Консультация для родителей: "Особенности развития детей 5-6 лет"
консультация (старшая группа)

Богомолова Марина Александровна

Подготовила воспитатель

группы "Капельки"

Богомолова Марина Александровна 

МАДОУ Детский сад №39 г. Королёв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Особенности развития детей 5-6 лет»

Знания, которые должны быть у ребенка 5-6 лет В 5-6 лет знания и умения ребенка можно разделить на 2 большие группы:

  Физические умения;

  Знания о себе и мире.

Обе эти группы одинаково важны и необходимы каждому ребенку. Не стоит усиленно обучать ребенка математике и логике в ущерб играм на свежем воздухе. Ребенок нуждается в постоянной смене видов деятельности. Хорошо, после обучающего занятия предложить побегать или поиграть в подвижную игру, после чего вновь вернуться к учебе. Из физических навыков в 5-6 лет ребенок должен уметь:

  быстро бегать, оббегать или забегать на бугорки, перепрыгивать небольшие канавки, ямки, не замедляя темп;

  прыгать: на 2-х ногах вверх, вперед, в стороны; на 1-ой ноге вверх; через скакалку, небольшое препятствие.

  приседать, поставив руки на пояс или разведя их в сторону, без заваливания на бок;

 кувыркаться через голову;

  ходить: на пятках, носках, тыльной и внешней стороне стопы; высоко поднимая колени; разными видами шагов; в разном темпе и направлениях; на длинные расстояния; чередовать движения;

  кидать мяч из любого положения в разные стороны;

 лазать по стенке; висеть не перекладине на 1 или 2-х руках.

  Знания о себе и мире:

 собственные имя и фамилия; домашний адрес; телефон родителей;

 правила поведения в чрезвычайной ситуации (пожар, неправомерные действия, ухудшение здоровья).

  Знать номера экстренных служб; уметь звонить по телефону, понимать и соблюдать правила телефонных разговоров;

 различать право и лево относительно своего положения; ориентироваться в пространстве и на плоскости, уметь объяснить нахождение названного предмета;

 понимание понятия время, умение пользоваться часами;

 знание простых антонимов, умение их подбирать;

 считать до 10 и более; различать количество предметов в разных группах, приводить их в равное соотношение;

  уметь определять основные материалы (пластик, стекло, камень); знать природные явления.

  Узнавать времена года, месяцы, дни недели. Называть их в правильной последовательности;

 называть наименования пальцев рук (указательный, средний, безымянный);

  знать и употреблять в речи названия предметов быта, мебели, электроприборов;

  уверенно выполнять правила дорожного движения для пешеходов; знать разные виды техники, марки машин.

 Уметь объяснить, для чего используются разные виды; ориентироваться и знать много домашних и диких животных.

  Знать, чем они питаются, где обитают, чем отличаются между собой и от человека; знать ряд птиц, насекомых, рыб.

  Уметь рассказать особенности каждого вида; находить и называть части тела человека, животного;

 знать ряд растений, цветов, деревьев, кустарников.

 Уметь объяснить, чем они отличаются между собой; уметь выделять лишние предметы из предложенного ряда; сортировать предложенные вещи по группам по названным признакам.

 Это только небольшая группа умений и навыков, которые должны быть у ребенка 5-6 лет. Каждый ребенок развивается по собственному индивидуальному плану, в большей или меньшей степени, осваивая указанные навыки. Развитие личности ребенка 5-6 лет В 5-6 лет сложные процессы происходят в психологии ребенка. В этот период формируется база личностных качеств ребенка. Он постигает нравственные, ценностные ориентиры, учится вести себя в обществе и с другими людьми. В этот период закладываются основные понимания о добре и зле, морали. К начальной школе можно судить о том, каким человеком вырастет ребенок. Изучая окружающий мир, ребенок теперь не только отмечает внешние признаки и содержание предметов, его больше интересуют взаимоотношения, психологическая суть событий. В ежедневных играх все чаще можно заметить, как ребенок обыгрывает события, произошедшие с ним или его знакомыми ранее. Так он осмысливает происходящее, делает свои выводы. Основным движущим элементом познания в 5-6 лет остается любознательность. Опираясь на полученный ранее опыт, дети начинают постепенно проявлять осторожность, продуманность. Если у ребенка есть достаточно свободы и он понимает, что за свои действия придется нести ответственность, он постепенно начинает прислушиваться к правилам поведения осознанно. В 5-6 лет ребенок начинает искать свое место в семье и в интересах родителей показать ему, что он важный член семьи, к которому прислушиваются. Ребенок уже может выслушать долгое пояснение, вникнуть в смысл слов, понять, почему нужно делать то или иное действие. Разрыв между поколениями происходит из-за нежелания взрослых выслушать детей. На вопросы или комментарии ребенка не нужно отвечать односложно. Старайтесь давать полноценные, развернутые ответы. Головной мозг ребенка уже очень хорошо развит. В период 5-6 лет дети запоминают и узнают огромное количество различной информации. Малыш учится мыслить абстрактными категориями, анализирует происходящее, ищет причины происходящих событий. Новый подход к знаниям позволяет быстро усваивать любую предложенную информацию. Пик умственных способностей дополняется быстрым развитием понимания собственного я. Дети в 5-6 лет начинают понимать собственные эмоции, ощущения, учатся говорить о своих чувствах. Общение ребенка 5-6 лет Ребенок в 5-6 лет нуждается в общении с другими людьми и сверстниками очень сильно. Через игры, разговор он получает новую информацию о мире, вариантах общения, нормах поведения. В этот период хорошо научить ребенка:  заводить друзей. По собственному примеру, через книги и мультфильмы, покажите малышу, как правильно подойти к другому ребенку, поздороваться, познакомиться, предложить поиграть; выстраивать отношения.

