Учет способов познания окружающего мира детьми дошкольного возраста как условие использования современных технологий воспитания и обучения
статья по теме

способы познания окружающего мира детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon способы познания39 КБ

Предварительный просмотр:

Учет способов познания окружающего мира  детьми дошкольного возраста как условие использования современных технологий воспитания и обучения

Дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем. Они осваивают мир природы, вещей, человеческих отношений, начинают ориентироваться в разных сферах действительности.

Весь процесс познания у ребёнка происходит эмоционально–практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Он конструирует собственную картину мира путем переноса первоначальных впечатлений и ощущений на неизвестные предметы, т. е. метафорически. Познание мира как единства,  отражается в речи, способствует развитию языкового чутья, прочувствованию богатства и красоты русского языка, осознанию важности точного и правильного употребления слов в собственной речи.

В процессе познания ребенок использует все свои органы чувств, но при этом бессознательно отдает  предпочтение одним, перед другими. В связи с этим нам представляется необходимым обратить внимание на индивидуальные особенности восприятия информации детьми дошкольного возраста. Детей условно можно поделить на представителей аудиального, визуального и кинестетического типов, исходя из того, на какие индивидуальные особенности опирается ребенок в своем развитии.

Представители аудиального типа хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Любят петь, рассказывать стихи, задают множество вопросов, правильно и хорошо говорят. Как следствие - аудиалы хорошо успевают на занятиях по развитию речи, обучению грамоте. В работе с детьми-аудиалами особое внимание уделяется восприятию информации на слух (интонации, мелодичности, тембру голоса и т. д.). Целесообразно применение аудиотехники; практиковать «озвучивание» детьми устных объяснений педагога; повторение речевого материала вслух; сочинение, рифмовку слов; разучивание песенок, записывание и прослушивание собственного голоса на магнитофон. Для быстрого приобретения навыков следует предлагать ребенку комментировать то, что он делает.

Дети визуального типа перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов, «картинок». Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики как движение, цвет, форма и размеры. Стратегия педагогического сопровождения детей данной категории предполагает следующее: для детей с визуальным типом восприятия эффективнее на занятиях использовать цветные иллюстрации, готовые схемы и доску для подкрепления нового материала зрительными образами. Необходимо тренировать моментальное запоминание; раскрашивание картинок; угадывание предметов на ощупь.

Дети-кинестетики перерабатывают и хранят информацию, основываясь на ощущениях. Основной вид памяти кинестетиков - мышечная память. Познают окружающий мир тактильным способом, то есть путем прикосновения или движения, такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, активность крупной мускулатуры (рук, плеч, ног). При общении такие дети постоянно ищут тактильного контакта, их речь изобилует жестами, объятиями, поцелуями. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах, кинестетики наиболее успешны при выполнении тестовых заданий, где интуиция помогает выбрать им верный вариант ответа.

Как видим, дети с разными типами восприятия, имеют существенные различия в поведении, речи, в способах восприятия информации и т. д. Здесь следует отметить, что данное деление на типы, в определенном смысле, условно. Достаточно часто мы наблюдаем детей со смешанным типом восприятия.

В связи со сказанным, необходимо иметь ввиду, что для успешного развития детей дошкольного возраста необходимо изучать и учитывать репрезентативную систему каждого ребенка, а следовательно моя задача подобрать подходящую  технологию воспитания и обучения. В настоящее время существуют дидактические системы, которые позволяют осуществлять дифференцированный подход к детям с разным типом восприятия, например, методика Марии Монтесоории, которая заключается в создании специальной развивающей среды (Монтессори-материалов) вокруг ребенка, который самостоятельно, но с подсказками и помощью взрослого, совершенствует свои физические навыки, развивает сенсорную память и тактильные ощущения, выбирая тот  типе восприятия, который ближе ребенку.

Меня, как педагога, интересует проблема познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Поэтому, в своей педагогической практике я обратила внимание на идею изучения способов познания начиная с младшего дошкольного возраста.

Анализ способов познания (диагностика репрезентативной системы) детей моей группы, позволил мне остановить свой выбор на технологии воспитания и обучения Зайцева Н. А.

Где при обучении  детям предлагаются кубики разного цвета, размера, веса, и по-разному звучащие, а также наглядные таблицы. В методической основе кубиков Зайцева лежит природная потребность детей в игре. Дети много двигаются: переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, прыгают, хлопают в ладоши, топают ногами. И все это выполняется с азартом, воодушевлением. Ребенок овладевает знаниями, исследуя предметы всеми возможными способами: он их нюхает, пробует, слушает, разглядывает, бросает, трогает.  

Таким образом, я предполагаю, что использование современных технологий воспитания и обучения с учетом индивидуальных способов познания окружающего мира позволит значительно повысить уровень   познавательно-речевой активности детей моей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»

Педагогический проект  на тему: "Развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения праздника "Масленица"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ОВЗ с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ОВЗ с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ

Основное изменение современного образовательного процесса заключается в переходе от авторитарных форм воздействия на ребенка к такой форме общения, которая учитывала бы личностное своеобразие каждого ...

II Международная научно-практическая конференция «Современные технологии воспитания и обучения» г. Чебоксары, публикация материала на тему: «Формирование познавательной и речевой активности дошкольников посредством ИКТ-технологий»

II Международная научно-практическая конференция«Современные технологии воспитания и обучения»г. Чебоксары,публикация материала на тему: «Формирование познавательной и речевой активн...

Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»

Кустовое методическое объединение для воспитателей среднего дошкольного возраста по теме: «Использование современных технологий в развитии познавательной активности дошкольника»...

Название проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»

Тема проекта «Этих дней не смолкнет слава!» Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общест...