Консультация для педагогов «Использование метода интеллект-карты в детском саду»
консультация

В статье говорится о том, что такое интеллект-карта и как её можно использовать в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района

Саратовской области»

Консультация для педагогов  

«Использование метода интеллект-карты в детском саду»

Подготовила: Козлецова Наталья Алексеевна

воспитатель высшей квалификационной категории

 «Использование метода интеллект-карты в детском саду»

На современном этапе развития Российское дошкольное образование

признано первой ступенью непрерывного общего образования. Центральной

идеей непрерывного образования является категория развития личности,

человека как субъекта деятельности и общения, культуры и нравственности,

ответственности и гражданственности.  Сегодня важно не столько дать

ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его

общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким

важным умением, как научиться познавать мир. Встраиваясь в общую

систему образования, дошкольное образование, берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на инициативе и самостоятельности самих детей, что невыполнимо без применения новых, продвинутых технологий и методов.

Для меня такой технологией стал метод интеллект-карты. Интеллект-карта

- это уникальный и простой метод запоминания и систематизации

информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и

речевые способности детей, активизируется память и мышление. Данный

метод обеспечивает высокую познавательную активность детей,

способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.

Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

  • наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно

окинуть одним взглядом;

  • привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее

рассматривать не только интересно, но и приятно;

  • запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
  • своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток

информации и понять, какой информации не хватает;

  • творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти

нестандартные пути решения задачи;

  • возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Использование интеллект-карт

Первое направление

Сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы.

Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь,

развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление

Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой

по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль,

припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется

активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются

умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы

мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление

Развитие связной речи.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-

карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и

последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при

разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно,

словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на

подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Общие требования к составлению любой интеллект - карты.

• Главная идея обводится в центре страницы.

• Лист располагается горизонтально.

• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра

ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или

фломастеры разного цвета.

• Каждая мысль обводится.

• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

Алгоритм создания интеллект карт:

Постановка цели - рождение идеи

«Мозговой штурм», цель которого - записать все ассоциативно появившиеся

идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом.

Создание интеллект карты - структурирование информации, продумывание

хода «детского исследования»

«Оформление» интеллект карты в ходе «детского исследования»

Мы начали составлять интеллект – карты в средней группе. Сначала это

небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему «Зима», «Одежда», «Весна», имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

Литература:

1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе

обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12.

2. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. Минск,2008.

3. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном

процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. –

2016. - №10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Что такое интеллект-карты? Создание: как составить интеллект-карту?"

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Данный материал ...

Консультация для педагогов «Использование метода фотопамяти в детском саду»

Описание основ метода фотопамяти, областей его применения....

Мастер-класс «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада»

Мастер-класс предназначен для старших воспитателей и методистов....

Обобщение педагогического опыта по теме" Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада"

Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенц...

«Использование метода интеллект – карт в образовательном процессе детского сада»

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей,  активизируется мышление.Сост...

Мастер-класс для педагогов «Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

Цель данного Мастер-класса повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Ин...

Консультация для воспитателей «Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками»

Консультация для воспитателей«Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-мето...