  Расскажите, зачем нужно быть дружелюбным, какие действия и слова могут обидеть другого человека; быть терпимым, милосердным.

 Поговорите с карапузом об индивидуальности людей, расскажите, почему нужно уважать окружающих, прощать ошибки; контролировать собственные эмоции, избегать агрессии; вести диалог, выслушивать собеседника; преодолевать свои страхи.

  Покажите ребенку, что подойти к группе детей не страшно, подскажите, что не стоит стесняться; правильно просить о помощи, благодарить за услуги.

Эти простые вещи помогут ребенку быстрее освоиться в любом коллективе, завести друзей. Конечно, любой навык требует практики. Старайтесь как можно чаще бывать на детских площадках, посещать различные кружки, секции. Развитие психических процессов в 5-6 лет В 5-6 лет наступает пик умственных возможностей ребенка. Ребенок не только хочет узнать много нового, но и может запомнить такой объем информации, который недоступен для любого другого возраста. К базовым умениям изучать окружающий мир добавляются сложные операции мышления и логики. Ребенок оперирует различными абстрактными понятиями, ищет связи между предметами, событиями. К 5,5 годам хорошо научить ребенка высказывать свое мнение, используя аргументы. На собственном примере покажите, как важно не только высказывать свои желания, но и аргументировать их. Хорошо стимулирует это умение предоставление самостоятельности в простых вопросах. Пусть он сам принимает решение, что одеть или во что играть. Объясните, что делая выбор, карапуз берет на себя ответственность за совершенное действие. Если он сломает вещь, которую мама не рекомендовала брать, то в качестве наказания он будет лишен сладкого. Часто именно в этом возрасте дети интересуются, как они появились на свет. Выбор ответа на этот вопрос зависит от родителей, но желательно заранее обсудить на семейном совете единый ответ. Не рекомендуется рассказывать о капусте или аисте, ведь это будет неправда, а дети на улице расскажут другую историю. Можно ограничиться рассказом о большом желании родителей завести ребенка, в результате которого у мамы в животе появился кроха. Подробностей не нужно. На психику ребенка большое влияние оказывает его окружение. В 5-6 лет многие дети начинают относиться к себе с критикой, сравнивая свою внешность, физические и умственные способности с возможностями сверстников. Не рекомендуется добавлять сложностей, сравнивая его с другими детьми. Восприятие. Внимание. Память Внимание родителей 5-6 летних детей должно быть сосредоточено на развитии таких важных умений как восприятие, внимание и память. В этот период происходит переход от непроизвольного к сознательному запоминанию. Хорошо предлагать ребенку совершенствовать эти умения простыми занятиями:

 учить небольшие стихи и рассказы;

 обсуждать выученный текст, добиваясь полного понимания смысла; предлагать концентрировать внимание на занятиях, убирая отвлекающие предметы;

 учить находить отличия, выстраивать цепь событий;

 предлагать повторять последовательность действий, слов;

 учить и употреблять новые слова; совершенствовать тактильные знания и мелкую моторику. Кроме предложенных вариантов развития внимания и памяти, следует как можно чаще беседовать с ребенком, обсуждая произошедшие ранее события. Попросите вспомнить детали, объяснить, почему произошло то или иное событие. Мышление Развитие мышления детей 5-6 лет выстраивается вокруг приобретения новых, более сложных навыков.

 Рекомендуется учить малыша:

 считать до 100 десятками, до 20 единицами;

  рисовать цифры, запоминая изображение и соответствующее ему количество предметов;

 простым вычислительным операциям (сложение, вычитание) в рамках 1-2 единиц;

 находить простые и сложные фигуры в окружающих предметах;

 буквам, находить знакомые слова, начинающиеся с заданного звука;

 читать по слогам;

 цветам и оттенкам;

 различать дни недели, время суток;

 решать логические задачи, придумывать собственные задания;

