Развитие и воспитание детей 2 года жизни
статья

Подолюк Виктория

В материале описаны особенности и основные приобретения детей 2 года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_i_vospitanie_detey_2_goda_zhizni.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Подолюк Виктория

Развитие и воспитание детей 2 года жизни.

Второй год жизни характеризуется 3 основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами; своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы, речь становится средством общения.

Режимные процессы в группах второго года жизни занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей: для формирования навыков самообслуживания, для расширения ориентировки в окружающем, для развития речи.

В показателях нервно-психического развития детей второго года жизни, разработанных Н. М. Аксариной, К.Л. Печорой, указываются следующие навыки самообслуживания, которые дети приобретают в режимных процессах:

1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца - Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев - Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев - Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает обувь, шапку).

1 год 10 месяцев – 2 года - Частично надевает обувь, одежду (ботинки, шапку).

Навыки самостоятельности важно сформировать своевременно, опираясь на интерес детей к новизне. Если упустить время и ребёнок привыкнет к тому, что многое за него делает взрослый, то новизна для него пропадет, и навык самостоятельности будет сформирован значительно медленнее.

На протяжении второго года постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание.

Задача взрослого — создать условия для разнообразной двигательной активности детей, удовлетворить присущую этому возрасту потребность в движениях, рационально сочетать двигательную активность со спокойной деятельностью. На самочувствии детей, их настроении отрицательно сказываются как избыток, так и недостаток движений. Двигательной активности способствует правильное оборудование групповых комнат. Мебель расставляется так, чтобы в середине комнаты было достаточно места для ходьбы. Для отдыха детей в отдельных местах комнаты ставятся диванчики, стулья.

Двигательной активности способствуют такие крупные игрушки, как каталки, тележки, машины. Укрепляется мускулатура и улучшается координация движений, когда дети активно действуют с разнообразными игрушками: носят в руках крупные мягкие игрушки (кукол, животных), корзинки, ведра, возят за тесьму машины, катают, подталкивая вперед, коляски, игрушки на колесах (лошадка, петух).

Воспитатель, давая малышам поручения, разнообразит их движения: одного ребёнка просит перевезти на машине груз в другую часть комнаты; другого просит расставить по местам игрушки, и ему приходится наклоняться, выпрямляться, подлезать, чтобы достать закатившийся шар; третьему предлагает покатать куклу в коляске. Поручения даются в игровой форме - они должны быть интересны своим конечным результатом.

Много положительных эмоции вызывают у малышей подвижные игры, где они осваивают новые движения (в большей степени подражательные) и закрепляют уже знакомые. Подвижные игры и упражнения имитационного характера являются обязательным элементом каждой прогулки. Их проводят и в часы самостоятельной деятельности детей. Они служат средством повышения эмоционального тонуса, разнообразия деятельности: «Птички прилетели, машут крыльями, клюют зернышки», «Собачки бегут (на четвереньках)», «Мышки ходят тихо-тихо».

Яркая эмоциональность, непосредственность характерны для раннего детства. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Чувство радости у малышей вызывают движения игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослыми, особенно «деловое». Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша: быстрее развивается речь, преодолевается чувство страха в новой обстановке и при встрече с незнакомыми людьми, легче проходит адаптация к новым условиям жизни, устанавливаются дружеские взаимоотношения со сверстниками. Однако на втором году деловое общение хотя и имеет преимущество перед эмоциональным, но не должно заменять его. Дети, имеющие опыт эмоционального общения, превосходят сверстников, не имеющих его, по общей инициативности, по богатству и силе эмоций.

В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса к сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. Значение своевременного формирования взаимоотношений между детьми заключается в том, что в процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребёнком стимулирует проявление индивидуальных способностей, в том числе помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий.

Взрослые должны помогать ребёнку вступать в контакт со сверстниками. Ученые рекомендуют организовывать ситуации «чистого общения», «контактов взглядов», эмоциональные игры. Создавая специальные ситуации, при которых дети объединены местом действия или выполнением одинаковых действий, взрослые помогают малышам перейти от эмоционального общения к деловому.

В развитии речи детей второго года жизни наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи. В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Длительное время примерно до 1 года 9—10 месяцев, большинство детей не пользуются собственной речью, хотя хорошо понимают речь окружающих.

На втором году формируется способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на этом мысленное их объединение. Дети уже знают, что слова кукла, мишка, собака и т. д. относятся к разным куклам, мишкам, собачкам (выполненным из разного материала, различным по размеру и окраске). В этом случае дети выделяют основной признак и отвлекаются от несущественных. Однако функция обобщения в этом возрасте только-только формируется; поэтому у малышей возможны ошибки: обобщение предметов не по существенным признакам, а по наиболее ярким, броским. Развитию функции обобщения способствует наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребёнком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов (жук ползёт, жужжит, птичка летит, мяч катится). Важно также, чтобы ребёнок воспринимал предмет при помощи разных анализаторов: видел, слышал его название и издаваемые им звуки, осязал его, проделывал разнообразные действия. Например, ему дают задания: «Покажи, где жук», «Дай жука», «Возьми жука», «Спрячь жука», «Принеси жука», «Покажи, как ползает жук», «Скажи, кто это», «Как жук жужжит?» и т. д. В этом примере слово жук употребляется в разных сочетаниях слов, это обогащает их смысловое содержание.

