Методическая разработка по работе с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ
методическая разработка (средняя группа)

Бекбулатова Мадина Кайтарбиевна

Проект «Оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и

инвалидностью «Вместе мы сможем многое»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_kray.docx52.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19 "Буратино"»

                                                                                  Заведующий МКДОУ

        "Детский сад №19"

        У.К.Отакаева

        "___"__________2020г

«Методическая разработка по работе с родителями,  

воспитывающих детей с ОВЗ»

Проект «Оказание психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и

инвалидностью «Вместе мы сможем многое»

                                                                                                                                                 Авторский коллектив                                                                                  разработчиков и

участников проекта:

Аджигельдиева А.Б.

 Бекбулатова М.К.

                                         

 Содержание:

1.Краткое описание проекта "Вместе мы сможем многое"

2.Актуальность (обоснование)

3. Цели и задачи

4. Предполагаемые результаты

5.  Содержание деятельности по проекту.

6. Работа с родителями.

7. Литература.

8. Приложения

        

1.Краткое описание проекта "Вместе мы сможем многое"

1.1. В настоящее время инклюзивному образованию уделяется большое внимание. Инклюзивное обучение предполагает совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике могут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения. У родителей таких детей часто возникают трудности связанные с вопросами воспитания, развития и образования «особенных» детей (подготовка к школе, социализацией ребенка и др.).

Возникающие трудности, во многом связаны, с недостаточной психолого-

педагогической компетентностью родителей. Существующее в настоящее время огромное количество литературы по вопросам развития и воспитания «особенных» детей, не решает проблемы конкретной семьи, в каждом случае требуется индивидуальный подход, часто родители нуждаются в консультативной помощи специалистов.

Учитывая эти сложности, на базе МКДОУ «Детский сад № 19» реализуется проект по поддержке родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью «Вместе мы сможем многое"

 1.2 Целью проекта является: организация единого методического пространства участников образовательного процесса, выявление и распространение передового опыта родительского просвещения, укрепления партнерских отношений между ДОУ и родителями.

Задачи проекта:

1. Создание условий для социализации детей инвалидов.

2. Оказание консультативной и методической помощи семьям воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью.

3. Предоставление возможности реализации физкультурно-оздоровительной

деятельности с детьми 3 - 7 лет (в том числе с детьми-инвалидами) для тренировки отстающих качеств.

4. Создание условий для формирования предпосылок игровой, коммуникативной, образовательной деятельности детей, поддержку развития их личности и оказания психолого-педагогической помощи родителям/законным представителям в этих вопросах.

Целевая аудитория: воспитанники ДОУ, родители (законные представители)

Участники реализации проекта: педагоги  и специалисты ДОУ,

воспитанники ДОУ, родители (законные представители).

Сроки реализации проекта: 2018-2020г.г.

 

2. АКТУАЛЬНОСТЬ.

 

В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни  общества».

 

  В последнее время стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно организацией эффективной комплексной реабилитации с раннего детства при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.

            Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой, совместно со специалистами всегда даёт положительный результат.

В процессе работы по сопровождению детей с ОВЗ и непосредственном общении с их родителями обозначились основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

3. Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания.

4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Это не только трудность взрослых, но и, зачастую, причина низкой эффективности психологического сопровождения ребенка с ОВЗ. Очевидно, что при сложившихся обстоятельствах помощь требуется как детям, так и их родителям. Педагоги, психологи и родители должны стать соратниками в решении воспитательных и развивающих задач для особенных детей. Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3. ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ.

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ: «Создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих)»

 

ЗАДАЧИ:

 

1. Обучение родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.

2. Коррекция понимания родителем проблем его ребенка,  а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.

3 Коррекция неконструктивных форм поведения родителя, их замена на продуктивные формы взаимоотношений в социуме.

4. Формирование адекватной социальной самооценки родителя.

4. Ожидаемый результат:

- повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).