 обращать внимание на признаки предметов, различать, сортировать, классифицировать. Удобнее всего обучать ребенка при помощи сборников заданий для детей 5-6 лет. Обычно такие издания содержат в себе различные варианты занятий, позволяющие найти наиболее подходящий вариант для ребенка. Воображение К 5 годам фантазия детей становится одним из способов изучения мира. Через воображение малыш придумывает собственную реальность, в которой переживает различные события, моделирует ситуации. Грань между вымышленным и реальным миром для ребенка не заметна, часто он переносит свои действия из воображаемого мира на действия в реальности. Многих родителей 5-6 летних детей волнует эта ситуация, им кажется, что дочка или сын начинают врать. Это не верно. Большинство выдуманных событий и действий появляются в речи ребенка без злого умысла. Просто дети еще не полностью понимают, в каких ситуациях можно применять фантазию, а где лучше сказать, как есть на самом деле. Столкнувшись с воображаемым другом или невероятным событием, о котором рассказывает чадо, не нужно говорить, что он врет. Лучше употребляйте слово “фантазия”, “воображение”. Заострять внимание на появлении несуществующих персонажей или событий не следует. Ребенок повзрослеет, прочувствует границу между фантазией и реальностью, перестанет сочинять. Другой вопрос, если малыш намеренно сочиняет, чтобы скрыть свои неблаговидные поступки. Пропускать ложь не советуют, но и сильно ругать не стоит. Вопрос честности нужно проработать в игровой форме на примере игрушек и мультфильмов. Объясните карапузу, что лучше сказать горькую правду и понести наказание, чем бояться, что кто-то узнает, лгать. Речь В норме в 5-6 лет речь ребенка должна быть чистая, наполненная всеми частями речи. Ребенок должен без проблем составлять простые и сложные предложения, уметь поддержать беседу. При наличии сложностей в произношении отдельных звуков необходимо обратиться к логопеду для своевременной коррекции. К школе карапуз должен чисто говорить, уметь:

 рассказать о себе и своей семье в нескольких предложениях;

  составлять рассказ по картинкам;

 передавать сюжет услышанной истории;

  уметь контролировать громкость разговора, при необходимости разговаривать шепотом;

 общаться сам с собой;

 планировать ближайшие действия, проговаривая их вслух;

 выделять первый звук в слове, менять по просьбе слово, убирая из него названный звук;  использовать подходящие интонации для подчеркивания смысла сказанного; употреблять абстрактные понятия; правильно употреблять времена, склонения, число. Особенностью речи ребенка в 5-6 лет является активное словотворчество. Мальчики и девочки не только изучают новые предметы и события, но и придумывают им названия, пользуясь имеющимся словарным запасом. Развитие познавательных процессов В 5-6 лет ребенок способен многому научиться и узнать, рекомендуется стимулировать любознательность:

 чтением сказок и рассказов, подходящих ребенку по возрасту, темам наиболее интересным ребенку в данный момент;

  изучением букв, цифр;

  хорошо начинать учить читать по слогам;

 развитием графического навыка; покажите, как писать печатные буквы, цифры, рисовать простых животных; обучением счету;

 тренировкой памяти;

 через творчество (рисование, лепка, вырезание, прикладное творчество).

 Отдельное внимание хорошо уделить физической форме ребенка. Мальчики и девочки в 5-6 лет могут посещать различные спортивные секции. В 5-6 лет детям доступны командные игры, боевые искусства, теннис, легкая атлетика, гимнастика, фигурное катание, танцевальные кружки. Игровая и изобразительная деятельность В 5-6 лет основным видом деятельности остается игра. Через воссоздание ситуаций во время игры ребенок оценивает поступки, действия, моделирует разные варианты поведения. Изображая того или иного персонажа, малыш пытается понять суть происходящего, понять свое отношение, выработать шаблон действий. Рекомендуется стимулировать этот вид деятельности, показывая, как можно создавать из подручных материалов все необходимые элементы игры, участвовать в качестве наблюдателя или активного участника. Играя вместе с ребенком, легко оценить его психологическое состояние, понять, что его волнует или тревожит. Взаимодействие со взрослым в 5-6 лет во время игры — важная составляющая для сохранения доверительных отношений. В этом возрасте для ребенка не столько важно время, проведенное со взрослыми, сколько качество общения. Кроме игровой деятельности, важным элементом психологического равновесия в 5-6 лет является умение ребенка выразить свои эмоции при помощи художественных средств. Рисование, лепка, поделки и другие виды прикладного творчества хорошо способствуют развитию этого умения. В 5-6 лет хорошо предлагать ребенку посещать различные выставки, музеи, театральные постановки, цирк, кино. Знакомство с различными видами искусства помогают расширять кругозор, открыть для малыша новые возможности самовыражения. Работа с самооценкой Критическое отношение к себе, своей внешности, способностям часто появляется в 5 -5,5 лет. Особенно ярко это проявляется у девочек. В этот период хорошо объяснить дочке или сыну, что все люди на земле разные и нужно принимать их такими, какие они есть. Расскажите крохе, что он уникальный, не похожий ни на одного человека в мире. Чтобы поддержать свои слова постарайтесь:

  не критиковать внешний вид малыша. Если заметили пятнышко или неопрятность, просто попросите исправить, не давая оценки;

 не сравнивать со сверстниками или другими детьми. Если хотите сравнить, то обратитесь к умениям самого ребенка в прошлом и сейчас. Покажите крохе, как он вырос, поумнел, быстро научился;

 показать пример.

Дети — наше отражение. Если взрослые относятся к окружающим спокойно, не критикуют, не ругают, то малыши относятся к ровесникам и себе намного спокойнее.

Подготовил воспитатель

Группы «Капельки»

Богомолова М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет" До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются неско...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»...

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни".

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...