Проект Мини-музей "Я помню! Я горжусь!"
проект (старшая группа)

Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу воспитанников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы. Музей является инновационной формой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini-muzey_ya_pomnyu_ya_gorzhus.docx44.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алтан Сэсэг»

Проект

«Мини - музей «Я помню! Я горжусь!»

                                                                                               Подготовила: Шагдырова Л.Н

                                                                                                                старший воспитатель

С. Гурульба

2022

Информационная карта проекта

Наименование проекта

        Мини- музей «Я помню! Я горжусь!»

Основания для разработки проекта

  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Конституция РФ статья 43;
  • Семейный кодекс РФ;
  • Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012года №273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
  • Закон «О региональном компоненте государственных образовательных стандартов»;
  • Программа развития МБДОУдетский сад «Алтан Сэсэг» на 2022-2023.г.;
  • Устав МБДОУ детский сад «Алтан Сэсэг»

Тип проекта

  • Исследовательский, практико-ориентированный.

Автор проекта

  • Старший воспитатель: Шагдырова Л.Н

Участники проекта

  • Педагоги, воспитанники, родители

Направления  проекта

  • Совместная деятельность с детьми.
  • Взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ
  • Взаимодействие с родителями.

Введение

.

Фундаментальной основой будущего нашей страны и наших детей является патриотизм. Во главу угла этого понятия лежат непреклонные ценности: любовь и уважение к своей Родине и ее традициям, духовному наследию наших предков и многонационального народа, ответственность за свою страну и ее будущее. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации приоритетным направлением в вопросе воспитания гражданина выдвинута следующая задача: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»

К сожалению, реальная ситуация, сложившаяся в нашей стране в политике, экономике и культуре России с большей очевидностью подчеркивает об утрате нашим обществом российского патриотичного сознания. В связи с этим многократно повышается роль воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности.

Возрастает необходимость преобразования всех сфер жизнедеятельности общества, как восстановления, так и обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества.

Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям. Все дальше уходят в глубь истории грозные годы Великой Отечественной войны.

Война - это суровая трагедия. За ней скрываются кровь, боль, страх и потери. Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться своими предками, их мужеством и стойкостью. Сколько людей отдали жизнь на поле

боя, сражаясь за Родину, зато, чтобы мы жили в этом огромном и прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны. Миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами и поэтому сейчас мы живём мирно и счастливо. Все они, несомненно, герои и сколько бы ни прошло лет, мы всегда будем помнить тех, кто защищал нашу Родину.

В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. Таким образом, проект ориентирован в конечном итоге на формирование у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.

В настоящее время существует множество методов развития познавательных процессов у дошкольников, наряду с другими мной будет использован метод музейной педагогики в виде мини-музея.

Мини-музей—результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется

И дополняется. В итоге главная цель будет достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение.

Налаживаются партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.

Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музее ведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения.

Цель проекта Использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала—высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Основные направления деятельности

  • Поисковая, научно – исследовательская работа:
  • Сбор материала о земляках- участниках Великой Отечественнойвойны,историяосвобождениянаселенныхпунктовРоссии(города-Герои)
  • Работа с музейным фондом
  • Формирование фондов подлинных памятников истории Великой Отечественной войны; Формирование фондов копий.
  • Экскурсионно – просветительская работа
  • Проведение занятий в музее, проведение тематических занятий мужества, занятий по ознакомлению с героизмом медицинских сестер, бойцов,  солдат, о тяготах детства во время войны, о городах- героях, о великих сражениях войны, знакомство с наградами войны и.т.д.
  • Развитие сетевого взаимодействия
  • Связь музея с государственными учреждениями, общеобразовательными организациями.
  • Организационная работа
  • Обеспечение учета и условий сохранности фонда музея; оформление экспозиций музея, досуговая деятельность.

Принципы и подходы с учетом  ФГОС ДО

Проект строится на основании следующих принципов в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

  • Уважение личности ребенка;
  • Реализация Проекта в форме игры, познавательной исследовательской деятельности; содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентировано на ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;

При реализации проекта используется комплекс взаимодополняющих

методов:

  • Теоретические: анализ психолого – педагогической литературы, существующего педагогического опыта и методических подходов по теме исследования; изучение документов, прогнозирование и проектирование.
  • Информационные: информационные стенды, памятки, собрания, беседы, информация на сайте.
  • Активные: моделирование игровых и проблемных ситуаций.