- создание комфортной обстановки для сотрудничества педагогов, детей и родителей;

- создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемые результаты

 

Участники проекта

Ожидаемый результат

1.

Ребёнок с ОВЗ 

Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ

Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ

2.

Родители

Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития

3.

Ребёнок, педагоги

Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития.

4.

Педагоги

Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.

5. Показатели результативности и эффективности проекта

  • Создание  социально-педагогической  развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство
  • Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
  • Участие ребенка с ОВЗ  в различных мероприятиях, конкурсах.
  •  Повышение показателей качества обученности ребёнка.
  • Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

 Описание основных мероприятий проекта

  • Подготовительный этап.
  • Формирование группы участников проекта, направленного на социализацию ребёнка с ОВЗ.
  • Сбор информации (рекомендации , опрос родителей).
  •  Обследование ребенка с ОВЗ (диагностика)
  • Изучение методической литературы по работе с детьми с ОВЗ.
  • Работа с родителями ребёнка по выявлению запроса в образовательном процессе и социализации ребёнка в среде  сверстников.
  • Диагностика возможной коммуникативной деятельности.
  • Прогнозирование результатов.

Разработка методов реализации проекта

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ, воспитателем.
  • Составление плана мероприятий  по социализации ребёнка с ОВЗ.
  • Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с ОВЗ
  • Изменение неверного представления у детей группы по отношению к ребёнку с ОВЗ.
  • Разработка игровых тренингов, сценариев, мероприятий, ролевых игр, направленных на интеграцию ребёнка с ОВЗ.

Календарный план по реализации проекта

 

Направления работы

Пути реализации

Сроки

1.

Сбор информации

Учёт рекомендаций , опрос родителей

Сентябрь

2.

 Обследование ребёнка с ОВЗ

Диагностика состояния речи ребёнка

Сентябрь

3.

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ

Составление плана работы с учётом возможностей ребенка

Сентябрь

4.

Организация адаптационного периода

Сбор информации

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.

Учёт рекомендаций, опрос родителей

Сентябрь

5.

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с ОВЗ

Составление плана работы с учётом возможностей ребенка

 

 

Организация адаптационного периода

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками

 

 

Развитие коммуникативных навыков

Организация ежедневного «Утра радостных  встреч».
Цикл бесед «Добро живёт рядом»
Индивидуальные фотовыставки «Я – маленький». «Моя семья»
Поощрение  общения детей с ОВЗ.
Конструктивная помощь в решении возникающих конфликтов, предложение друг другу альтернативы, обучение договариваться, извиняться и прощать друг друга.
Поощрение  вежливого обращения ребёнка к детям  и взрослым, пресечение деструктивного поведения по отношению к детям.

В течение года

6.

Формирование игровой деятельности

Обучение обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь,
Коммуникативные игры «Зеркало», «Потерялась …девочка», «Ожившие игрушки», «Солнечные зайчики»
Дидактические игры «Что правильно - что неправильно»
Творческий познавательный проект «Волшебство новогодних игрушек»
Помощь в  налаживании совместной  игровой деятельности.
Перевод самой игровой деятельности на более высокую ступень: от игры «рядом» к игре «вместе»;
Обучение  делать что-то по очереди или согласно принятой на себя роли, следовать правилам.

 

«Уроки по безопасности жизнедеятельности»

Краткосрочный проект (декабрь-январь)

Участие в праздновании «Дня именинника» (своего и других детей)

ежемесячно

7.

Участие в театрализации, утренниках, экскурсиях, детско-родительских гостиных.

Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях),

Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях

Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

октябрь - экскурсия в пожарную часть

Ноябрь - гостиная «День матери»

Декабрь, февраль, март, апрель – тематические утренники

8.

Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания

Обучение  взаимодействию со сверстниками и   взрослыми; 
формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками.
Формирование представлений об окружающем мире и о себе.  Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т.д.)
Оформление фотовыставки о совместном мероприятии (лепка снежной бабы)

Участие в акции «Покорми птиц»
Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.

В течение года

 

Январь.

