«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

 Педагогический проект  на тему: "Развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения праздника "Масленица".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itog._rabota_olya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Итоговая работа

по программе модуля Вариативной части

 Именного образовательного чека

 «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»  

с 16.09.2013 г. по 21.09.2013 г.

Выполнила: Ржевская Ольга Сергеевна

воспитатель, МБДОУ д/с № 193 г.о. Самара

Самара, 2013 г.

Педагогический проект

на тему: «Развитие патриотических чувств у детей  младшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведении праздника «Масленица»»

Аннотация проекта

Мы живем в современном мире, где все больше преобладают компьютерные технологии и, к сожалению, мы все чаще забываем о нашем прошлом. Мы, взрослые, стали забывать русские народные традиции и праздники, без которых раньше люди не представляли своей жизни. А если забывают взрослые, то дети вообще мало что знают. В связи с этим у меня возникла идея подготовить данное  мероприятие.

Масленица – один из самых любимых народных праздников. А проведение масленицы в детском саду  – это отличный способ весело провести время с детьми, а также рассказать им о культуре и традициях русского народа, привить любовь и уважение к своей истории.

Как сделать так, чтобы празднование Масленицы действительно понравилось и запомнилось детям? Нужно провести этот праздник максимально оригинально и нестандартно.

Праздник Масленицы хорош и притягателен тем, что сценарии его проведения оставляют место импровизации и незапланированному веселью.  Поверьте, отсутствие четко распланированного сценария, утомительных репетиций и всего того, с чем может ассоциироваться подготовка к любому другому празднику, обязательно вызовет восторг у детей любого возраста.

Конечно, совсем без подготовки не обойтись. Но она будет заключаться в изучении необычных обрядов и традиций, пении народных песен, озорных играх на свежем воздухе, словом, во всем том, что так любит детвора.  Везде слышен детский смех, в воздухе ощущается приближение весны, ну разве не здорово?

 Сценарии проведения Масленицы могут быть самыми разнообразными, но все они имеют общие черты.

Праздник Масленицы невозможно себе представить без коллективных гуляний и угощений. А если есть угощения, значит, должны быть и гости, роль которых должны исполнить родители, особенно если речь идет о детишках младшего возраста.

Основным атрибутом праздника являются, конечно же, блины. И, поверьте, даже если дома ваш ребенок наотрез отказывается их есть, то в праздничной атмосфере такое угощение  обязательно придется ему по вкусу.

Стоит уделить внимание оформлению, элементы которого дети сами заранее могут сделать в процессе кружковой работы или НОД детского творчества. Чтобы показать, насколько весело жили наши предки, праздник должны сопровождать игры, песни, заклички, катание с горки на санках (если погода позволяет), а, возможно, и катание на лошадях.

Данный проект позволит воспитанникам познакомиться с возникновением праздника, старинными обрядами и традициями, а так же проинформируют педагогов о способах передачи русских традиций детям через подготовку и проведение праздника «Масленица». Сценарий был разработан с учетом возраста детей и пожеланий родителей.

Следует отметить, что подготовка и проведение педагогического мероприятия будет способствовать благоприятному развитию патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста и компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в рамках русских традиций.

Целевая аудитория:

- дети 2-3 - летнего возраста

По составу участников:

- фронтальный

Место проведения:

- младшая группа № 7 МБДОУ №193 комбинированного вида г.о. Самара

Вид проекта:

- по срокам: краткосрочный;

- по приоритетному виду деятельности: социально – значимый.

Сроки проведения проекта: проект краткосрочный и внедрялся в период с февраля 2013 года по март 2013 года, состоит из нескольких этапов:

Подготовительный этап (февраль) – анализ существующей материальной базы в дошкольном образовательном учреждении, теоретическое осмысление проблемы, анализ подходов к понятию праздника «Масленица», изучение методов и приемов патриотического воспитания через подготовку и проведение праздника, разработка, определение цели и задач формирующего внедрения проекта.

