Методические рекомендации по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Кучерова Дина Владимировна

Методические рекомендации разработаны для педагогов ДОО, родителей, заинтересованных в формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, как важного аспекта нравственного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6     п. Новосадовый Белгородского район Белгородской области»

«Методические рекомендации по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Автор разработки:

Шевцова Дина Владимировна,  воспитатель

 МДОУ «Детский сад №6 п. Новосадовый

Белгородского района Белгородской области»

п. Новосадовый, Белгородский район, Белгородская область

2023 год

АННОТАЦИЯ

Данные методические рекомендации разработаны для педагогов дошкольных образовательных организаций, родителей, заинтересованных в формировании культуры поведения у детей дошкольного возраста, как важного аспекта нравственного воспитания.

Рекомендации помогут педагогам и родителям сформировать у детей следующие компоненты культуры поведения: культурно-гигиенические навыки, культуру общения, культуру деятельности

Методические рекомендации по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста направлены на развитие личностного потенциала каждого ребенка с помощью осуществления показа речевой и поведенческой культуры взрослых, окружающих дошкольников (педагогов и родителей); осуществления методики предвосхищения; реализации потенциала разных видов детской деятельности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ………...………………………………………………………2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………….………………....4

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………….……………....7

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..……………………....17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова принадлежит к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества, а в современных условиях она приобретает особое значение. События последнего времени показали, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов нравственного воспитания.

В данной ситуации наиболее актуально нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях организаций, которые осуществляют образовательные отношения (детском саду, школе и т. д.). Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству в межличностных отношениях.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложных, важных задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Одним из аспектов нравственного воспитания ребенка является формирование культуры поведения.

Актуальность проблемы определяется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности и сотрудничеству с окружающими людьми, духовно богатой, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально-культурным условиям современной жизни.

Необходимо научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и, каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе и, чтобы другие так же относились к нему. Быть культурным и воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Каждый человек имеет право и обязанность стать гармоничной личностью и уметь достойно вести себя в каждой ситуации. С правилами хорошего тона следует знакомить дошкольников, начиная с раннего возраста и продолжать в течение всего периода детства.

Ввиду неполной разработанности проблемы исследования в теории и практике на сегодняшний день существует необходимость исследования процесса формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста и составления методических рекомендаций по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель составления методических рекомендаций: формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры поведения (культурно-гигиенические навыки, культура деятельности, культура общения), как важного аспекта нравственного воспитания личности.

Новизна данных методических рекомендаций заключается в том, что  они опираются на приоритетность воспитательной работы по формированию культуры  у детей старшего дошкольного возраста и направлены на развитие личностного потенциала каждого ребенка с помощью осуществления показа речевой и поведенческой культуры взрослых, окружающих дошкольников (педагогов и родителей); осуществления методики предвосхищения; реализации потенциала разных видов детской деятельности.

Педагогическая целесообразность данных методических рекомендаций обусловлена тем, что при их внедрении образовательное учреждение органично вписывается в единое образовательное пространство системы дошкольного образования и является важным, самостоятельным и дополнительным ее компонентом, способствующим овладению культурными традициями, правилами, навыками детьми дошкольного возраста.

Планируемые результаты от использования разработанных нами методических рекомендаций:

1) дети усвоили определенные навыки туалета, навыки умывания, навыки одевания и раздевания,  навыки и правила культуры еды (принимать пищу сидя за столом, есть с закрытым ртом, правильно пользоваться столовыми приборами и т.д.);

2) дошкольники освоили культурные нормы монологической и диалогической речи, соблюдают требования речевого этикета, грамотности речи;

3) соблюдение дошкольниками элементарных правил организации и осуществления индивидуальной и совместной деятельности, пользования инструментами и материалами, соблюдения норм сотрудничества, ответственности, организованности.


Методические рекомендации по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Культура поведения детей дошкольного возраста - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

В структуру культуры поведения ребенка входят следующие компоненты: культурно-гигиенические навыки, культура общения, культура деятельности.

