Консультация для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию»
консультация (подготовительная группа)
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_s_doshkolnikami_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 10 «Малыш»
г. Мичуринск, Тамбовской области
Консультация для педагогов:
«Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию»
Подготовил: А.И.Кицан
Мичуринск 2022 г
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.
В образовательном стандарте дошкольного образования в разделе «Общие положения» пункте 4 одна из задач гласит: формировать гражданственность и национальное самопознание, патриотические чувства, моральную, эстетическую и экологическую культуру. В разделе «Требования к структуре учебной программы дошкольного образования»: «Содержание Программы определяется несколькими образовательными областями, одна из них – «Ребёнок и общество»: формирование представлений о Республике Беларусь; людях, прославивших Родину; о социокультурных ценностях народа, о традициях и праздниках.
Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.
В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.
Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.
Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.
Эффективным средством является использование художественных материалов.
Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.
В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.
- Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают: организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым; инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье; наблюдение за отношением взрослых в детском саду; хороводные игры, игры-имитации; чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям; рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение; рассматривание семейных фотографий и др.
- В средней группе вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях. Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.
- В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания: этические беседы о городе, родной стране, мире; экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями; рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран; знакомство с элементами национальной культуры; обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.
При знакомстве дошкольников с историей родного города, приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты: по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске; составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми; рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.; язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.
В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.
Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.
Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия.
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Используемая литература
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с. 2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,2000. - 340с. 3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р.А. Зобова, А.А. Козлова. - СПб.: Атлант, 2003. - 258с. 4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М.: 1985. - 204с. 5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: 1999. - 215с. 6. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www.portal-slovo.ru. 7. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 56с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.
quot;Любовь к Родине начинается с семьи!"...
Статья "Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию"
Многообразие форм и методов работы с детьми помогают не только воспитать патриота, но и всесторонне развивать детей....
Консультация для педагогов "Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников"
quot;Любовь к Родине начинается с семьи".Ф.Бекон...
"Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников"
Выступление на педагогическом совете...
Выступление на педагогическом совете "ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ".
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание....
Опыт работы по теме: «Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников»
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимод...
Консультация для педагогов «Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию»
взаимодействия педагогов с родителями: формирование обобщенного представления родителей в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников....
- Мне нравится (2)