 

Февраль

9.

Работа с родителями

Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.

Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка:
беседы, консультации, показ занятия;  включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий;  подбор дидактических материалов, практические консультации по подбору дидактических игрушек, игр и заданий, направленных на социальное развитие; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей-инвалидов.  

Консультации:
«Возрастные особенности и проблемы социального развития ребенка с нарушенным слухом»; «Эффективные приемы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста»;
«Требования к ребенку и его обязанности в семье» «Значение игры в познавательном и социальном развитии ребенка»

В течение года

6. Работа с родителями.

 

Тематическое планирование работы с родителями

1.Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

2.Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»

3. Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»

4. Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении зимних игр;

5. Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»

6. Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»

7. Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные»

8. Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»

9. Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры).

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЯМИ:

Психологическая  работа (групповая и индивидуальная)

 

Целенаправленное, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ способствует процессу их эффективной адаптации.

Образовательная организация и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Законом Российской Федерации «Об образовании» на них возложена обязанность по созданию всех необходимых условий для того, чтобы дети своевременно получали образование и профессиональную подготовку.

Родители, как правило, не имеют достаточных знаний об особенностях воспитания ребенка с ОВЗ и не всегда демонстрируют  стремление к их обретению.

Цель: психологического сопровождения родителей обучающихся: создание оптимальных условий для гармоничного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в семье через повышение психолого-педагогической и воспитательной компетентности родителей (лиц, их замещающих).

Задачи: психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся:

•  создание условий для социально-психологической адаптации детей (создание сплоченного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);

•    повышение уровня психологической готовности родителей и детей-инвалидов к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию;

•   выработка        стратегии        индивидуального        (личностно-ориентированного) подхода к учащимся;

•        формирование комфортной образовательной среды;

•  повышение психолого-педагогической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;

•    создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями;

•   развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с родителями.


Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно-воспитательного воздействия на развитие ребенка.

При изучении семьи и установлении контактов с ее членами использую следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.

Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы использую следующие организационные формы:

- индивидуальное консультирование (по запросам родителей) – по договоренности с родителями в дни консультаций;

- обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений) – 1 раз в месяц;

- этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи») – три раза в год (сентябрь, январь, май).

Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование.

Первый этап работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью использую беседу.

Второй этап - подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей. Создание фотоальбома с запечатленными в нем моментами деятельности ребенка (родителей). Художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

 

Правовое просвещение родителей.

В рамках работы с родителями, имеющими детей с ОВЗ, возникла настоятельная необходимость организации семинаров для родителей по правовой защите. Многие родители плохо знают свои права, находятся в неведении, бывают беззащитны. Поэтому целесообразность этих занятий возникла особенно остро. Целью работы по данному направлению является защита прав и интересов детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, их социальная реабилитация и интеграция в современном обществе.

Формирование компетентности родителей в вопросах коррекционно-педагогических знаний и их практического применения в занятиях с детьми.

Реабилитация, социализация,   будет проходить наиболее плодотворно и эффективно в том случае, если будет осуществляться непрерывность и преемственность реабилитационных мероприятий проводимых специалистам образовательных организаций и родителями. Поэтому целью данного направления работы является необходимость повышения у родителей    компетентности  в вопросах проведения специальных коррекционно - педагогических занятий с детьми.

          Для того чтобы родители стали активными сторонниками и участниками образовательного процесса у них необходимо сформировать:

- представления о специфике  работы с детьми;

- понимание задач специальной коррекционной работы и понимание  необходимости взаимодействия со специалистами различного профиля для их решения;

             Для оптимизации сотрудничества образовательной организации и родителей в области   коррекционно-педагогических занятий с детьми  используются следующие формы работ:

- родительские собрания (где родители получают теоретические знания)

-индивидуальное консультирование родителей,

-открытые уроки,

- информация на сайте МКДОУ в разделе для «Родителей»

- викторины, праздники (где родители делятся друг с другом и с педагогами своим опытом, проявляют своё творчество, участвуют в совместной деятельности «педагог – родитель – дети»).

