое напряжение, развивается лучшее понимание себя и других, создаются возможности для самовыражения ребенка. В работе использую программу Алябьева Е.А. «Психодиагностика в детском саду», 2003г.                                                                                                                                      Сказкотерапия  используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы -  основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Программа Сакович Н.А. «Практика Сказкотерапии»                                                                                                                  Пескотерапия- развивает способности ребенка, речи, мышления, снятия эмоционального напряжения.  Песочная терапия дает возможность создавать символические образы, отражающие неповторимый, внутренний мир ребенка. Снимает эмоциональное напряжение, развивается самостоятельность и ответственность ребенка, развивается самооценка и в приобретаются навыки общения, развиваются творческие способности ребенка.                                                                                Арттерапия - это увлекательный, эффективный и не слишком затратный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.  Работа с мандалами, рисование под музыку, выкладывания под музыку нитками различных изображений и т.д. Программа Никитин В.Н. «Арт-терапия», 2017г.                                                                                                                                                Музыкотерапия – это техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах.

Игры тренинги - проигрывание реальных ситуаций, окружающую ребенка, а также найти выход из неё, как с положительным, так и отрицательным результатом. Программа Зеленцова-Пешкова Н.В. «Игротерапия дошкольников», 2014г.

Таким образом, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на: здоровый образ жизни, отсутствие психического напряжения в процессе общения, позитивный эмоциональный настрой детей и  доброжелательного отношения к окружающим, коррекцию эмоциональной сферы, снижение тревожности, формирование адекватной самооценки, коррекцию нарушений поведения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы педагога-психолога в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Психология (в греческом языке «душа и слово») – это академическая и прикладная наука о поведении и психологических процессах в психике людей и животных. Психолог – специалист в области психологии, зан...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...

Тема «ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС»

Тема «ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС»...

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя: аспекты реализации требований ФГОС ДОУ.

Данная статья оприменении  здоровьесберегающих технологиий в работе музыкального руководителя в дошкольном учреждении. Как известно, в современном мире сохранение здоровья детей становится п...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога: аспекты реализации требований ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога - это психолого – педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремл...

ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС

Приоритетной задачей национального проекта "Образование" является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной м...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие  технологии в  работе педагога – психолога ДОУ»...