Необходимые условия реализации проекта:

  • Интерес детей и родителей;
  • Методические разработки,
  • Интеграция со специалистами детского сада.

Ожидаемые результаты:

У детей будут сформированы представления:

  • о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
  • интерес к военно-патриотической музыке;
  • чувство единения и гордости за старшее поколение;
  • изменение        приоритетов        родителей        в        вопросе        нравственно-патриотического воспитания детей.
  • совершенствование        системы        взаимодействия        между        детьми, родителями и педагогами;

Средства патриотического воспитания:

  • Встречи с ветеранами ВОВ, тружеников тыла и локальных войн;
  • Экскурсии по музейным выставкам для всех возрастных групп
  • Музейные уроки (на базе музея);
  • Экскурсионная деятельность;
  • Познавательные занятия в старших группах;
  • Диспуты, круглые столы с детьми и родителями
  • Оформление тематических выставок;
  • Проведение викторин

Этапы реализации проекта:

I этап–Информационно–накопительный:

Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги).

  • Поиск        инновационных  форм,        методов и        способов        по работе свыше указанным контингентом.
  • Пополнить        предметно-развивающую        среду        для        реализации участников проекта.
  • Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей, педагогов.
  • Организовать выставку методической литературы для родителей и педагогов по теме проекта.
  • Провести        анкетирование        родителей        с        целью        определения        их отношения к нравственно – патриотическому воспитанию детей.

II этап–Аналитический:

После того, как были определены тема и цель проекта, подбирался наглядный материал, фото, аудио и видео материалы, книги; разрабатывались конспекты НОД по заданным темам. Были проведены обсуждения со специалистами, педагогами родителями ДОУ о материальных и технических возможностях реализации проекта. Одновременно шло накопление и подбор материала по всем направлениям деятельности. Результатом проделанной работы явилось составление перспективного плана развития музея и работы с родителями и воспитанниками дошкольного учреждения.

Содержание

1.

Работа с музейным фондом

Поиск        и        пополнение        музейного        фонда музейными предметами

Создание        инвентарных        книг        (основного фонда, научно-вспомогательного фонда)

Создание нормативно-правовых актов и документации по деятельности музея (программа, положение)

2.

Поисковая,        научно – исследовательская работа

Документы военных лет

Боевые трофеи, обмундирование, награды, переписка

Подготовка материалов о Ветеранах ВОВ

года.

Подборка, картотека детских стихов о ВОВ

Подборка, картотека сценариев, посвященных

Дню Победы

Подготовка        поделок        военной        техники, оружия и т.п

3.

Экскурсионно-просветительская

Организация        экскурсий        в        музей воспитанников

+

Проведение тематических занятий по теме:

«Мужество и подвиг»

+

4

Развитие сетевого взаимодействия. Сотрудничество с библиотекой и структурным подразделением СОШ «Хойто Бэе» на договорной основе, КДЦ Хойто Бэе, Нижняя Иволга, Совет ветеранов

+

Организация работы с семьями воспитанников

Семья - первый социальный институт ребёнка, где он усваивает моральные принципы и нормы, семья-транслятор нравственного, духовного опыта, имеющий огромный воспитательный потенциал. В народе говорят:

«хороший пример -лучше, чем сто слов», воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, мы вовлекаем семью в жизнедеятельность ДОУ,  в систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Действующие формы работы с детьми и родителями:

  1. Целевые прогулки к монументу Победы в сочетании с работой в Музее Победы детского сада. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
  2. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей–о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение произведений из серии «Дедушкины медали». Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми библиотеки.
  1. Использование ИКТ технологий: показ видео материалов о родной земле, о героизме  русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях.
  2. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
  3. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны. Участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов.
  4. Сбор наглядного материала с помощью детей и родителей группы (значки, открытки и т.д.) для использования в беседах с детьми.
  5. Проведение традиционных конкурсов семейного творчества: «Моя Родина-место, где я родился», «Моя родословная».
  6. Организация выставки картин на военно-патриотическую тему отечественных художников.
  7. Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
  8. Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, стендовое моделирование).