          Повышение компетентности родителей в области коррекционно-педагогических знаний, становление их полноправными участниками образовательной и воспитательной работы – ожидаемый результат выполнения работы по данному направлению программы. 

 








ПРИЛОЖЕНИЯ  К ПРОЕКТУ ПРОГРАММЫ:

  1. Определение цели и задач работы с родителями ребенка с ОВЗ

Изучение ребенка и его семьи позволит определить цели и задачи работы с родителями ребенка с ОВЗ.В процессе коррекционной работы с детьми, страдающими тяжелыми пороками развития, в первую очередь в области эмоционально-личностной сферы детей может появиться позитивная динамика. Поэтому важно в данный момент изучить эмоционально-личностную сферу ребенка. Опросник позволяет раскрыть особенности контакта между детьми и значимыми для них взрослыми, а также дает возможность определения перспективы развития ребенка по ряду параметров. Особенности личности и эмоциональных контактов детей изучаются с помощью 9 шкал. Оценка результатов осуществляется простым подсчетом баллов.

Опросник

1. Отношение к пребыванию в школе и к обучению

0 баллов — отказ идти в детский сад;

1 балл — согласие идти в ДОУ только потому, что этого требует взрослый;

2 балла — желание идти в ДОУ  для того, чтобы там играть;

3 балла — желание идти в ДОУ, чтобы учиться и общаться с другими

детьми и взрослыми.

2. Способы взаимодействия со взрослым (педагогом)

0 баллов — проявление откровенной агрессии при попытке взрослого установить контакт;

1 балл — проявление упрямства и негативизма при попытках взрослого установить с ребенком положительный контакт;

2 балла — проявление радостного оживления (улыбки, объятий, смеха) при появлении конкретного взрослого;

3 балла — проявление желания  заниматься с конкретным

взрослым ( воспитателем, психологом).

3. Принятие доступной пониманию инструкции

0 баллов — отказ от принятия инструкции (откровенный негативизм);

1 балл — проявление упрямства;

2 балла — частичное выполнение инструкции;

1 балла — полное выполнение инструкции.

4. Соблюдение доступных правил поведения

0 баллов — нарушение нормативных правил поведения (крики, возгласы, возможные драки с другими детьми) в течение всего времени пребывания

в ДОУ;

1 балл — нарушение поведения во время НОД (отсутствие умения слушать педагога, сидеть спокойно в течение определенного времени, постоянные и необоснованные просьбы выйти в туалет, частое отвлечение внимания на другие объекты и др.);

2 балла — частичное нарушение правил поведения в ДОУ (нарушение правил поведения в случае потери интереса к НОД и правильное поведение, если интерес возобновился);

3 балла — нормативное поведение в течении дня.

5. Эмоциональные реакции

0 баллов — слезы, крики, желание подраться, выражение страха или напряженности (на начальном этапе адаптационного периода в учебном учреждении);

1 балл — общая замкнутость и заторможенность;

2 балла — состояние покоя, нормализация состояния;

3 балла — смех, улыбка на лице как проявление положительных реакций.

6. Продолжительность НОД

0 баллов — отсутствие способности выполнять посильное задание на фронтальном занятии;

1 балл — выполнение посильных заданий в течение 5 мин;

2 балла — выполнение посильных заданий в течение 5—10 мин;

3 балла — выполнение посильных заданий в течение 10—15 мин.

7. Установление доступных контактов с другими детьми

0 баллов — отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми (драки из-за игрушек, пособий и др.);

1 балл — демонстрация желания играть с игрушкой, которая находится

в руках другого ребенка;

2 балла — проявление способности подождать, пока другой ребенок занят интересующим первого ребенка предметом;

3 балла — демонстрация просьбы дать игрушку.

8. Приобретение новых навыков (в течение учебн. года)

0 баллов — отсутствие навыков;

1 балл — приобретение одного навыка;

2 балла — приобретение двух навыков;

3 балла — приобретение трех и более навыков.