Развитие собственной речи на втором году происходит медленно. К 1 году 6 месяцам в активном словаре насчитывается всего 20—30 слов. Речь детей в начале ее становления мало похожа на речь взрослых. Ее называют автономной. Дети употребляют слова, которыми взрослые обычно не пользуются. Это облегченные слова: ав-ав, би-би, ам-ам... — и своеобразные слова, возникающие в силу несовершенного произношения: амидка (пирамидка), моко (молоко).

С появлением собственной речи, пока еще несовершенной по форме и грамматической структуре, значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 2 годам в нем насчитывается до 300 слов.

Главное приобретение в конце второго года жизни — овладение грамматикой речи. Это важный этап освоения родного языка. Какова же роль взрослого в активизации речи детей? Взрослый должен совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам: устраивать перекличку звуками, при чтении потешек, побуждать детей к подражанию легким звукосочетаниям (шу — полетели..., гуси-гуси— га-га-га); учить детей отвечать на вопросы облегченными словами: «Как тикают часы?» (Тик-так). В целях активизации речи допускается употребление в общении с ребёнком облегченных слов, но обязательно в сочетании с правильными: «Спи, ляля, бай-бай». Как только у ребёнка появится легкость подражания слышимым словам, примерно с 1 года 4 месяцев—1 года 6 месяцев, надо перейти во время общения с ним к обычной правильной печи. Не следует удовлетворять просьбу малыша, выраженную жестом, мимикой. Однако необходимо учитывать и его возможности: не каждое слово доступно ему для произношения. Поэтому одним детям следует предлагать в подобной ситуации простые или даже облегченные слова, другим — более сложные. Важно не погасить у них желание говорить.

Большой интерес вызывает предметная деятельность детей в период становления. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает в этом возрасте (сюжетная игра только зарождается), но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики.

Ребёнок прежде всего осваивает способы действия с предметами; у него развиваются глазомер, координация движений. Воздействуя на предметы, малыш познает их свойства и качества, имеющиеся между ними связи. Обогащается сенсорный опыт. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения дети начинают различать форму, величину, цвет предметов; узнают, что предметы издают различные звуки. Развивается мышление и речь. Знакомясь со свойствами предметов, дети приходят к первым обобщениям. Ввиду близкого расположения в коре головного мозга центров речи и движений тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, следовательно, влияет и на развитие активной речи.

В процессе действия с дидактическими игрушками воспитываются сосредоточенное внимание, самостоятельность детей, умение добиваться определенного результата; малыши осваивают последовательность действий, овладевают умением воздействовать одним предметом на другой (орудийными действиями); в занятиях со строительным материалом приобретают первые конструктивные умения и умение играть, используя свои постройки. В самостоятельной деятельности детей второго года большое место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятные ребёнку образы людей, животных, предметы обихода.

Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций (кормление куклы, укладывание ее спать и т. д.) составляет содержание сюжетно-отобразительной игры.

В период с 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев наблюдается перенос действий, разученных со взрослым, с одного предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным: ребёнок кормит кукол, мишек, зайца, собаку и т. д. Второе полугодие второго года жизни характеризуется развитием сюжетно-отобразительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий. В деятельность малышей начинают вовлекаться новые, разнообразные предметы, иногда предметы-заместители. Но чаще это кажущиеся замещения одного предмета другим. Впервые замещение одного предмета другим возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию действия вещью, отсутствующей в данный момент. При соответствующем руководстве дети второго года жизни начинают использовать предметы-заместители и в игре. Эволюция игровых действий детей второго и третьего года жизни протекает так: действия с реальными предметами, предметами-заместителями и, наконец, действия с мнимыми предметами.

Основные приобретения второго года жизни

Основными приобретениями второго года жизни можно считать: совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях.

Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200–300 слов, иначе говоря, по сравнению с предшествующей возрастной группой он возрастает в 20–30 раз. С помощью речи можно организовать поведение ребёнка, а речь самого малыша становится основным средством общения со взрослым.

С одной стороны, возрастает самостоятельность ребёнка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

Тематическая встреча с родителями . Развитие и воспитание детей третьего года жизни .

Наиболее характерной особенностью ребенка 3-го года жизни является развитиеречи и повышение ее во всем поведении ребенка , развитие познавательной потребности и в соответствии с этим развитие наглядно...

Доклад "Развитие речи ребенка четвертого года жизни (3-4 года)"

Возрастные показатели развития речи ребёнка 4 года жизни....

Консультация для родителей "Развитие и воспитание детей третьего года жизни"

Развитие детей и их поведение на третьем году жизни определяются тем, что они приобрели в первые два года, а также условиями воспитания и задачами воспитания....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ (3-4 ГОДА)

Каковы возрастные показатели развития речи ребенка четвёртого года жизни?Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах ...

Особенности развития и воспитания детей первого года жизни

Еще до появления на свет малыша каждый родитель задумывается на тем, каким будет его ребенок, как сложится его жизнь,сможет ли он найти себя в современном мире. И конечно, каждый хочет видеть своего р...

Программа духовно-нравственного развития и воспитания детей шестого года жизни

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Систематическое духовно-нра...