ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (консультация)
консультация

Шмарова Татьяна Владимировна

Можно говорить о творчестве, как о способе положительной мотивации учения дошкольников, так как дошкольное образование предполагает развитие творческих способностей в ребёнке. Именно в творчестве залог человеческого предназначения. Проблема творческого развития личности на современном этапе развития педагогики приобретает все большую актуальность. Решение проблемы всестороннего и гармоничного развития личности вне творческого развития ее невозможно. Творческое же развитие возможно только при условии включения учащихся в самые разнообразные виды деятельности. можно говорить о творчестве, как о способе положительной мотивации учения дошкольников, так как дошкольное образование предполагает развитие творческих способностей в ребёнке. Именно в творчестве залог человеческого предназначения. Проблема творческого развития личности на современном этапе развития педагогики приобретает все большую актуальность. Решение проблемы всестороннего и гармоничного развития личности вне творческого развития ее невозможно. Творческое же развитие возможно только при условии включения учащихся в самые разнообразные виды деятельности.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (консультация)

МБОУ гимназия «УВК № 1» структурное подразделение -детский сад

воспитатель Шмарова Татьяна Владимировна

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные изменения с учётом вступивших в силу Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Педагог должен искать интересные детям и в то же время несложные способы развития личностных качеств ребёнка. В общем положении о дошкольном образовании сказано, что федеральный компонент государственного стандарта призван обеспечить выполнение одной из основных целей: развитие личности дошкольника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Поэтому считаю, что можно говорить о творчестве, как о способе положительной мотивации учения дошкольников, так как дошкольное образование предполагает развитие творческих способностей в ребёнке. Именно в творчестве залог человеческого предназначения. Проблема творческого развития личности на современном этапе развития педагогики приобретает все большую актуальность. Решение проблемы всестороннего и гармоничного развития личности вне творческого развития ее невозможно. Творческое же развитие возможно только при условии включения учащихся в самые разнообразные виды деятельности.

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте выступает как один из значимых видов деятельности, который играет немаловажную роль в развитии познавательной активности, личности и поведения. Занятия по изобразительной деятельности оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу детей. Изобразительная деятельность интересна и доступна детям, так как в ней они имеют возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления. Практика показывает, что хорошо рисующий ребенок и рассуждает логичнее, и примечает больше, и слушает внимательнее.

Дети не становятся сразу художниками. Рисование проходит длительный процесс становления - от практических действий с карандашом и бумагой, до умения передать в рисунке задуманное. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

В детском саду большое внимание уделяется обучению детей традиционным методам и приёмам рисования. Следовательно, у детей на недостаточном уровне развито мышление, творчество, воображение, умение использовать нетрадиционные средства рисования. Дети в неполной мере могут выразить свои эмоции, и чувства в рисунке. (Должный факт увидела из наблюдений, бесед с детьми). Чтобы повысить результативность работы с детьми по разделу изобразительное искусство и художественная деятельность, я использую в своей работе различные нетрадиционные техники рисования. Термин «нетрадиционный» подразумевает под собой использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Одна из моих задач, которые поставила перед собой – это помочь ребенку найти себя, предложить ему как можно больше разных способов самовыражения. В результате он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя. Именно поэтому и решила широко использовать в своей работе нетрадиционные техники рисования, ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы.

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.

Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания.

В этом направлении я работаю более пяти лет и могу с уверенностью сказать, что именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.

     Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

В инклюзивном образовании на занятиях можно использовать многие способы нетрадиционной техники рисования. Опыт работы убедил меня, что положительное влияние на развитие детского творчества оказывает обучение детей нетрадиционным техникам изображения.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально- волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти рук, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. В процессе занятий рисованием указанные недостатки снижаются.

