Музыкально-дидактическая игра как средство музыкального развития детей старшего дошкольного возраста
статья (средняя, старшая группа) на тему

Екатерина Михайловна Белоглазова

Методическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая работа184.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И.Панферова»

Музыкально-дидактическая игра как средство музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

Итоговая творческая работа

Выполнил слушатель курсов

повышения квалификации  по программе «Эффективные способы реализации ФГОС ДО»:

Белоглазова Екатерина Михайловна

Вольск, 2017

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы музыкального развития детей дошкольного возраста

  1. Сущность понятия «музыкальное развития»……………………………6
  2. Особенности музыкального развития детей старшего дошкольного

возраста…………………………………………………..……………………….12

Глава II. Возможности использования музыкально-дидактических игр для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

  1. Значение и классификация музыкально-дидактических игр………….18

2.2.Деятельность воспитателя по использованию музыкально-дидактических игр для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста……25

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………………34


Введение

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования одной из основных образовательных областей является художественно–эстетическое развитие, в котором особое место отводится музыкальному искусству. С введением ФГОС дошкольного образования круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве значительно расширился. Эти задачи связаны с вхождением ребёнка в мир музыки, с развитием музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, с формированием ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего дошкольнику представление о действительности, о ее закономерностях, возможно благодаря целенаправленной и систематической работе по музыкальному развитию

Исследованиями проблемы музыкального развития занимались Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, советский психолог Б.М. Теплов, Л. Н. Комисарова, А. В. Запорожец, Н. Г. Кононова и др.

Обучение пению, игре на детских музыкальных инструментах помогает ребенку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определенными пространственными представлениями: выше – ниже, длиннее – короче, тише – громче. В процессе музыкальной деятельности у дошкольников формируются различные музыкальные способности: мелодический слух, точное самостоятельное пение несложных песен, чувство движения, чувство ритма, динамики, музыкальная восприимчивость и музыкальная память.

Одним из важнейших средств музыкального развития дошкольников являются музыкально-дидактические игры, которые объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в образовательной музыкальной деятельности, формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух,

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр заключается и в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры помогают более успешно усваивать умения и навыки в различных видах исполнительской деятельности. Многообразные задачи, которые приходится решать детям старшего дошкольного возраста в музыкально-дидактических играх, требуют от них не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры и подчинять свои интересы интересам коллектива.

Такие игры нужно широко использовать в процессе музыкального воспитания, поскольку они являются важнейшем средством музыкального развития дошкольников. Это как раз и подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы.

Все вышесказанное определило цель нашей работы: обосновать и доказать значимость музыкально-дидактических игр для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

Реализация поставленной цели предполагала решение следующих задач: 1) определить сущность понятия музыкального развития;

  1. раскрыть особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста;
  2. рассмотреть классификацию музыкально-дидактических игр;
  3. охарактеризовать особенности деятельности воспитателя по использованию музыкально-дидактических игр для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования в нашей работе является процесс музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: возможности музыкально-дидактических игр для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

При написании работы нами использовались такие методы как: аналитический и сравнительный методы, метод изучения теоретических и методических источников, метод обобщения.

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании значения и возможностей музыкально-дидактических игр в системе музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость работы состоит в применении теоретических знаний в дальнейшей практической деятельности, поскольку отсутствие музыкального образования воспитателей, а также специального оборудования и пособий не являются препятствием для организации музыкально-дидактических игр с дошкольниками в группе. Воспитатели и дети, проявляя творческое отношение к использованию этих игр, получат возможность придумывать новые музыкально-дидактические игры по аналогии со знакомыми на основе приобретённого опыта, используя при этом детские музыкальные инструменты, игровые пособия и игрушки.

               I. Теоретические основы музыкального развития

                           детей старшего дошкольного возраста

1.1 Сущность понятия «музыкальное развитие»

Прежде, чем определить сущность такого понятия, как «музыкальное развитие», следует сначала рассмотреть понятие «развитие», которое представляет собой «процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему» [14, с.558].

А что же тогда включает в себя такое понятие, как музыкальное развитие? Музыкальное развитие - это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности.

Где и каким образом осуществляется музыкальное развитие?

Музыкальное развитие происходит:

 - в области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным проявлениям;

 - в области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;

 - в области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;

 - в области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении.

