Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
статья

Коршина Анастасия Владимировна

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Нравственно-патриотическое воспитание юного поколения — одна из самых актуальных задач в условиях современной России. Глубочайшие изменения происходят в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных и культурных ценностей общества. У детей формируются неправильные представления о патриотизме, социальном поведении, духовности. Возникла острая необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, так как именно патриотическое воспитание является главным ориентиром, стержнем и основой жизнеспособности любого государства.

Для того чтобы организовать работу с детьми по данной проблеме, были намечены цели:

1.Организация эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста, чувства патриотизма и активной гражданской позиция.

2.Развитие основ начала гражданско-патриотического воспитания через общение с историей родной страны, родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.

Данная работа была направлена на решение следующих задач:

— Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, малой Родине через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.

— Расширять и уточнять знания детей о городе Магнитогорске, о родном крае, их прошлом и настоящем.

— Познакомить детей с достопримечательностями родного города, металлургическим комбинатом, с его основным производством, профессиями, воспитывать уважение к труду людей, создающих красивый город.

— Продолжать расширять знания детей о государственных символах: гербе и гимне Магнитогорска, гербе Челябинской области, Москвы, флаге, гербе и гимне России.

— Развивать интерес к русским традициям.

— Развивать чувство гордости за свою Родину, народ, уважение к людям разных национальностей.

— Формировать бережное отношение к родной природе.

— Дать детям элементарные знания о правах человека, воспитывать высокие нравственные чувства, гуманизм, толерантность.

Учитывая данные составляющие, была проведена работа по разработке и апробированию на практике материалов по гражданско-патриотическому воспитанию, основой которой является перспективный план работы на год. В план входят следующие виды деятельности: совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями.

Одним из главных условий приобщения детей к гражданско-патриотическим ценностям является создание развивающей предметно-пространственной среды в группе. В соответствии с этим был подобран содержательный материал о Магнитогорске, Южном Урале, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике края. Это фотопанорамы, иллюстрации достопримечательностей Магнитогорска, материал о заповедных местах нашего края, картины с изображением родных пейзажей и т.д.

Был создан центр краеведения «Наша Родина», который включает в себя альбомы: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», а также детскую, художественную и справочно-информационную литературу: «Земля уральская», «Урал - кладовая земли» и др.

В центре краеведения широко представлены схемы, модели, символы для ознакомления с городами области, которые помогают детям лучше усвоить материал, имеется карта родного края и буклеты о городах Челябинской области, географическая карта России. Для ознакомления детей с малой и большой Родиной были разработаны блоки по темам: «Я и моя семья», «Детский сад», «Родной город», «Родная природа», «Родная страна», «Культура страны». Для работы по каждому блоку был составлен тематический план для всех возрастных групп. Содержание, объем познавательного материала и сложность которого зависят от возраста детей, Отдельные темы приурочивались к конкретным событиям и праздникам: День защиты детей, День России, День российского флага, День Победы. Работа по каждому блоку включает занятия, игры, беседы, тренинги, продуктивные виды деятельности, экскурсии, праздники. На занятиях дети узнали, что каждая страна имеет, свой флаг, рассматривали иллюстрации государственного флага и герба, а затем закрепляли полученные знания через дидактические игры «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб». Рассматривали альбом «Наша армия родная», знакомили детей с защитниками Родины, а также составляли рассказы по сюжетным картинам о героических профессиях нашего города, страны, беседовали по произведениям поэтов писателей Южного Урала, читали былины о русских богатырях.

Предлагаемый детям материал, в обязательном порядке, менялся в зависимости от изучаемых тематических блоков.

В цикл занятий о Магнитогорске были включены:

— Слушание гимна, песен о Магнитогорске;

— Чтение произведений В. Машковцева «С чего начиналась Магнитка», Б. Ручьёва «Песня о Магнитной горе»;

— Рассматривание открыток, фотографий, сувениров, значков о Магнитогорске, металлургическом комбинате;

— Выставка детского творчества на тему: «Уральские умельцы»;

— Чтение уральских сказов и легенд «Мастера изумрудного края»;

— Викторина «Лучшие знатоки»;

— Чтение поговорок и пословиц о труде;

— Рисование генеалогического древа;

— Составление семейных альбомов с записью рассказов детей о родных и близких, их участии в жизни города;

— Рисование на тему: «Моя улица», «Милый сердцу уголок», «Самые главные профессии города»;

— Экскурсии: «Достопримечательности родного города», «Путешествие в библиотеку»;

Кроме того, была разработана картотека дидактических и режиссерских игр:

Дидактическая игра «Путешествие по родному городу»

Задачи: закрепить знания детей о происхождении города Магнитогорска, учить составлять небольшие рассказы о его истории, достопримечательностях; воспитывать у детей желание познавать историю родного города.

Материал: карта города, схема микрорайона, фотографии.

Предварительная работа; знакомство с историей города Магнитогорска: экскурсии по окрестным улицам, городу, экскурсии в краеведческий музей, картинную галерею, беседы о городе, создание и рассматривание альбома о городе.

Режиссерская игра «Мы — журналисты»

Цели: закрепление знаний о родине, городе; развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативности и личностного взаимодействия друг с другом.

Задачи: расширение представлений о родине — России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувства гордости за сё достижения: расширение и активизация словарного запаса, закрепление навыков ведения диалога. Оборудование и атрибуты: детский компьютер, детская видеокамера, блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепка с символикой, косынка-галстук, микрофон. Предварительная работа: беседы на тему, дидактические игры «Подбери нужный материал», «Что изменилось?», «Четвёртый лишний», карточки символы.

Игра-тренинг «Кто больше задаст вопросов?»

Задача: развивать умение формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.

Игры-соревнования «Кто интереснее и больше задаст вопросов по картинкам, фотографиям?», «Вопрос-ответ»

Материал: карточки с символами, обозначающими вопрос, дидактические игры «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб». Словесные игры следующей тематики: «Играем в КВН», «Угадай, что загадано?», «Цепочка ассоциаций».

Задача: формировать умение осуществлять целенаправленный поиск неизвестного с помощью вопросов.  

Материал: схемы, фотографии, альбомы, книги, энциклопедии, схемы картинки. В процессе работы наблюдался возникший интерес детей и родителей к истории своей семьи, края, страны. Обобщая знания детей, мы пришли к выводу, что патриот — это человек, который любит свою Родину, чувствует за нее ответственность, гордится ее успехами.

Работа по патриотическому воспитанию отразилась и на уровне готовности детей к школе. В результате использования проекта дети стали более целеустремленными, уверенными в себе, общительными, внимательными и заботливыми к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Пополнили активный и пассивный словарь.

Важно отметить, что чувство любви к Родине у детей формируется постепенно, в процессе накопления знаний; вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознанию причастности к судьбе своей малой Родины. И еще есть преемственность и память поколений, которую нам необходимо передать нашим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски,...

Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

В статье говорится о технологии, которая  позволяет организовать длительное проживание в специально созданных «ситуациях месяца», таких как «Я – землянин», «Мо...

Создание лаборатории для исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Материал будет полезен воспитателям и другим педагогам дошкольного образовательного учреждения....

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнерами

В статье говорится об этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнерами...

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей д...

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...