Значение музыкально-дидактических игр в сенсорном воспитании детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Кришталь Светлана Владимировна

Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_muzykalno.doc28.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

« Значение музыкально – дидактических игр в сенсорном воспитании

детей старшего дошкольного возраста»

Характер взаимодействия ребенка с музыкой меняется в зависимости от возраста. В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и большой мир музыки. Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят на исполнительскую деятельность.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие у детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления). Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Таким образом, ощущение и восприятие – формы непосредственного, чувственного познания действительности, которое в старшем дошкольном возрасте достигает наивысшего развития.

«Решение сенсорных задач, - пишет Н.А.Ветлугина, - возможно почти во всех видах детской музыкальной деятельности. Для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры. В программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр – развить у ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности и соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различать и сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр.

Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Кроме того, музыкально-дидактические игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Приобретенные сведения и впечатления учитываются при планировании работы по руководству игрой.

Музыкально-сенсорные способности - это комплекс музыкальных способностей ребёнка, подростка, взрослого человека, который характеризуется развитием различного вида слуха и, которые взаимосвязаны между собой и составляют единое целое. Музыкально-сенсорные способности - это способности, которые представляют фундамент музыкального дарования человека. Они основаны на ощущении и отражают чувственную природу человека.

Развитие музыкально-сенсорных способностей в полной мере зависит от взрослых, а именно от педагогов и родителей. Музыкально-сенсорное развитие наиболее успешно и благоприятно происходит при специально организованном использовании средств и методов. Важнейшим средством развития музыкально-сенсорных способностей являются музыкально-дидактические игры.

Процесс познания ребенком музыки включает чувственное начало (развитие ощущений и восприятий) и рациональное (умственные операции по сравнению, анализу, синтезу воспринимаемых мелодий, музыкальных образов). Чувственное и рациональное взаимосвязаны. Сенсорное развитие направлено на развитие восприятия ребенком музыки из различных свойств и разнообразных соотношений.

Основное назначение музыкально – дидактических игр – развитие у детей музыкально-сенсорных способностей. Ценность музыкально – дидактической игры в том, что она доступна детскому пониманию и вызывает у ребёнка интерес и желание в ней участвовать.

Ребенок и музыка необыкновенно схожи, пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов и родителей "Сенсорное воспитание  детей старшего дошкольного возраста"....

Музыкально-дидактическая игра «Волшебный музыкальный сад» для детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста«Волшебный музыкальный сад» Цель: развитие музыкального слуха, музыкальной памяти дошкольников, закрепление знаний.Ход игры: В...

Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста

сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот воз...

Картотека игр по сенсорному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взро...

Сборник музыкально-дидактических игр по музыкально-сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста

Сборник музыкально-дидактических игр по музыкально-сенсорному развитию днтей старшего дошкольного возраста...