Культурно-гигиенические навыки – существенная составляющая часть культуры поведения. Требованиями гигиены и нормами человеческих отношений продиктовано необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды и обуви.

Культура общения детей дошкольного возраста устанавливает нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах (со взрослыми, сверстниками, малышами, знакомыми и незнакомыми). Под культурой общения предполагается освоение ребенком культурных норм монологической и диалогической речи, соблюдение требований речевого этикета, грамотности речи.

Культура деятельности – соблюдение дошкольниками элементарных правил организации и осуществления индивидуальной и совместной деятельности, пользования инструментами и материалами, соблюдения норм сотрудничества, ответственности, организованности. Культура деятельности дошкольника проявляется  в его поведении на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений и пр.

С учетом компонентов культуры поведения нами были  разработаны методические рекомендации по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста для воспитателей ДОУ.

Нами были выделены следующие методические рекомендации по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста:

1) осуществлять положительный показ речевой и поведенческой культуры взрослых, окружающих дошкольников (педагогов, родителей);

2) осуществлять реализацию методики предвосхищения;

3) реализовывать потенциал разных видов детской деятельности.

1. Методическая рекомендация – осуществлять положительный показ речевой и поведенческой культуры взрослых, окружающих дошкольников (педагогов, родителей).

Положительный показ речевой и поведенческой культуры взрослых, окружающих детей имеет большое значение в формировании культуры поведения дошкольников.

Для детей важным и действенным примером для подражания выступает внешний облик взрослого, его поступки и суждения, речь, а также отношение к окружающим, и прежде всего к детям.

Речь воспитателя должна быть совершенно грамотной и стилистически выдержанной. Педагогу необходимо следить за своей речью, разбираться в ее особенностях, учитывать ошибки и бороться с ними путем обязательного постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

Также воспитателю следует регулировать силу своего голоса, учитывая ситуацию общения. Эмоциональность, образность, выразительность – это важные составляющие, которыми должна обладать речь воспитателя.

 «Образы положительного поведения» в повседневной жизни являются своеобразным наглядным образцом, который необходим дошкольнику для формирования культуры поведения. Таким «образом» могут быть  литературные герои.

Например, литературные герои на своем примере покажут дошкольникам, к чему могут привести плохие поступки и как нелегко исправить свои ошибки. Дошкольники с  увлечением будут  следить за приключениями героев и получат отличный урок культурного поведения. Этот урок необходим дошкольнику еще и потому, что он сам понимает, что такое хорошо и что такое плохо, без нравоучительных лекций – просто делая выводы на основе увиденного.

Формированию у детей культурно-гигиенических навыков помогают литературные герои из произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

«Образы положительного поведения» вызывают у детей интерес, создают настроение и формируют положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков.

Литературные герои из произведений С.В. Михалкова «Как друзья познаются», В.А. Осеевой «Волшебное слово», Л.Н.Толстого «Лев и собачка», В.П.  Катаева «Цветик-семицветик», Л.Н. Толстого «Старый дед и внучка» помогут создать между детьми доброжелательные отношения, сплотить детский коллектив, проявлять сочувствие, внимание и  заботу к старшим и  пожилым.

«Образы положительного поведения» из книг о труде, вещах и технике в образной форме покажут дошкольникам сущность явлений, формируют мышление, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом. Можно предложить детям стихотворения С.Я. Маршака о создании вещей («Откуда стол пришел?», «Как печаталась ваша книга?») и др.

Большое влияние на формирование культуры поведения у дошкольников оказывают «образы положительного поведения» из сказок. Сказки вызывают у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, загадочностью, необычностью, яркостью образов, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки. Сказочные герои дадут детям уроки на всю жизнь: уроки чистоплотности (сказки «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк» и др., трудолюбия, доброты («Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», дружбы  и теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» и др.) Вместе с героями сказок дети испытывают чувство доброжелательности и справедливости по отношению к тем, кто несправедливо был обижен, унижен.

