значение дидактических игр в сенсорном воспитании
консультация (младшая группа)

Петрова Екатерина Сергеевна

Сенсорное развитие (лат. sunser – ощущение) – это и есть развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Ребенку, чтобы понять, что за объект перед ним, необходимо потрогать, прикоснуться к нему руками или даже попробовать на вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение дидактических игр в сенсорном воспитании

  В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности- отличительная особенность дидактических игр.

Сенсорное развитие (лат. sunser – ощущение) – это и есть развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Ребенку, чтобы понять, что за объект перед ним, необходимо потрогать, прикоснуться к нему руками или даже попробовать на вкус.

Возраст детей 3-4 лет наиболее благоприятен для накопления знаний, ощущений, представлений об окружающем мире. Основой умственного развития детей является восприятие различных образов, результат их переработки, познание внешних свойств предметов (по цвету, по форме, пo величине).

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.

Сенсорное воспитание осуществляю через различные формы работы :

-организованно - образовательную деятельность;

-игры – экспериментирования;

-проектную деятельность;

-художественное творчество;

-наблюдение;

-дидактические игры.

Дидактические игры-это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Дидактические игры обязательно должны учитывать:

-Возраст детей

-Игры-занятия должны проходить для детей добровольно, с правом выбора.

-Установление эмоционального контакта между ребенком и взрослым

-Чтобы знания и навыки усвоились, необходимо многократно повторять материал.

-Занятия должны проходить интересно, в форме игры.

Дидактические игры для сенсорного развития детей следует отличать от продуктивных видов деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности. Они помогают не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи. Кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания. Результат дидактической игры- показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Статья о значении дидактических игр в сенсорном воспитании детей с ОВЗ.

В статье рекомендации и консультации педагогам и родителям  в работе с детьми с ОВЗ....

Консультация для воспитателей Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей

Консультация для воспитателей Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей...

Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Значение дидактических игр в сенсорном воспитании.

Вoзраст детей 3-4 лет наибoлее благoприятен для накoпления знаний, ощущений, представлений oб oкружающем мире. Oсновой умственнoго развития детей является вoсприятие различных oбразoв, результат их пе...

"Значение дидактических игр в сенсорном развитии детей"

Сенсорное развитие ребенка— это правильное, своевременное формирование у него важных систем: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Для каждого возраста есть свои нормы и методики.С их помощью нуж...

Сенсорное развитие детей 3-4 лет.Значение дидактических игр в сенсорном воспитании.

Ведущим видoм деятельнoсти детей 3-4 лет является игра. На данном этапе игра - это главный истoчник развития ребенка. Поэтому сенсорнoе развитие детей идет через дидактические игры.Что же такoе дидакт...

Значение музыкально-дидактических игр в сенсорном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр...