Проект "Рождество"
проект (старшая группа)

Клепцова Галина Васильевна

ПРОЕКТ "РОЖДЕСТВО"

 

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Вид проекта: познавательно – творческий, групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Актуальность:

Детство - время развития душевных и физических сил человека, приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни. Основой духовно - нравственного воспитания детей в детском саду является обращение к истокам российской культуры. Чем больше мы будем знать о русских культурных традициях своей страны, тем больше будем воспитывать в детях ценности культуры в традициях.

Рождество – не только великий христианский праздник, но и один из самых добрых, теплых и душевных семейных праздников в нашей стране. Но дети мало знают о традициях русского празднования Рождества Христова и Святок, прерывается связь времен и поколений и в наших силах сформировать у них эти знания и представления. Также как и встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси православных праздников, радоваться им, знать их истоки, понимать смысл празднования.

Участие детей в проекте «Рождество» позволит максимально обогатить знания и представления детей о народной культурной традиции.

Цель проекта: Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщения дошкольников к основам православной культуры, к народным традициям празднования Рождества Христова и Святок в России.

Задачи проекта:

- Приобщить ребенка к истокам православной культуры через традиции русского народа

- Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.

- Познакомить детей с историей возникновения праздников Рождества Христова и Рождественских Святок, с традициями празднования их на Руси.

- Стимулировать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством (стихи, колядки, потешки).

- Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, их традициях, обычаях.

- Развитие творческого мышления, коммуникативных навыков у дошкольников.

- Обогащать и расширять словарь воспитанников. Побуждать детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе.

- Максимально использовать разнообразные виды детской деятельности в рамках реализации проекта.

- Развивать эмоционально положительное отношение к празднику и желание участвовать в его подготовке.

Ожидаемые результаты по проекту:

- Проявление интереса к православной вере и православным праздникам; любви к русскому народу, его Святыням, фольклору, традициям; воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, умение различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивым и внимательным к сверстникам и старшим.

- Формирование у детей элементарного представления о духовном мире; о празднике Рождества Христова, знакомство с образами Христа и Богородицы.

- Сформированы устойчивые знания и интерес к истории праздника Рождества Христова, к разнообразным народным традициям.

- У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в применении полученных знаний и навыков в играх и художественной деятельности.

- Педагоги расширяют образовательное пространство, придают ему новые формы, способствуют эффективному развитию творческого и познавательного мышление дошкольника.

- Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, в процессе поиска информации и проведения праздника.

- Усвоение ребёнком высших ценностей: милосердия, правдолюбия, неприятия зла и усвоение добра.

 

Понедельник – Что такое Рождество?

Утренняя встреча.

Беседа «Что такое Рождество?» Подборка сюжетных картинок по теме «Рождество»

Рассматривание репродукций, иллюстрации из детской библии. Подборка репродукции, иллюстраций по теме.

Чтение стихотворений о Рождестве Подборка стихотворений о Рождестве

 «Сюжетно – ролевая игра» «Семья справляет рождество» Куклы, кукольная посуда, «угощение» (печенье, пирожное, кексы)

 «Развивающие игры» «Кто больше знает», «Задание Снежной королевы»

Подвижные игры «Два мороза», «Зима пришла!»

Рисование «Рождественская ночь» Бумага темного цвета, кисть, гуашь.

П. И. Чайковский Отрывок из балета «Щелкунчик» Аудиозапись.

 «Трудовая деятельность» Сбор снега для постройки на площадке. Лопатки, ведерки.

Конструирование вертепа Геометрические фигуры, вырезанные из картона, фломастеры.

Рекомендации родителям: «Расскажите ребенку о Рождестве».

Вторник – Рождественская елка

Утренняя встреча.

Беседа на тему: «Почему мы наряжаем елку на праздник». Подборка сюжетных картинок на тему «Рождественская елка»

Рассматривание репродукции, иллюстраций с изображением рождественской елки, Вифлеемской звезды. Подборка сюжетных картинок по теме.

Чтение рассказов, стихотворений о рождественской елке. Подборка рассказов, стихотворений.

Сюжетно – ролевая игра «Мы наряжаем Рождественскую елку» Атрибуты к игре

Развивающие игры «Волшебная цепочка», «Чего на елке не бывает»

Подвижные игры «Ничего не вижу», «У медведя во бору» Ведерки.

Лепка «Рождественская свеча»/ Пластилин, доски для лепки.

Прослушивание песен о Рождестве. Аудиозаписи

Конструирование «Елка» (оригами) Три квадрата зеленого цвета разного размера.

Работа с родителями - Консультация для родителей «Знакомство ребенка с библией»

Среда - Рождественские чудеса

Утренняя встреча.

Беседа на тему «Рождественские чудеса» Подборки сюжетных картинок на тему «Рождество», «Ангелы».

 Чтение рассказов, стихотворений о рождественских чудесах. Подборка рассказов и стихотворений о Рождестве.

Заучивание небольших стихотворений о Рождестве наизусть. Небольшие стихотворения о Рождестве.

Сюжетно – ролевая игра «Мы идем на праздник» Атрибуты к игре

Развивающие игры - «Вспомни быстрее», «Кто больше знает»

Подвижные игры «Мы погреемся немножко», «Катаем снежный ком»

Аппликация «Ангел» /Цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

Прослушивание русской классической музыки Аудиозаписи

Лепка из природного материала: «Снеговик». Лопатки, ведерки, природные материалы для украшения фигуры.

Работа с родителями - Подготовить вместе с детьми рождественские подарки (угощения, ангелочков, открытки).

Четверг - Рождественская сказка

Утренняя встреча.

Беседа на тему: «Почему мы любим Рождество?» Подборки сюжетных картинок на тему «Рождество», «Ангелы».

Викторина «Зимние сказки» Подборка иллюстраций по теме

Чтение рождественских сказок, рассказов, стихотворений. Подборка рассказов и стихотворений о Рождестве.

Сюжетно – ролевая игра» «Магазин игрушек» (выбираем подарок) Атрибуты для игры (игрушки, кассовый аппарат, игрушечные деньги).

Развивающие игры - «Одним словом», «Разложи по порядку» Картинки с изображением последовательных действий.

Подвижные игры «Ели, елки, елочки», «Низко – высоко», «Снежные круги» Атрибуты для игры (нарисованные мишени)

Рисование «Моя любимая зимняя сказка». Бумага, гуашь, кисть.

Прослушивание рождественских мелодий. Аудиозаписи.

Конструирование - «Дворец Снежной королевы» Геометрические фигуры.

Работа с родителями - Придумать вместе с родителями свою рождественскую сказку.

Пятница - Рождественские Святки

Утренняя встреча.

Беседа о Святках, народных традициях их проведения. Подборки сюжетных картинок на тему «Святки»

Рассматривание репродукций, картинок с изображением празднования Святок. Подборка репродукции, иллюстраций по теме.

Чтение колядок, заучивание наизусть. Колядки «Мы встречаем гостей» (атрибуты, костюмы)

Развивающие игры - «Скажи наоборот», «Дары волхвов»

Подвижные игры «Баба – яга», «Горелки»

Лепка «Зимние забавы»

Прослушивание народных колядок (хороводы, танцы под музыку) Аудиозаписи

Конструирование из бумаги «Звезда» Два бумажных квадрата, клей, кисть клеевая, ножницы.

Работа с родителями - Беседа с детьми о главных традициях Рождества: милосердии, добрых делах, прощении.

 

Результаты проекта.

Сформированы устойчивые знания и интерес к истории праздника Рождества Христова.

Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.

Пополнена предметно-развивающая среда мини музея.