 «Образы положительного поведения» помогут научить детей сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки взрослых, сверстников, что способствует формированию культуры поведения.

2.Методическая рекомендация – осуществлять реализацию методики предвосхищения.

Своими замечаниями педагог предвосхищает нежелательное поведение дошкольника, тем самым помогая не допустить его.

Например: «Сейчас мы пойдем на экскурсию в музей, что нужно сделать, когда мы войдем? Я уверена, что вы, ребята, поздороваетесь с экскурсоводом, и будете вести себя спокойно. А он в ответ вам обязательно улыбнется, ему нравятся воспитанные дети».

«Ребята, вы, конечно, все помните, как нужно пройти по коридору в музыкальный зал, чтобы не разбудить малышей? У меня нет никаких сомнений, что вы пройдете тихо, вы же знаете, как необходимо себя вести».

Методика предвосхищения – это некий стимул дошкольника к достойному поведению, который поможет ребенку ориентироваться в новой для него ситуации. Главное, чтобы от своего хорошего поведения в это время ребенок получал удовлетворение.  Не нужно бояться, что ребенок будет хорошо себя вести только ради того, чтобы его похвалили. Поведение детей дошкольного возраста во многом зависит от оценки взрослых, которая укрепляет уверенность в себе и повышает самооценку.

3. Методическая рекомендация – реализовывать потенциал разных видов детской деятельности.

Формирование культуры поведения дошкольников  должно осуществляться в разных видах детской деятельности – на занятиях, в играх, трудовой деятельности.

В процессе занятий дошкольники приобретают знания и представления о культурно-гигиенических навыках, культуре общения, культуре деятельности. На занятиях воспитатель в увлекательной форме может познакомить детей со всем, что дозволено или запрещено. Педагог может создать реальные ситуации, которые имитируют разнообразные формы культурного поведения («Мы принимаем гостей», «Как правильно вручить и принять подарок», «Разговор по телефону», «Мы идем в театр», «Сервируем стол»). Также на занятиях с детьми можно обсудить и разрешить проблемные ситуации, связанные с проявлением культуры общения («Как правильно поступить?», «Почему обиделась Оля?», «Поделись улыбкою своей», «Вежливый разговор» и т. п.). При этом педагог может придерживаться определенных последовательных этапов в освоении детьми правил и форм культуры поведения:

1 этап – привлечение внимания дошкольников к проблеме, к надлежащему правилу и способу культуры поведения.

На данном этапе перед педагогом ставится следующая задача: вызвать у детей интерес к поведенческой проблеме, а также желание решить возникшую ситуацию.

Действия педагога на данном этапе заключаются в следующем: введение в ситуацию, рассказ воспитателя либо игрового персонажа, показ инсценировки, видеосюжета, картинки.

2 этап - обсуждение с детьми проблемы, события, ситуации.

На данном этапе перед педагогом ставится задача: вызвать у дошкольников желание высказать свое мнение, обратиться к своему личному опыту в аналогичной ситуации.

На этом этапе педагогу необходимо выполнить следующие действия:

постановка проблемных вопросов, обращение к чувствам и переживаниям детей, привлечение примеров из личного опыта (детей в группе, самого педагога, детей из другого детского сада), нацеливание на разнообразные варианты решения проблемы (как поступить).

3 этап - формулирование правила поведения в подобных ситуациях и обстоятельствах.

Задача педагога на данном этапе: побуждать детей самостоятельно сформулировать правило и перечислить соответствующие способы поведения.

Действия педагога на данном этапе: поддерживать самостоятельность

детей, поощрять активность в высказываниях, предлагать для обсуждения разнообразные варианты, дать окончательную формулировку правила.

4 этап - наглядная фиксация правила и способов его выполнения.

Перед педагогом ставится следующая задача: пробудить фантазию и активность детей в поиске формы наглядной фиксации правила и способов его выполнения.