Большую роль в этом, на мой взгляд играют нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Для занятий стараюсь приготовить разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Цель моей работы – создать педагогические условия для развития творческого воображения детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования. Изучив работы различных авторов, нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

Задачи в работе с детьми:

  • сформировать у детей технические навыки рисования;
  • познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Методов и приёмов нетрадиционного рисования много, хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

  1. Печать от руки.
  2. Использование печатки.
  3. Рисование по манной крупе.
  4. Рисование пальцем.
  5. Монотипия.
  6. Рисование по мятой бумаге.
  7. Рисование методом тычка.
  8. Кляксография.
  9. Набрызг.
  10. Граттаж.
  11. Рисование мыльными пузырями.
  12. Рисование мятой бумагой
  13. Пластилиновая живопись.
  14. Вытынанка.
  15. Марморирование.

Каждая из этих техник - это маленькая игра.

На последних двух техниках я и хочу остановиться – это марморирование и вытынанка.

Марморирование – это достаточно новая техника декорирования для России. Вообще название идет от слова мрамор, который на разных языках звучит по-разному. В технике марморирования расписывается стекло, бумага, картон, дерево, металл, пластик, гипс, ткань и др. Разводами, которые создаются при помощи специальных красок. Марморирование – это техника нанесения на предмет мраморной структуры с помощью специальных красок. Капли красок соприкасаются с водой и растекаются по ее поверхности. Вы можете менять узоры, делая аккуратные разводы на поверхности воды. Создав, таким образом, подходящий рисунок, можем перенести его на какой – либо предмет, для этого опустим предмет к воде с узором. Таким образом изделие принимает на себя причудливые узоры, создавая эффект разводов на мраморе.

Техника вырезания из бумаги, или вытынанка - это вид творчества, который основывается на вырезании узоров, силуэтов из бумаги. В это сложно поверить, пока не увидишь – из обычного листа бумаги можно создать целый уникальный мир, который удивляет, очаровывает, вдохновляет. Искусство вырезания из бумаги, или вытынанка, – это древнейшее ремесло, такое же старое, как сама бумага. Родиной художественного вы резания считается Китай – страна, которая подарила человечеству бумагу. В это сложно поверить, пока не увидишь – из обычного листа бумаги можно создать целый уникальный мир, который удивляет, очаровывает, вдохновляет.

Таким образом, вырезание из бумаги стало традиционным ремеслом очень многих народов – русских, украинцев, белорусов, поляков, литовцев. Есть два вида вытынанки – симметричные, для их изготовления лист бумаги предварительно складывали, а затем уже вырезали узоры. Примерно так мы все в детстве делали снежинки.

И другая техника – силуэтное вырезание. Это были разные картинки из однотонного листа бумаги – портреты, пейзажи, которые потом помещали на контрастном темном фоне.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников.

Литература

  1. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников: Метод. пособие. – М., 2004. – 72 с.
  2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия детства, 2007.

- 96 с.

  1. Жукова О.Г., Дьяченко И.И. Волшебные ладошки. Волшебные краски: Пособие для занятий с детьми. – М., 2007. – 32 с.
  2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка.
  • М.: Изд-во Гном и Д, 2006.
  1. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Владимир: ИУУ, 1995.
  2. Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста

У каждого человека, который приходит в этот мир, своё восприятие. Каким  видит мир ваш ребёнок?...

Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Он может доверять вашим знаниям, полагаться на свой личный о...

Средства познания окружающего мира детьми дошкольного возраста

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание...

Методическая разработка по теме «Художественная литература как средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста»

Целью данной методической разработки является повышение познавательного интереса детей к окружающей действительности через художественную литературу. Методическая разработка может быть реком...

Консультация для воспитателей "Наблюдение как форма познания окружающего мира детей дошкольного возраста"

Методический материал для воспитателей для организации работы с дошкольнимами по познавательному развитию...

Распространения опыта работы : "Познание окружающего мира детей дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности"

Представлен опыт работы по созданию макетбука с целью формирования у детей знаний о цикличности явлений природы, времен года[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17149355","attributes":{"...