9. Взаимодействие с матерью

0 баллов — отвержение матери (откровенная агрессия);

1 балл — отсутствие теплых отношений с матерью, проявление к ней требовательности для удовлетворения собственных желаний;

2 балла — проявление послушания как стремление установить связь с матерью;

3 балла — проявление ласки и нежности по отношению к матери.

Подсчет баллов:

Высокий уровень 24—27 баллов

Средний уровень 16—23 балла

Низкий уровень 8—15 баллов

Очень низкий уровень Ниже 8 баллов

Исходя из результата анкеты, исходя из ближайшей зоны развития определяем цели развития эмоционально-личностной сферы ребенка и развития ребенка в целом. И цель работы с родителями –добиться сглаженной совместной работы по развитию ребенка.

  1. Для успеха реализации программы наиболее значимыми являются следующие данные о родителе:

- оценка эмоционального состояния, в котором находится родитель;

- выявление выраженности некоторых свойств личности родителя;

- изучение родительского отношения к ребенку-инвалиду.

Данные психологических особенностей родителей позволяют привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе , сглаживанию положения психологической травмы  родителей и других членов семейного сообщества с появлением в семье особенного ребенка, которые проявляются наличием личностных деформаций у родителей, проявляются в виде поведенческих дезадаптации и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая и ребенка. Представляю некоторые из них.

«Колесо баланса»

Методика является удобным инструментом для анализа ценностно- потребностной сферы человека, проблемного поля его жизненного пространства и привычных способов решения имеющихся проблем. Кроме того, методика позволяет оценить имеющиеся в распоряжении человека ресурсы, что помогает сделать вывод о его адаптивном потенциале вообще

и состоянии на настоящий момент.

Исследование проводится в виде консультативной беседы.

1. Вспомните и перечислите 5-8 областей жизни, которые вам

действительно важны.

2. На подготовленном заранее рисунке « колеса баланса» расположите важные области своей жизни.

3. Подумайте и ответьте: Какая область больше других обделена вниманием? Что можно сделать в этой области прямо сегодня?

4. Каждая значимая сфера вашей жизни представляется на рисунке в виде осей колеса баланса. Подумайте (это потребует времени), что такое для вас «один» и «десять» из 10-ти возможных баллов в каждой из областей. Здесь не может быть универсальных ответов. Например, «отдых на десять» - для кого-то это фантастическая поездка, а для другого - возможность просто выспаться.

5. Отметьте на своем колесе баланса, насколько от 1 до 10 вы

удовлетворены каждой из областей.

6. Соедините линии. Похож ли получившийся рисунок на колесо?

7. Что вы хотите и можете сделать прямо сегодня, чтобы колесо стало более ровным?

8. Составьте хит-парад больших целей – определите три сферы, в которых изменений необходимо достичь прямо сейчас. Обоснуйте, почему именно эти сферы имеют для вас первостепенное значение.

9. К каждой из сфер сформулируйте цели и продумайте шаги для ее

достижения.

10. Какие из сфер могут стать ресурсными для достижения

задуманного? Что из имеющегося в вашем распоряжении может рассматриваться как помощь, а что может стать препятствием в достижении задуманного?

11. Что позволит вам убедиться, что вы двигаетесь в нужном

направлении? Как вы узнаете, что достигли желаемого?

Являясь диагностической, процедура «Колесо баланса» одновременно с этим имеет и значительный терапевтический потенциал,человек в ходе опросника меняется, что справедлив принцип: «Система меняется, если изменился хотя бы один из ее элементов».

«Семейная социограмма» Э. Г. Эйдемиллера.

Представлет собой тест изучения трех этапов жизни семьи: до рождения ребенка-инвалида, сразу после его рождения и в настоящий момент. Такой подход позволяет определить характер динамики в развитии конкретной семьи (позитивный или деструктивный). Родителя просят обозначить членов своей семьи в каждом круге поочередно. Никаких других пояснений к выполнению задания не дают. Такая инструкция обязывает испытуемого кроме выбора значимых для себя лиц, которых он относит к членам семьи, указать еще и связи между ними.