Исследованиями проблемы музыкального развития занимались педагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, советский психолог Б.М. Теплов, Л. Н. Комисарова, А. В. Запорожец, Н. Г. Кононова и др.

Музыкальное развитие обусловливается процессом воспитания и обучения. Уровень музыкального развития определяется поведением детей на музыкальных занятиях, творческими проявлениями в самостоятельной деятельности. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития.

Очень важно в процессе музыкального развития учитывать как возрастные особенности, так и индивидуальные особенности, интересы каждого ре6енка. Необходимо помнить об индивидуально-дифференцированном подходе, который помогает осуществлять контроль над индивидуальным развитием детей, отмечать те сдвиги, которые произошли в их развитии и воспитании.

В процессе коллективных занятий педагог предусматривает индивидуальные задания разной степени сложности, что делает их привлекательными для детей и не ущемляет интересов.

Дифференцированный подход также возможен, когда педагог предлагает разные задания небольшим подгруппам детей (по 3—4 человека), учитывая уровень их музыкального развития.

Индивидуально-дифференцированный подход необходим на всех возрастных этапах развития дошкольника, но чем моложе ребенок, тем больше он нуждается в таком подходе со стороны педагога.

Музыка занимает особое место не только в жизни взрослых, но и в жизни детей. Приобщая молодое поколение к музыкальной культуре, можно открыть для дошкольника мир, наполненный новыми ощущениями и радостными переживаниями, и при этом помочь ему развиться эстетически и эмоционально.

Для того, чтобы музыкальное развитие детей было успешным, необходимо с ранних лет воспитывать в ребенке любовь к музыке. Главными компонентами развития музыкальности являются слух и эмоциональная отзывчивость. Без этих музыкальных способностей становится невозможным приобщение ребенка дошкольного возраста к миру музыки. В свою очередь, это может пагубно отразиться на целостном воспитании личности.

Эмоциональное восприятие музыки считается одним из главных показателем музыкальности. Благодаря простейшим сенсорным способностям складывается база для развития чувства ритма и ладо- высотного слуха. Эти способности проявляются не только во время восприятия музыки, но и во время ее исполнения.

В настоящее время существует большое количество вопросов о том, какая взаимосвязь существует между музыкой и развитием детей. Музыка способна оказывать влияние на того, кто ее слушает, изменять его настроение, создавая образы за счет различных средств выразительности. Одни выражены ярко и динамично, другие заставляют задуматься. В любом случае только находясь в комплексном взаимодействии, они способны оказать влияние на слушателя.

Во время слушания музыки происходит не только формирование музыкальных способностей, но и эмоциональное развитие, так как, слушая музыку, дети учатся различать образы и сопереживать героям. Язык музыки невозможно выразить словами, она способна вызывать такие эмоции и чувства, которые не имеют словесных описаний.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико.

Музыка, как любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

Для чего же необходимо музыкальное развитие?

Уже очень давно доказано, что малыш начинает воспринимать музыку, находясь еще внутри утробы матери. При восприятии музыки вместе с будущей мамой происходит музыкальное и эмоциональное развитие, формирование его вкусов и предпочтений.

Основной период, в котором происходит формирование музыкальных способностей и приобщение к музыкальной культуре, — это дошкольный возраст. Расширение музыкально-эстетического сознания детей на этом этапе положительно скажется на последующем развитии личности.

Музыка оказывает влияние и на умственное развитие детей, дает большое количество информации о жизни композиторов. Разбирая содержание произведений, дети расширяют свой кругозор, в словаре появляются новые слова, при помощи которых дошкольник может передать настроение, выраженное в музыке. Расширение умственных способностей у детей дошкольного возраста происходит в результате того, что музыкальные произведения необходимо анализировать, сравнивать и сопоставлять друг с другом, запоминать и так далее.

В современной педагогике музыка представляется как средство, без которого невозможно эмоциональное развитие, которое необходимо для того, чтобы привить ребенку любовь к доброму и прекрасному.

Музыкальное воспитание дошкольников включает в себя такие виды деятельности, как: восприятие музыки, ее исполнение, проявление творчества, образовательная деятельность.

Каждый из этих видов имеет свои разновидности, которые могут существовать как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Формирование музыкальных способностей детей происходит под влиянием каждого из этих видов. Исключив какую-нибудь деятельность, можно нарушить целостное воспитание личности.