На данном этапе педагогу необходимо выполнять следующие действия: поощрять инициативу и активность детей, предоставлять разнообразный материал для осуществления замысла и предложений детей (краски, фломастеры, трафареты, картинки, символические изображения).

5 этап - практическое разыгрывание ситуаций общения или поведения, связанных с выполнением правила.

Задача педагога на этом этапе: упражнять детей в практическом выполнении правил для разрешения ситуации.

Действия педагога: создать проблемно-игровую обстановку, вовлечь дошкольников в ситуацию общения, при необходимости поддержжать в выборе способа разрешения проблемной ситуации, а затем включить детей в обсуждение.

6 этап - эмоциональное завершение ситуации.

На данном этапе педагогу необходимо: закрепить положительное, а также эмоциональное впечатление детей, направить их на самостоятельное выполнение правила в общении и поведении.

Действия педагога на данном этапе заключаются в следующем: выразить свое удовлетворение действиями дошкольников и закончить эмоциональным моментом — песней (например, «От улыбки станет всем светлей») или общей игрой.

Педагог должен всегда поддерживать стремление старших дошкольников выполнять правила культуры поведения.

Игровая деятельность создает благоприятные возможности для познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.

Для отработки культурно-гигиенических навыков  можно использовать дидактические игры. Могут использоваться самые разнообразные задания: составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола.

Для формирования культуры общения и культурно-гигиенических навыков детям старшего дошкольного возраста можно предложить настольно-печатные игры. Эти игры в доступной игровой форме позволяют дошкольнику изучить правила культурного поведения. Например, игра-лото «Как мы одеваемся в театр» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида, игра «Пользование столовыми приборами» поможет отработать навыки детей в культуре еды,  «Настольный телефон» укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.

Также  целесообразно использовать игры-занятия, игры-упражнения. Применение этих игр помогает воспитателю повысить уровень овладения навыками и привычками культурного поведения каждым ребенком группы.

Игры-занятия, игры-упражнения необходимо строить таким образом

чтобы каждое последующее упражнение опиралось на ранее приобретенный

опыт дошкольников. Этим обеспечивается быстрое и прочное усвоение навыков и привычек.

Принципом проведения игр является комплексное воздействие на сознание и нравственные чувства дошкольников, а также предоставление им возможности упражняться в совершении нужных действий и поступков.

Используя  игры-занятия воспитатель может в интересной форме раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, а также  связать эти требования с конкретными поступками ребенка, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Игры-занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня с подгруппами детей в количестве 10-12 человек, ведь работа со всей группой

не принесет желаемого результата. Продолжительность игры зависит от задач и содержания. Игры-занятия могут проводиться в групповой, умывальной, раздевальной комнатах.

В процессе игры-занятия педагог показывает детям, как необходимо себя вести в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как правильно встречать гостей, как вести себя за столом, как соблюдать правила вежливости, как сервировать стол, как правильно пользоваться столовыми приборами и т.д.

В результате постоянных упражнений в повседневной деятельности, показанные и освоенные на занятиях действия, перерастают в устойчивые навыки и привычки культурного поведения. В дальнейшем дошкольники применяют  эти навыки и привычки  в различных ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание различных событий из жизни детей и их поступков в этих событиях.

На основании наблюдений за дошкольниками воспитатель планирует содержание игр-занятий. Прослеживая изменения, которые происходят в поведении детей, необходимо изменять содержание игр-занятий с учетом конкретных условий и возможностей детей.

Использование игр-упражнений позволяет достичь единства между представлениями дошкольника о том, как нужно себя вести, и конкретным поведением. У дошкольников вызовут интерес, например, игры-упражнения, которые направлены на закрепление правил культуры общения со взрослыми и сверстниками, в которых  будут использоваться юмористические картинки, слайды, отрывки из диафильмов.

Упражнения в выполнении действий по показу педагога – своеобразная тренировка, которая  необходима дошкольникам для формирования навыков и привычек культурного поведения. Например, игра-упражнение «К нам в гости пришла бабушка Арина» формирует у дошкольника умения и навыки культуры общения. Детям можно наглядно показать, как необходимо  встречать гостей, как здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни необходимо напомнить, как встречать гостей, здороваться на занятии, т.е. последовательно и настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.