Для реализации названных целей и задач музей обладает достаточными ресурсами

  1. Беседы, экскурсии, тематические занятия на тему «Памятники ВОВ г.Улан-Удэ»
  2. Экспозиция–Галерея Славы «Портреты ветеранов ВОВ» родные и близкие сотрудников и воспитанников нашего дошкольного учреждения.
  3. Города Герои
  4. Боевые награды, подлинные фотографии военных лет, наградные документы.
  5. Оригинал письма с фронта
  6. Экспозиция–панорама военного сражения,
  7. Выставка игрушек «Военная техника».        Семейные реликвии.
  8. Подборка детской литературы.

Научно- вспомогательный фонд:

В музее оформлены:

  • Галерея портретов «Бессмертный полк»
  • города Герои
  • стенды «Бурятия в годы Великой отечественной войны»
  • демонстрационные картинки беседы (дети-герои, города герои, оружие войны, награды войны, сражения войны)

Важная особенность организации Музея— возможность его посещения каждый день и участие в его создании детей и родителей. В обычном музее ребенок—лишь пассивный созерцатель, а здесь он—соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

Музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях воспитательно–образовательного процесса как в рамках дошкольного учреждения, так и за его пределами. Создавая Музей Победы, мы предположили, что это даст возможность практического претворения тех педагогических идей и методик, которые реализуются в системе нравственно-патриотического воспитания.

План работы музея на 2022-2023 учебныйгод

Месяц

мероприятие

Сентябрь -ноябрь

  • Фотовыставка «Архив семьи» Тематические беседы «Семейные реликвии»
  • Обзорная экскурсия в музей (дети от 4 до5лет)

декабрь

  • Пополнение мини-музея экспонатами, символикой и атрибутами;
  • тематическое занятие с воспитанниками

6-7 лет «Города герои»

январь

- тематическое занятие с воспитанниками6-7 «Город герой Ленинград. Блокада»

февраль

-Рассматривание армейских фотоальбомов пап детей

-Выставка поделок «Оружие войны» (конкурс для воспитанников и их родителей)

-Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы«Оружие войны»

март

-Экскурсии для воспитанников 5-7 лет в музей боевой славы «Дети-герои»

апрель

  • Создание стенда «Бессмертный полк»

май

  • Конкурс чтецов (тематика: о героизме)
  • Экскурсии для воспитанников 5-7 лет в музей боевой славы «Награды войны»

Заключение

Патриотическое воспитание–основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе.

Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства.

Здесь немало важную роль играет влияние семьи и образования.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм».

Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Таким образом, среда ДОУ подчинена идее воспитания гражданственности как одной из ключевых компетенций, без которых невозможна жизнь в современном обществе.

        Список литературы

  1. Дудникова С.А.Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.//Детский сад от А доЯ.
  2. Евдокимова Е.С.Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.–М.:ТЦ «Сфера»
  3. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7лет. –М.: Мозаика -Синтез
  4. Как научить детей любить Родину : руководство для воспитателей и учителей/авт.–сост. Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина и др.–М.:АРКТИ,
  5. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением.–2005.-№1.
  6. Усачёва Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников.

//Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения.–2010.-№4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект мини-музея в группе "Наш край"

Оформление, тематика мини-музея в своей группе. Большая помощь в воспитании патриотизма....

Проект мини-музея "Чудо ложки"

Проект расскажет о создании музея, посвещенный истории и видам ложки...

Проект мини-музея "Военная атрибутика"

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Его  цель: нравственно-патриотическое воспитание детей, расширение и углубление их знаний об атрибутике российской армии....

проект мини-музея "Волшебная вода"

иформационнон-исследовательский проект мини-музея "Волшебная вода"...

проект мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"

проект мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...

Проект мини-музея "Мир камня"

Проект разработан для работы со старшими дошкольниками в мини-музее "Мир камня"...

Проект мини-музея тряпичной куклы

Беседы, консультации, мастер класс, паспорт музея....