Эмоциональное восприятие музыки детьми старшего возраста происходит более осознанно. Они способны выделять не только главные образы, но и определять, при помощи каких средств они изображены композитором.

Исполнительская деятельность детей семи лет тоже отличается от исполнительской деятельности малышей. Они могут не просто петь или танцевать, а выполнять движения под собственное пение.

Более самостоятельны старшие дошкольники и в проявлении творчества. Дети могут не только выполнять готовые упражнения, но и придумывать свои элементы.

Невозможно развитие музыкальных способностей детей и без образовательной деятельности, которая существует в тесном союзе с другими видами.

Когда малышу исполняется три года, он уже обладает достаточным набором навыков, без которых невозможно развитие музыкальных способностей. Данному возрасту соответствуют некоторые особенности восприятия видов музыки. Дети трех лет довольно хорошо ориентируются в этой области, им известно, что музыку можно слушать, петь, под нее можно танцевать и играть.

Благодаря этим знаниям происходит не только развитие музыкальных способностей, но и эмоциональное обогащение. Взрослые могут ставить перед детьми задания, которые требуют точного выполнения.

Ведущую роль в формировании музыкальности по-прежнему занимает восприятие. Если детям дать послушать два контрастных произведения, например тихую колыбельную и бодрый марш, то реакция на них будет абсолютно разной.

В этом возрасте для детей свойственно интересоваться яркими моментами произведения, обычно это вступление или заключение, реже выразительная интонация мелодии. Во время прослушивания тренируется память, позволяя запоминать понравившийся момент и узнавать его при повторном прослушивании. Восприятие музыки может формироваться и при прослушивании небольших пьес с ярко выраженными образами: «Медведь», «Поезд», «Птичка», «Машина» и так далее.

Формирование слуха у детей осуществляется во время выполнения музыкально-дидактических заданий или игр, главная задача которых — развитие музыкальных и сенсорных способностей, которые напрямую связаны с восприятием таких свойств звука, как высота, тембр, сила и длительность.

Следующий этап в развитии музыкальности дошкольников — подражание голосу взрослого. У детей формируется голосовой аппарат, их речь становится более активной. Конечно, малыши не сразу могут выдавать целые куплеты и строчки, сначала они подхватывают за взрослым окончания фраз, потом отдельные слова, а потом уже могут легко петь вместе с взрослым. При повторении за взрослым слов у малыша происходит формирование фонематического слуха, нарушение которого может отразиться на дальнейшей успеваемости.

Чтобы малыш мог уловить ритм, необходимо медленно, нараспев проговаривать слова песни, к тому же это позволяет контролировать дыхание.

Музыкальная деятельность детей включает в себя такие разделы, как:

слушание, музыкально-ритмические упражнения, пение, музыкально-дидактические игры, подвижные музыкальные игры, игра на детских музыкальных инструментах, пляски.

Только при комплексном подходе возможно качественное музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Посещая музыкальные занятия в детском саду, дошкольник принимает участие в каждом из перечисленных видов деятельности.

По мере того как малыш растет и развивается, нагрузка и время проведения занятий увеличивается. В старшем дошкольном возрасте музыкальная деятельность состоит из таких же разделов, как и в младшем. Но они уже не такие простые и ставят перед детьми более сложные задачи.

Музыкальное развитие детей происходит в основном на занятиях. Задача педагога — подобрать репертуар с учетом возрастных особенностей детей. Кроме того, занятие можно выстроить на основе одной темы, объединив все виды музыкальной деятельности единым сюжетом.

1.2 Особенности музыкального развития детей  

старшего дошкольного возраста

Музыкальное развитие ребенка происходит в процессе активной музыкальной деятельности. Перед педагогом стоит важнейшая задача: правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней.

В период от рождения до 7 лет ребенок проходит огромный путь развития и изменения, сравнимый по интенсивности и насыщенности с целой эволюционной эпохой.

Рассматривая возрастные особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста, можно выделить их характерные черты.

Во-первых, уровень музыкального развития находится в зависимости от общего развития ребенка, от формирования его организма на каждом возрастном этапе. При этом важно выявить связи между уровнем эстетического отношения детей к музыке (к музыкальной деятельности) и уровнем развития музыкальных способностей.

Во-вторых, уровень музыкального развития детей разных возрастов зависит от активного обучения музыкальной деятельности.

Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Если сопоставить общую структуру музыкальности с проявлениями музыкальности у отдельных детей, то можно увидеть, что одни из них музыкальны по всем показателям, другие же отличаются своеобразным сочетанием отдельных музыкальных способностей.

Старший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайной любознательностью. Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок начинает осмысливать связь между различными явлениями и событиями окружающей его действительности и делать простейшие обобщения. Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.

Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки детей к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.

Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для восприятия эстетического отношения к окружаемому. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования, проводимые в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

У детей 6-7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче [2].

Дети 5—6 лет на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. В этом возрасте дети не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Дети могут объяснить, как исполняется, например, лирическая песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений. Так, о музыкальном вступлении ребенок говорит: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь». [2]

Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звук в интервалах квинты, кварты, терции. У некоторых детей пяти лет голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется более определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре-си первой октавы, хотя у некоторых детей звучат и более высокие звуки — до, ре - второй октавы.

Дети 5—6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Благодаря возросшим возможностям дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. Усваивают простейшие сведения по музыкальной грамоте. Все это база для разностороннего музыкального развития детей.

Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название группы как бы определяет социальное назначение её. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Вот некоторые ответы ребят 6—7 лет на вопрос о том, почему им нравится музыка: «Когда музыка играет, нам весело» (чувствуют эмоциональную природу музыки); «Музыка рассказывает что-то»; «Она подсказывает, как танцевать» (отмечают ее жизненно-практическую функцию); «Люблю музыку, когда ласково звучит», «Люблю вальс - плавная музыка» (чувствуют и оценивают характер музыки).

Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т. д.). Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихо, немного грустно (о колыбельной).

Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные особенности. Если одни дети (в том числе и шестилетние) дают лишь краткие ответы (типа «громко-тихо», «весело-грустно»), то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства: музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека. Следовательно, индивидуальные проявления часто «обгоняют» возрастные возможности. [2]

Охрана певческого голоса у детей 6-7 лет должна быть наиболее активной, так как певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок в голосовом аппарате. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре первой октавы—до второй). Этот диапазон наиболее удобен для многих детей, но могут быть и индивидуальные особенности. В певческом диапазоне детей данного возраста отклонения значительны. В голосах проявляется напевность, звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор детей 6—7 лет звучит недостаточно устойчиво и стройно.

Физическое развитие совершенствуется в различных направлениях и прежде всего, выражается в овладении основными видами движений, в их координированности. Возникает еще большая возможность использовать движение как средство и способ развития музыкального восприятия. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Исполнение песен, плясок, игр подчас становится достаточно выразительным и свидетельствует о попытках передать свое отношение к музыке.

Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах. Дети овладевают простейшими приемами игры; они запоминают их устройство, по тембру различают звучания [10].

О.П. Радынова указывает на то, что именно в детстве формируются эталоны красоты, усваиваются эстетические категории, накапливается опыт эстетической деятельности. В связи с этим О.П. Радынова считает необходимым приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей средствами музыкального искусства как главное условие его духовного становления.

В воспитании и развитии дошкольника значительная роль принадлежит звуковым ориентировкам – способности слышать звуки, соотносить их с источником, различать их по тону, тембру, окраске, сравнивать одни звуки с другими и т. д. Очень важно воспитать у детей способность воспринимать красоту звуков и их сочетаний и воспроизводить в слове, песне, музыке. Культура слуховых восприятий является результатом обучения, воспитания.

Нельзя отрицать значения природных задатков в восприятии музыкальных звуков, способности отражать их в песне, мелодии, слове, однако задатки совершенствуются и превращаются в подлинные способности лишь в процессе целенаправленного руководства.

При развитии слуховых ориентировок, прежде всего, необходимо обратить внимание на богатство слуховых впечатлений. Мир, окружающий ребенка, наполнен разнообразными звуками различной силы, длительности, окраски. Явления природы сопровождаются мелодическими звуками и шумами, звуками, едва уловимыми и грохочущими. Это разнообразные голоса птиц, животных, звуки капели, дождя, журчание ручья, шелест листвы, шорох колосьев поспевающей ржи и многие, многие другие. В этом отношении исключительную роль играют занятия музыкой [17].

Ребенок старшего дошкольного возраста при активном участии в музыкальной деятельности делает огромный скачок как в общем, так и в музыкальном развитии.

Таким образом, музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.


Глава II. Возможности музыкально-дидактических игр для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

2.1 Значение и классификация музыкально-дидактических игр

Советский педагог и писатель А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».

Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Современный исследователь детской игры Д. Колоцца писал: «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» [25].

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувства ритма, тембровый и динамический слух. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различию основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Общие проблемы музыкального воспитания разработаны Н. А. Ветлугиной. В ее работах ясно раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкальными навыками и умениями, выделены виды музыкально-дидактических игр (для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха). Ею намечены три типа дидактических игр – подвижные, хороводные и настольные. Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями [2].

Характерными особенностями дидактической игры является наличие в ней обучающих задач, содержания, правил игровых действий. Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая, по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером. Развитие игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни, характером движения.

Музыкальные игры вообще объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Вместе с тем, дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Этим сфера игровых действий ограничивается. Излишняя подвижность, соревнования в ловкости, столь интересные для детей, должны быть умеренными. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь, чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «концерт». Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.

Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса [7].

Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на занятиях по музыкальной деятельности. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием должен объяснить игру воспитателю. Далее оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они участвуют сами в этой игре.

Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.

В музыкально-дидактических играх особую роль играют музыкальные произведения, на основе которых развертывается игровое действие. Они должны отвечать эстетическим требованиям, вызывать чувства детей, положительно влиять на их вкус и особенно побуждать к выразительному движению. Музыкальные произведения выступают перед детьми в своей непосредственной целостности. Детям предстоит из общего комплекса гармоничного сочетания выделить, отметить некоторые свойства, от которых зависит успех развертывания игровых действий. Поэтому в какой-то степени некоторые средства музыкальной выразительности должны выступать более отчетливо на фоне других.

В различных сборниках указано более 100 музыкально-дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. Иногда классификация музыкально-дидактических игр соотносится с материалом:

игры с дидактическими игрушками (музыкальные игрушки, музыкальные инструменты и т.д.); настольно-печатные игры; словесные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

В основу следующей классификации музыкально-дидактических игр положены задачи формирования восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки). В связи с этим выделяются четыре вида игр:

 - игры, развивающие у детей звуковысотный слух – различение выразительных возможностей интервалов;

 - игры, развивающие ритмическое чувство – различение акцентов как средства выразительности в музыке, различение звучания простых ритмических рисунков;

 - игры, развивающие тембровый слух – различение выразительности звучания контрастных инструментов;

 - игры, развивающие динамический слух – различение выразительных возможностей динамических оттенков.

Если в качестве критерия классификации выбрать степень формирования навыков, то можно представить следующие виды игр:

 - обучающие игры – дошкольники, участвуя в них, приобретают новые знания о музыке, исполнительские умения и навыки в том или ином виде музыкальной деятельности;

 - контролирующие игры – дидактическая цель состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний, исполнительских навыков;

 - обобщающие игры, требующие интеграции полученных знаний.

Помимо музыкально-дидактических игр, для результативности развития музыкальных способностей применяют музыкально-дидактические пособия. Они способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. Все музыкально-дидактические пособия воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Все пособия условно делятся на три группы:

1. Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш). «Весело – грустно».

2. Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах. «Узнай сказку», «Петушок, курочка, цыпленок».

3. Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности. «Музыкальный домик», «Громко – тихо».

В основе дидактического материала пособий лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, сенсорного опыта, а игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Иногда игры и пособия подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью [7].

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно квалифицировать пособия и игры именно по этому основанию – возможность музыкально-дидактических игр и пособий в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

Пособия и игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены построений в отдельных частях произведения, различению жанра. Здесь могут применяться все виды пособий и игр – это и настольные игры типа лото, где дети закрепляют соответствующий рисунок мелодии; и подвижные игры – сюжетные и не сюжетные, в которых дети согласуют движения персонажей с характером музыки, сменой жанров.

Пособия и игры для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры.

Моделирование отношений звуков по высоте с помощью различных средств позволяет развивать способность музыкально-слуховых представлений, связывая воедино слуховые, зрительные, и двигательные представления детей.

Развитие чувства ритма, способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить - предполагает использование музыкально-дидактических пособий и игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды пособий и игр для передачи ритма и характера музыки в движениях [17].

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями).

Музыкально-дидактические игры и пособия должны быть интересно и красочно оформленными, например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Например, ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной стороны магнитную ленту, чтобы использовать их на магнитной доске, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?» и др.

Вместе с детьми можно изготовить большое количество раздаточного материала, чтобы увеличить число играющих в той или иной игре. Можно дать задание подновить карточки. С этим вполне могут справиться дети старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические пособия и игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Таким образом, основное назначение музыкально-дидактических пособий и игр – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на занятиях по музыкальной деятельности.

2.2 Деятельность воспитателя по использованию

музыкально-дидактических игр для музыкального развития

детей старшего дошкольного возраста

Возможности использования музыкально-дидактических игр для музыкального развития детей старшего дошкольного возраста очень велики.

Применение музыкально-дидактических пособий и игр в образовательной музыкальной деятельности дает возможность провести их наиболее содержательно и интересно. С помощью музыкально-дидактических игр дети быстрее усваивают навыки слушания музыки, певческие навыки, музыкально-ритмические движения, навыки в области игры на детских музыкальных инструментах.

Работу с музыкально-дидактическими играми необходимо выстраивать следующим образом: знакомство с музыкально-дидактической игрой в процессе образовательной музыкальной деятельности, игра в группе под руководством воспитателя, самостоятельная детская деятельность. Чаще всего, на практике, игра не выходит за рамки образовательной музыкальной деятельности. Воспитатели, не имеющие специального музыкального образования, не всегда могут оценить правильность выполнения задания детьми, не имеют возможности использовать музыкальный инструмент (голос, фортепиано, баян, аккордеон) для исполнения музыкальных произведений. Настольно-печатные музыкально-дидактические пособия без музыкального сопровождения теряют всякий смысл. Без развития игрового навыка переход игры в самостоятельную музыкальную деятельность невозможен. В результате, такой важный компонент как музыкально-дидактическая игра выпадает из музыкальной развивающей среды группы, а музыкально-дидактические пособия теряют свою развивающую функцию.

Для того, чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объем исполнительских умений и навыков, которыми должны владеть старшие дошкольники. Поэтому вначале учебного года намечается план работы музыкального руководителя с воспитателем по развитию музыкальной деятельности детей.

Во время консультаций воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр детей данной возрастной группы, получают советы и рекомендации по проведению этих игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать совместную деятельность с детьми, включая в содержание ту или иную дидактическую игру.

Внедрение музыкально-дидактических игр в образовательный процесс дошкольной образовательной организации требует тесного взаимодействия всех участников организации процесса музыкального развития детей – музыкального руководителя, воспитателя и родителей [28].

Музыкально-дидактические игры используются в процессе слушания музыки. Когда дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки или используют музыкально-дидактическое пособие для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты. На основе музыкального восприятия дошкольники выражают свое отношение, переживание, чувства.

Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры, задание которых всегда связаны с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Например, в игре «Догадайся, кто поет?» дети на слух определяют тембр голоса поющего: «Эту песенку свою я тебе, дружок, спою. Ты глаза не открывай, кто я – ну-ка, угадай». Их положительное действие в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры. Действия направлены на то, чтобы дети самостоятельно осваивали характерные выразительные средства, в частности звуковысотные, ритмические отношения, динамические оттенки, тембровую окраску. Каждая игра имеет свою доминирующую задачу.

Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Они просты, выразительны и доступны детям всех возрастов. Это и «Сорока», «Петушок», «Андрей – воробей». Дети пробуют некоторые из них импровизировать на металлофоне, ксилофоне прислушиваясь к их звучанию. Эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально-дидактических игр.

Успешно применяются музыкально-дидактические игры в процессе пения. Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Основные требования к детскому репертуару – высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения.

С помощью музыкально-дидактических игр дети старшего дошкольного возраста знакомятся с звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности. Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми.

Например, для чистого интонирования очень часто используют игру «Музыкальная шкатулка», которая может помочь детям выразительно исполнять ту или иную песню. Игровой материал: красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитор). Ход игры: в шкатулке помещаются 5—6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального сопровождения всей группой детей или индивидуально.

Для закрепления знакомых песен можно использовать игру «Волшебный волчок», в которой дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняются на фортепиано, по музыкальной фразе спетой всеми или индивидуально, сыгранной на детских музыкальных инструментах [18].

Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки, которые можно проводить даже в качестве музыкально-дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений занимает важное место. Воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции, поэтому одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовать свои движения с музыкой. Необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкально – дидактических игр, танцев, хороводов. Путем подбора соответствующих музыкальных произведений, музыкально–дидактических игр можно вызывать двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.

Музыкально-ритмическая деятельность детей старшего дошкольного возраста проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми с выполнением творческих заданий. Например, в инсценировании сюжета песни «Тень – тень» дети действуют как сказочные герои, в движениях передают музыкально-игровые образы животных, находящиеся в определенных взаимоотношениях. В инсценировке стихов «Кот и мыши» дошкольники движениями раскрывают не только образы литературных персонажей, но и закрепляют умение в различии динамических оттенков, что способствует развитию динамического слуха. Развитию чувства ритма способствуют музыкально–дидактические игры «Прогулка», «Научи матрешек танцевать».

Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем сознательнее, добросовестнее они относятся к порученному.

Используются музыкально-дидактические игры в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах, которая вызывает у ребенка большой интерес. Кроме того, некоторые игрушки – инструменты используются как наглядные – дидактические пособия. Они помогают развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников, знакомя их с отдельными элементами музыкальной грамоты. В развитие звуковысотного, тембрового, динамического слуха и чувства ритма роль музыкально-дидактических игр и пособий очень велика. Например, для развития звуковысотного слуха используется игра «Лесенка», в которой дети различают направление движения звукоряда ручными знаками, играя на металлофоне, применяя при этом дидактические игрушки.

С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь уметь четко воспроизводить ритм. Для развития ритмического чувства используются игры «Тень - тень», «Прогулка». Благодаря этим играм у детей развивается чувство ритма, закрепляются знания о длительностях нот. С их помощью дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах, развивается интерес к познанию.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы. Например, в музыкально–дидактической игре «Прогулка», звуки падающих капелек дождя хорошо передает металлофон. Музыкально–дидактическое пособие «Музыкальный домик» благотворно влияет на развитие тембрового восприятия, совершенствование знаний о музыкальных инструментах.

Благодаря музыкально–дидактическим пособиям и играм дети с интересом обучаются простейшим приемам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, инструментовать пьесы, играть в ансамбле. Помогают обучению различные песенки–попевки включенные в репертуар. Все это делает игру не только интересной, но и ценной для их музыкально–сенсорного развития [7].

Большую ценность имеет использование музыкально – дидактических игр в самостоятельной деятельности детей. В старшей и подготовительной группах дошкольных образовательных организаций дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети подготовительной группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом музыкально-дидактические игры, объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необходимые пособия.

В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические пособия и игры. Это еще одна из целей которой служат эти пособия и игры.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Однако говорить о самостоятельности музыкальных проявлений можно только в том случае, если они сформированы на определенном качественном уровне. Основным источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников являются музыкальные занятия, на которых ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах.

Пособия для старших дошкольников, по определению Н. А. Ветлугиной, бывают двух видов: требующие участия взрослого – аудиовизуальные (диафильмы, магнитофонные записи) и технические (радио, телевизор), а также те, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно (металлофоны, настольно-печатный музыкально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, фланелеграфы, ноты-самоделки и т. д.).

Применение музыкально-дидактических игр должно быть обусловлено четкой постановкой задачи, решение которой преследует педагог. Если та или иная способность недостаточно развита, педагог имеет возможность варьировать задания, направленные на развитие именно этой способности. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к музыкальной деятельности, осуществлять её более успешно [7].

Игра прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей в каждой возрастной группе оборудованы музыкальные уголки, где хранятся пройденные музыкально-дидактические игры, которые ребёнок может использовать в самостоятельной музыкальной деятельности. Всё это даёт возможность воспитателю интереснее организовать самостоятельную музыкальную деятельность детей, шире развивать их творческие способности.

Таким образом, музыкально – дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности. Развитие у детей основных музыкальных способностей должно осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником.

Заключение

Старший дошкольный возраст является одним из самых благоприятных периодов для музыкального развития. Именно в этом возрасте у детей проявляется особая любовь к музыкальному искусству. Они могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.

Музыкальное развитие детей в своей целостности и комплексности не было бы полным и разносторонним без развития музыкальных способностей.

Постепенно музыка входит в жизнь детей, становится близкой, любимой и необходимой им.

Большая роль в музыкальном развитии отводится музыкально-дидактическим играм. Продуманные, интересные и организованные музыкально–дидактические игры, расширяют музыкальные представления детей, способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему нравственному, эстетическому, духовному и конечно, музыкальному развитию. Чем дети больше упражняются с дидактическим материалом, тем больше у них развивается мышление, привычка к самостоятельной умственной работе.