 «Игры-упражнения «Каждой вещи — свое место»  помогают воспитывать аккуратность, навыки поддерживать порядок. После проведения таких игр - упражнений на тему «Поддержания порядка» дошкольники быстрее замечают беспорядок и пытаются устранить его.

Большая воспитательная возможность для формирования культуры деятельности и культуры общения заключается в трудовой деятельности.

Понятие нравственности труда включает две стороны:

а) отношение к труду, отражающее отношение дошкольника к окружающей действительности, обществу;

б) нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности. Совместный труд, по мнению Р.С. Буре, является наиболее эффективным в формировании культуры деятельности и культуры общения.

В процессе труда дошкольники связаны между собой процессом изготовления продукта, вступают в различные взаимоотношения и решают разнообразные вопросы. Все виды труда в ДОУ формируют навыки самостоятельной деятельности, формируют чувство человеческого достоинства, уважение к труду взрослых.

4. Методическая рекомендация - использование фотопособий.

Для формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста можно использовать фотопособия. Фотоснимки дают возможность педагогу в доступной для дошкольников образной форме познакомить их с культурно-гигиеническими навыками, культурой общения, культурой деятельности.

Существуют следующие варианты использования фотопособий:

  • В форме игры «Кто знает, что делать дальше?». Перед началом игры  у детей спрашивают, как они будут умываться, чистить зубы, накрывать на стол и т.д., а затем сравнивают предложенные варианты с действиями, которые изображены на фотоснимках.
  • Фотопособие включается в содержание игр-занятий. Педагог, например, может предложить рассмотреть определенную ситуацию, которая касается взаимоотношений со взрослыми или сверстниками, а затем дать возможность дошкольникам проанализировать ее.
  • В индивидуальной работе с детьми. Содержание фотоснимков воздействует на сознание и эмоциональную сферу дошкольников, позволяя формировать определенное отношение к изображенным сюжетным ситуациям, а главное доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам. Совместное рассматривание фотоснимков небольшими группами детей создает общность переживаний, усиливая интерес к общению.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ковалёва М.В. Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 641-645.

2.Кондратенко Г.А. Общение как средство развития культуры поведения / Г.А. Кондратенко, Н.А. Шинкарева // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков (и др.). — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (7). — С. 138–140. 

3.Курочкина И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности /И.Н. Курочкина. – М.: Экон- информ, 2012. – 147 с.

4. Лисина  В.Р. Общение педагога с ребенком как средство создания положительного микроклимата в группе детского сада / В.Р. Лисина // Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. - М., 2004 . – 141 с.

5.  Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду/ В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская. М: Просвещение, 1984 – 272 с.

6. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. — М., 1996.- 142 с.

7. Шевцова Д.В. Предпосылки и этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Шевцова // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф.             (г. Москва, ноябрь 2017 г.). – Москва: Буки-Веди, 2017. – С.77-80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста".

Способствовать вовлечению всех субъектов педагогического процесса в реализацию проекта по формированию культурного поведения, используя педагогические средства и методы воспитания....

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выявить особенности представлений о культуре поведения детей старшего дошкольного возраста и умение отражать их в самостоятельной повседневной практической деятельности....

Методическая разработка «Развитие навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Культура поведения является важной составляющей жизни современного общества, но в то же время все меньше встречается в повседневной жизни. Культура поведения основана на уважении к окружающему миру, с...

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие культура поведения, рассматривается вопрос об условиях формиро-вания культуры поведения старших дошкольников.Одним из ведущих качеств воспитанной личности, несомненно, яв...

Формирования этики и культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх (из опыта работы)

Предлагаем материал из опыта работы по теме "Формирования этики и культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх"...

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

"Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Презентация "Формирование культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста" предназначена для педагогов ДОО....