Практический этап (март) – практическая организация и внедрение проекта в образовательный процесс. Реализации методов, приемов  проекта, в соответствии с целью и задачами.

Контрольный этап (март) – анализ результатов внедрения проекта в образовательный процесс, выявления эффективности мероприятий по патриотическому воспитанию.

Цель представленного проекта: внедрить сценарий праздника и развлечения в образовательный процесс, способствующие развитию патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

- изучить необходимую учебно–методическую литературу по проблеме;

- изучить необходимую нормативно-правовую документацию, соответствующую теме проекта;

- подобрать и использовать методический инструментарий для разработки сценарий;

- апробировать сценарии, способствующие развитию патриотических чувств.

Нормативно-правовая база:

  1. Концепция социально – экономического развития образования до 2020 года;
  2. Национальная образовательная стратегия «НАША НОВАЯ ШКОЛА»;
  3. Федеральная целевая программа Российского образования (2011 – 1015 гг.).


Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Деятельность родителей

Особенности проекта

1. Подготовительный. Погружение в проект

Цель – подготовка к проектной деятельности

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и воспитанников;

– создание групп детей для работы над проектом

Отбирает возможные темы и предлагает их музыкальному руководителю

Побуждает у детей интерес к теме проекта

Работает над формулировкой:

•  проблемы проекта;

•  сюжетной ситуации;

•  цели и задач

Мотивирует детей к подготовке и проведению праздника

Развивает

необходимые патриотические чувства у детей на входе реализации проекта

Получают дополнительную информацию и определяют свои потребности с помощью педагога

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта

Мотивируют детей

Вовлечение родителей в создание проекта: предоставление родителями информации по теме, проведение беседы с детьми в домашних условиях

2. Подготовительный. Планирование деятельности

Цель –разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта;

– распределение задач (обязанностей) между участниками проекта

- Организует процесс поиска информации;

- предлагает воспитанникам: различные варианты предоставления информации (беседы, показ иллюстраций, рассказ);

- планирует деятельность по решению задач проекта;

- продумывает возможные формы презентации результатов проекта;

- организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Участвуют в процессе информирования их педагогом (в беседе, рассказе, показе иллюстраций): отвечают на вопросы педагога, озвучивают свои впечатления и воспоминания о празднике «Масленица»

Оказывают помощь в выборе способов реализации предстоящей деятельности

3. Практический. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – реализация проекта

Задачи:

–совместная работа педагогов с детьми по подготовке к реализации проекта;

– проведение праздника «Масленица» и развлечения «Блин с горчицей»

- Наблюдает, советует, мотивирует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы воспитанников;

- контролирует соблюдение правил техники безопасности в процессе проведения праздника;

- следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности

- Выполняют запланированные действия самостоятельно, опираясь на пример педагогов;

- при необходимости обращаются за помощью к педагогам

- Наблюдают, участвуют в игровой деятельности праздника;

- контролируют соблюдение правил техники безопасности

Участие родителя в роли Весны на празднике «Масленица»

4. Контрольный. Презентация проекта

Цель – демонстрация материалов, представление результатов

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

- Организует презентацию;

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги проведения праздника;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

- Выступают в качестве участника проекта: делятся впечатлениями, по желанию рассказывают стихи

- Оказывают помощь в подготовке презентации;

- выступают в качестве эксперта

5. Контрольный. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности.

- Оценивает эффективность использованных источников информации, потенциал продолжения мотивации детей

- делятся своими впечатлениями о празднике «Масленица» через рисунок (в домашних условиях рисуют на тему: «Праздник «Масленица»

Помогают детям в оформлении рисунка

Совместная деятельность родителей и детей в создании рисунка по теме


Организация реализации проекта

Сценарий совместного проведения праздника «Масленица» для детей младшего дошкольного возраста

Цель: развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе проведения праздника.