Существует большое разнообразие музыкально-дидактических игр. Они успешно применяются во всех видах музыкальной деятельности – в слушании музыки, в пении, в музыкально-ритмической деятельности и в игре на детских музыкальных инструментах.

Внедрение музыкально-дидактических игр в образовательный процесс дошкольной образовательной организации требует тесного взаимодействия всех участников организации процесса музыкального развития детей – музыкального руководителя, воспитателя и родителей.

Роль воспитателя в применении музыкально – дидактических игр велика. Педагог заботится о музыкальном развитии детей, используя различные методические приемы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником.

Практическая значимость работы состоит в подборе музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей, которые может использовать воспитатель детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, процесс музыкального развития детей старшего дошкольного возраста через вовлечение их в музыкально-дидактические игры не пройдет бесследно для их последующего музыкального и интеллектуального развития, для понимания музыкального искусства как целостного духовного мира.

Список используемой литературы и источников

1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы/ Г.И. Анисимова. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96с.; ил.

  1. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. “Дошкольное воспитание”; / Под ред. Ветлугиной Н. А. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270с.: нот.
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. Изд. 5-е. М., 1989.
  3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: АСТ: Люкс, 2005. - 671с.
  4. Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С-пб; Детство-Пресс, 2010, - 650с.
  5. Деркунская В.А. Статья «ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка»; журнал «Справочник музыкального руководителя» №2, 2014 г.
  6. Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. – М.: Просвещение, 1985. – 96с.
  7. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для детей 4-7 лет,

предназначенные для развития музыкально-сенсорных способностей. Феникс, 2010 –216с.

  1. Костина Э. П. Роль наглядных средств в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. – В кн.: Психолого-педагогические проблемы дошк. воспитания и подготовки детей к школе.- М.: Педагогика, 1980.
  2.  Макшанцева Е.Д. Скворушка: Сборник музыкально-речевых игр

для дошкольного возраста М.: АРКТИ 1998 – 104с.

  1.  Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М., 1972.
  2.  Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
  3.  Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей/ Т.Н. Образцова. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», ООО «Этрол», ООО «Гама Пресс 2000», 2005. – 277с.
  4.  Ожегов, С.И. Словарь русского языка. – М., 1986.
  5.  Пидкасистый, П.И. Педагогика, М – 2002.
  6.  Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателей и музыкальных руководителей дет. сада. – М.: Просвещение, 1992. – 160с.
  7.  Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет.сада. – м: Просвещение: Владос, 1994 –с.223
  8.  Роот З.Я. Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста. Методическое пособие. Издание второе. Айрис – Дидактика. Москва 2007
  9.  Скопинцева О.А. Развитие музыкально-художественного

творчества старших дошкольников. Волгоград, Учитель 2010 с. 111

  1.  Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. // Избранные труды: В2т. - М.: Педагогика, 1985. - Т. 1.
  2.  Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий// Избранные

труды: В2т. – М.,1985-Т.1

  1.  Тютюнникова Т.Э. Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры. М-2009
  2.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
  3.  Ходонович Л.С Музыкально-творческое развитие дошкольников:

планирование, учет и контроль. – М.: Академия, 2005.

  1.  Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. // Дошкольное

воспитание, 1992, №7. - С. 39-41.

Интернет-ресурсы

  1. http://nsportal.ru/muzyka-i-doshkolniki Музыка и дошкольники Социальная сеть работников образования
  2. http://dohcolonoc.ru/cons/1026-konsultatsiya-na-temu-rol-didakticheskoj-igry-v-razvitii-doshkolnika.html
  3. http://www.maaam.ru/detskijsad/muzykalno-didakticheskie-igry-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
  4. http://www.resobr.ru/materials/45/50379/ Ресурсы образования. Портал информационной поддержки специалистов дошкольных организаций.
  5. http://www.ipkpro.ru/science/infocard Дубровина А.В. «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ» Банк инновационного педагогического опыта (дошкольное образование) 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактические игры как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста"

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста – это система, комплекс методов и методик интеллектуального развития детей, преемственных в работе детского сада и школы, на...

самообразование Развивающие игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста

Развивающие игры как средство умственного развития детей старшего дошкольного возраста...

Авторская дидактическая игра как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реа...

Дидактические игры как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему в...

Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа       «Русская народная подвиж...