Критериями оценки служат:

- определение членов семьи, т. е. тех лиц, которых родитель относит к данной категории, и очередность их изображения (например, себя рисует первым или последним);

- пространственное расположение кружков — характер взаимоотношений между членами семьи;

- размер кружков — значимость данного члена семьи для испытуемого.

Инструкция: Перед вами три круга. Каждый из них изображает вашу

семью на определенном этапе ее жизни. Нарисуйте в каждом из кругов себя самого и членов своей семьи в форме кружков и надпишите их.

Как правило, испытуемые располагают кружки, указывая членов семьи, в трех вариантах:

1. в линейном порядке, что свидетельствует о формальном подходе к испытанию или отсутствии теплых отношений;

2. в виде матрешки или круга в круге, что на практике сопровождается тенденцией к симбиотическим связям между членами семьи;

3. в свободном расположении кружков в различной удаленности друг от друга, что свидетельствует об определенной степени близости между членами семьи.

Размер кружков указывает на иерархию отношений и степень значимости членов семьи: взрослый — ребенок; старейший член семьи — другие лица. Изображение членов семьи на трех этапах ее жизни позволяет определить структуру семьи и тех лиц, которые не выдержали трудностей, связанных с уходом за больным ребенком.

Важным преимуществом этой методики также является то короткое время, в течение которого можно получить результат и составить представление об изучаемой семье.

  1. Система оценки достижения возможных личностных и предметных результатов осуществляется: по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной по операциональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.



Используемая литература:

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. / Л. С. Выготский. — М.:

Педагогика, 1982—1984.

2. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье,

воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое

пособие. . –– М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

3. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями

в развитии / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. — М.: Владос,

2003. — 408 с.

4. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми

раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дис. канд. пед.

наук / Г. А. Мишина. — М., 1998. — 18 с.

5. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства /

Р. В. Овчарова. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. — 319 с.

6. Ткачева В. В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева. — М.: УМК «Психология»,

2004. — 192 с.

7.  Медико-психолого-педагогическая служба :Организация работы / Под ред. Е..А. Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

8.  Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / Под. ред. , – М.: ВЛАДОС, 2008.

9.  Солодянкина ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007.

10. Советы психолога – родителям детей с ОВЗ (Родительская азбука)

[Текст]: / Сост. — Лапп Е.А., Барбарош Т.В., Дворецкая М.А., Самоделкина

Н.С., Шипилова Е.В., 2014 — 133 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка " Формы работы с родителями имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью".

Методическая разработка расскрывает разнообразные формы работы ДОУ с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью....

Методическая разработка по работе с родителями "Учим детей вырезать ножницами"

Умение пользоваться ножницами зачастую дается маленьким дошкольникам нелегко. Ведь для того чтобы овладеть этим навыком, ребенок должен уметь использовать указательный, средний и большой пальцы отдель...

Программа, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов «Шаг навстречу»

Зачастую проблемы семей, воспитывающих детей с особыми потребностями, рассматривались в отношении самого ребенка. Работа с родителями таких детей сводилась к консультациям по вопросам его обучения и в...

ПРОГРАММА, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов «Шаг навстречу»

ПРОГРАММА,направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов«Шаг навстречу»...

«Методическая разработка по работе с родителями, имеющими детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Основные проблемы семей, имеющих детей с ОВЗ дошкольного возраста.Методические рекомендации семьям, имеющим детей с ОВЗ дошкольного возраста.  ...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Консультация для родителей " Современные тенденции в работе с родителями, воспитывающими детей раннего возраста"

quot; Современные тенденции в работе с родителями, воспитывающими детей раннего возраста" Консультация "Здравствуй, детский сад!"...