Создание лаборатории для исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
статья по окружающему миру

Вихорева Юлия Викторовна

Материал будет полезен воспитателям и другим педагогам дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_laboratorii_v_usloviyah_dou.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Создание лаборатории для  исследовательской деятельности  детей дошкольного возраста

в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Объяснение педагогом какого-либо процесса не достигнет той образовательной эффективности, какая достигается в результате самостоятельно проведённого исследования. Исследование — ведущий вид деятельности дошкольников наряду с игрой.

        В раннем возрасте игровые и исследовательские действия кажутся единой активностью ребёнка. Малыш нажимает на резиновую игрушку с пищалкой и радуется возникающему звуку: взрослые думают, что ребёнок играет, развлекается и потому весел, однако простое действие (нажим) является практическим исследованием свойств объекта (мнётся, пищит, принимает первоначальную форму). Год от года опыты усложняются, ребёнок стремиться узнать как можно больше об окружающем мире. Он исследует вещества, материалы, природные явления, использует различные инструменты и приборы. Таким образом, экспериментированием могут заниматься все возрастные группы детского сада: дети от 1,5 до 7 лет.

      Грамотно организованный уголок экспериментирования в помещении группы способствует развитию исследовательского типа мышления у дошкольников.

        Педагогу необходимо тщательно продумать насыщенность и содержание уголка исследовательской деятельности  в зависимости от возраста дошкольника. Предложенный перечень является опорным и расширяется при появлении у детей группы познавательного интереса к другому материалу или действиям.

Содержание уголка исследовательской деятельности  

Первая и вторая младшая группа

Лабораторный материал:  

 резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;  различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);  разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

Материал для игр с мыльной пеной (безвредной) – мыльные пузыри.

Материал для игр с песком:  разноцветный песок (продается в магазине);  формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;  ситечко для просеивания. Материал для игр со снегом, льдом:  формочки для льда;  пищевые красители.

Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., кроме фольги), разного цвета. Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.

 Знакомство с пищевыми продуктами: крупы для игр – фасоль, горох; мерные ложечки. Простейшие приборы  - волшебные очки (с цветными вставками). Ящик «ощущений» или чудесный мешочек. Душистые коробочки (от киндер-сюрприза с отверстиями). Шумящие коробочки (внутри которых наполнение, издающее звук). Вертушки для игр с ветром. Сувениры (покупные), имитирующие движение жидкости в сосуде. Имитация снега (вата, пенопласт). Природный материал (все крупное + семена, гербарий осенних листьев).

Средняя группа

 

Лабораторный материал:   резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;  различные емкости для воды (пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ситечки для переливания);  разноцветные пробки, шарики, сачки для вылавливания.

 Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел). Материал для игр с мыльной пеной (безвредной) – мыльные пузыри.

Материал для игр с песком:  разноцветный песок (продается в магазине);  формочки разной формы, разного цвета и прозрачные;  ситечко для просеивания.

Материал для игр со снегом, льдом:  формочки для льда;  пищевые красители;   имитация снега (вата, пенопласт).

Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности (обычная, картон и др., кроме фольги), разного цвета.

 Зеркала для игр с солнечным зайчиком.

 Знакомство с пищевыми продуктами: крупы – фасоль, горох; мерные ложечки.

Простейшие приборы  - волшебные очки (с цветными вставками); фонарик (для игр со светом).  Приборы для измерений – термометр для измерения воды. Весы со стрелочкой и чашами. Ящик «ощущений» или чудесный мешочек. Душистые коробочки (от киндер-сюрприза с отверстиями). Шумящие коробочки (внутри которых наполнение, издающее звук). Вертушки для игр с ветром. Сувениры (покупные), имитирующие движение жидкости в сосуде. Природный материал (шишки, желуди, ракушки, камушки, семена, гербарий осенних листьев).  

Старшая группа

 

Лабораторный материал для знакомства с водой, воздухом, неживой природой: резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой; различные емкости для воды (стаканы, сообщающиеся сосуды, пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ступки, пестики для растирания веществ, ситечки для переливания и др.); разноцветные предметы, пробки, шарики, сачки для вылавливания.

Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел).

Материал для игр с мыльной пеной (безвредной) – мыльные пузыри.

Материал для знакомства с пластмассой, резиной.

 Материал для игр с песком: разноцветный песок (продается в магазине); формочки разной формы, разного цвета и прозрачные; ситечко для просеивания.

Материал для игр со снегом, льдом: формочки для льда; пищевые красители имитация снега (вата, пенопласт).

Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности и цвета (обычная, картон и др. + фольга).

Зеркала разных размеров для игр с солнечным зайчиком.

Знакомство с пищевыми продуктами: крупы (фасоль, горох, крахмал, мука, соль, сахар); мерные ложечки. Приборы  - увеличительные стекла-лупы, магниты, бинокль.  Различные часы (песочные, механические). Приборы для измерений – термометр для измерения воды, воздуха; весы со стрелочкой и чашами + весы-безмен. Ящик «ощущений» или чудесный мешочек. Душистые коробочки (от киндер-сюрприза с отверстиями). Шумящие коробочки (внутри которых наполнение, издающее звук). Картинки стереоскопические. Вертушки для игр с ветром. Сувениры (покупные), имитирующие движение жидкости в сосуде.

Природный материал (шишки, желуди, каштаны + кора деревьев, опилки, стружка разных пород деревьев, перья птиц, ракушки, камни, семена, гербарий осенних листьев).

Подготовительная к школе группа

Лабораторный материал для знакомства с водой, воздухом, неживой природой: резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой; различные емкости для воды (стаканы, сообщающиеся сосуды, сосуды пластиковые, металлические, стеклянные, пластмассовые тазики, ковшики, воронки, ступки, пестики для растирания веществ, ситечки для переливания и др.); разноцветные предметы, пробки, шарики, сачки для вылавливания.

Материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел). Материал для игр с мыльной пеной (безвредной) – мыльные пузыри.

Материал для знакомства с пластмассой, резиной. Медицинский материал (колбы, пипетки, деревянные палочки, шприцы без игл, резиновые груши, мерные ложечки).

Материал для игр с песком: разноцветный песок (продается в магазине); формочки разной формы, разного цвета и прозрачные; ситечко для просеивания.

Материал для игр со снегом, льдом: формочки для льда; пищевые красители; имитация снега (вата, пенопласт).

Материал для знакомства с бумагой: нарезанная бумага разной плотности и цвета (обычная, картон и др., фольга + копировальная бумага). Зеркала разных размеров для игр с солнечным зайчиком.

Знакомство с пищевыми продуктами: крупы (фасоль, горох, крахмал, мука, соль, сахар); мерные ложечки.

Приборы  - увеличительные стекла-лупы, магниты, бинокль, компас, горелка, микроскоп.  Различные часы (песочные, механические). Приборы для измерений – термометр для  воды, воздуха; весы-безмен. Ящик «ощущений» или чудесный мешочек. Картинки стереоскопические. Печатки из пробок, поролона, свечи. Утилизированный материал (пробки, железки, кусочки проволоки, кожи). Вертушки для игр с ветром.

Природный материал (шишки, желуди, каштаны, кора деревьев, опилки, стружка разных пород деревьев, +мхи, коллекция минералов, ракушки, камни, семена, гербарий осенних листьев).

Весь предложенный материал необходимо использовать с учетом техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей.

    Также здесь находится картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности (алгоритмы воспроизведения информации о последовательности трудовых процессов в уголке природы и в цветнике, алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности).

     В лаборатории существуют правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

-Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка.-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым услов...

Программа по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ» МДОУ «ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30» г.Железногорск Курской области

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИКИНПО(ПКиПП)СОО Программа по адаптации детейраннего дошкольного возрастак условиям дошкольногообразовательного учреждения«ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ ...

Программа адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения «ДОМ, В КОТОРОМ ХОРОШО МАЛЫШАМ И ВЗРОСЛЫМ»

Проблема социальной адаптации ребенка не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к ...

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

      Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски,...

Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

В статье говорится о технологии, которая  позволяет организовать длительное проживание в специально созданных «ситуациях месяца», таких как «Я – землянин», «Мо...