Задачи:

- познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей;

- вовлечь детей принять участие в празднике;

- знакомить с различными жанрами устного народного творчества;

- закрепление правил в русских народных играх.

Ход праздника:

Зал украшен в русском стиле. У центральной стены стоит стол с самоваром и баранками, русская печка, предметы обихода крестьянской избы.

1. Организационный момент:

- Входит Девица и Скоморох.

2. Основная деятельность:

- Встреча с Масленицей «Едет Масленица!»

3. Исполняется пляска «Выпал белый снежок»

4.Дети исполняют танец в кругу

5.Русская народная игра «У дядюшки Трифона»

6. Приход весны (под пение птиц)

7. Игра с весной «Снежный ком», «Солнце», «Карусель»

8. Девица, Весна, Скоморох вносят на подносе блины, угощают детей и гостей

9. Итог праздника:

- Прощание с Масленицей.

Сценарий развлечения Масленицы для детей младшего дошкольного возраста «Блин с горчицей»

Цель: развивать патриотические чувства у детей младшего дошкольного возраста в процессе проведения развлечения Масленицы.

Задачи:

- знакомить детей с традиционным народным праздником проводов зимы Масленицей;

- прививать интерес к кукольным спектаклям;

- учить понимать смысл сказки, оценивать поступки героев;

- формировать нравственную оценку такому качеству личности как жадность;

- учить быть добрыми, вежливыми и дружными, создавать атмосферу праздника.

Ход праздника:

Помещение украшено в народном стиле, на театральной ширме изображен самовар, чашки,  блины.

1. Организационный момент:

- Приветствие ведущего

2. Основная деятельность:

Под народную мелодию дети становятся в круг и повторяют за ведущим несложные танцевальные движения: идут по кругу в хороводе, притопывают, прихлопывают, кружатся.

- Встреча с Масленицей «Едет Масленица!»

3. Кукольный спектакль «Блин с горчицей»

4. Курочка встречает гостей у себя дома. Дети угощают зверей блинами и гостинцами. Звучит фонограмма песни «Блин с горчицей»

5. Ведущая проводит беседу с детьми по сказке.

6. Проводятся игра «Карусели» с использованием обруча с лентами и «Катание с горок»: дети катают игрушки с импровизированных горок – гладкие доски, закрепленные в наклонном положении.

9. Итог праздника:

- Прощание с Масленицей.

Вывод:

Таким образом, данный проект способствует развитию патриотических чувств, формированию нравственных ценностей. При целенаправленной, систематической работе по патриотическому воспитанию – у детей развиваются патриотические чувства, интерес к обычаям и традициям русского народа, формируются представления нравственно – патриотических ценностей, навыки социального взаимодействия. Рекомендую использовать данный материал воспитателям и родителями.

Ресурсы:

1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ/Волгоград, - 2007, с. 192.

2. Зацепина М. Б. Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей/ Мозаика-Синтез, - 2008, с. 160

3.Михеева Л.Н. Русские народные праздники/Дрофа,- 2007, с. 247

4. Русские народные праздники, обряды и обычаи/коллектив авторов/Новый диск, - 2005,с. 157

Интернет ресурсы:

- http://prezentaciya-na-temu.ru/prazdnik/maslenitsa-doklad-na-temu-maslenica-presentation-maslenica-carnival.html

- http://www.detdom3.omskedu.ru/o-nas/nashe-nastoyashchee/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie;

 - http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/maslenica-vecher-razvlecheniy




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации российского образования»

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства без уважения к историям и культуре своего Отечества. Реализация патриотического образования и воспитания невозможна без знаний о традициях своего...

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Цель данной работы заключается в  реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...

нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требование ФГОС ДО

Что такое патриотизм? Почему нравственно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных напрвлений системы воспитательной работы ДОО? как вырастить из маленького человечка настоящего патриот...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПУТИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС»

Человек как личность формируется в дошкольном возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В дошкольном возрасте закладывается личностная культура, мален...