Беседы по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Андронова Светлана Михайловна

Одна из задач социально-коммуникативного развития воспитанников - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Патриотические чувства не возникают сами по себе – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. В свою очередь именно дошкольный возраст является продуктивным периодом становления личности и имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, в том числе и чувства патриотизма.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Беседы

по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников.

Подготовила воспитатель: Андронова С.М.

Нижний Новгород, 2023 г.

В соответствии со стандартом, одна из задач социально-коммуникативного развития воспитанников - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Следует отметить, что патриотические чувства не возникают сами по себе – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. В свою очередь именно дошкольный возраст является продуктивным периодом становления личности и имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, в том числе и чувства патриотизма.

Беседа «Россия – моя Родина»

Цель: Формировать у детей представления о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.

Содержание беседы: Страна, где мы живем, называется Россией. Найдем ее на глобусе. Главный город нашей страны, ее столица – Москва. Это древний город. Многие люди нашей страны и других стран хотят побывать в Москве и лучше узнать ее. Есть в России и другие города и села. Их очень много. Все должны знать название своего города и свой адрес. Нужно стараться узнать побольше о своем городе: почему так назван, чем знаменит, какие интересные люди здесь живут, каким город был раньше и каким будет в будущем. В России, как и в любой другой стране, своя культура, свои традиции и обычаи, свои промыслы, а у детей свои игры (поиграть с детьми в народные игры). В России кроме русского живет много других народов. У каждого из них своя культура, свой язык. Все, кто живет в России, - россияне. Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она была лучше.

Беседа «Моя семья»

Цель: помочь  детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди.

Содержание беседы: (Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и скажите тему нашей беседы) Семья это слово нам многое скажет. Семья нам с рожденья в путь жизни покажет. И каждый, какой бы с ней не был момент, Волшебней, роднее моментов и нет. Семья с нами рядом всегда и везде, Она много значит в каждой судьбе. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье. Семья- это маленькая ячейка общества .Как вы думаете, что такое семья? -Семья – это мама, папа и их дети. Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг в семье возникает ссора, дети не послушались родителей, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим. Ребята, а какие пословицы про семью вы знаете? Расскажите их. Семья сильна, когда над ней крыша одна Нет родителей - нет покровителей. Сердце матери лучше солнца греет. Добрые дети - дому венец, а злые- конец. При солнышке тепло, при матушке добро. Вся семья вместе, так и душа на месте. На что клад, коли в семье лад. Вся семья вместе - так и душа на месте. Кто родителей почитает, тот век счастливо живёт. Молодцы, вы так много знаете пословиц

 А сейчас послушайте сказку о волшебной семье. В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала: -Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели! А Петя: -Не хочу! -Петя, - удивилась мама, - ты почему меня не слушаешься? -А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться! -Ну тогда, - сказала мама, - я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» - а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!» -А я тогда, - сказал папа, - не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» - а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!» -Вот оно что, - сказал дедушка, - отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю! -Ах так! - сказала бабушка. - Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок! И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай! И тогда Петя закричал: -Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда! И Петя стал слушаться маму. А мама - папу. А папа - дедушку. А дедушка - бабушку. А бабушка - Петю. А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья! Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? – о семье. Что такое семья? - это маленькая ячейка общества. Вы все молодцы, были очень активные на протяжении всей беседы.

Беседа: «Мой любимый  детский сад»

Цель: Закрепить детей о необходимости и значении труда взрослых людей. Закреплять представление детей о профессиях людей, работающих в детском саду, что они делают. Уметь называть работников ДОУ по имени и отчеству. Воспитывать у детей интерес и желание посещать детский сад.

Содержание беседы: Воспитатель: Ребята, папа с мамой каждый день ходят на работу, братья и сёстры – в школу. А куда ходите вы? Дети: В детский сад. Воспитатель: Правильно в детский сад. Воспитатель: Ребята, скажите, а люди каких профессий работают в детском саду? И как их зовут по имени и отчеству? Дети: - Заведующая (Имя и отчество). - Воспитатели (Имя и отчество). - Младшие воспитатели (Имя и отчество). - Логопед (Имя и отчество). - Мед.сестра (Имя и отчество). - Музыкальный руководитель (Имя и отчество). - Инструктор по физо (Имя и отчество). Воспитатель: Молодцы. А сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру с мячом «Кто что делает?». Воспитатель бросает мяч и называет профессию, дети ловят мяч и перечисляют действия. (Воспитатель – учит, объясняет, рассказывает. Младший воспитатель – моет пол, вытирает пыль. Повар – варит кашу, суп, жарит котлеты.Мед. сестра – делает прививки, лечит детей. Прачка – стирает и гладит бель?.Дворник – убирает мусор, чистит снег.) Воспитатель: Детский сад – это второй дом. Мы в нём живём. В этом доме есть много групп, кабинетов, помещений. Воспитатель: Назовите, какие знаете вы, и для чего они предназначены? Дети: Спальня – это помещение предназначено для сна. Музыкальный зал – помещение предназначено для музыкальных занятий. Игровая – комната, в которой мы играем. Физкультурный зал – помещение для физкультурных занятий. Воспитатель: Ребята, а вы любите свой детский сад? Дети: Да, любим. Воспитатель: Для чего вы ходите в детский сад? Дети: Чтобы получать знания, играть, общаться. Воспитатель: А когда вы вырастите, куда вы пойдёте? Дети: В школу

Беседа: «День Победы»

Цель: Закрепить знания о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

Содержание беседы: 9 Мая наш народ отмечает один из самых любимых праздников. Что это за праздник? (День Победы.)

— А кто помнит, что это за победа? Над кем? (Над фашистами.) Да, это была страшная война. Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в своих рабов. Но у них ничего не получилось! Весь наш народ поднялся на борьбу с фашистами. Все мы помним тех, кто защищал страну. Каких героев этой войны вы знаете? (Ответы детей.)

Многим героям стоят памятники по всей стране. Какие памятники героям Великой Отечественной войны в нашей станице вы знаете? (Ответы детей.)

Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжелых боев солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их фамилии.

Наша армия победила фашистов.

Во главе армии всегда стоят главнокомандующие, они руководят всеми боями.

Во время войны было много битв, после которых фашистам приходилось отступать.

Но солдаты боролись за каждый дом.

Вот такая тяжелая война была для нашего народа!

Сейчас еще живы те, кто много лет назад воевал. Но они уже очень старенькие, многие из них больные, инвалиды. Им трудно даже ходить.

Их называют ветеранами. В День Победы они надевают все свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить те военные годы. (Показывает фотографии.)

У многих из вас прабабушки и прадедушки тоже воевали, кто-то из них еще жив. Не забудьте поздравить их с праздником.

Если вы 9 Мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной Победе.

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым-

Пешим, плавающим, конным,

В жарких битвах закаленных!

Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

Не забудем тех героев

Что лежат в земле сырой,

Жизнь, отдав на поле боя,

За народ, за нас с тобой.

Беседа «Президент России»

Цель: Воспитание патриотических чувств, закрепить знания детей о президенте РФ

Содержание беседы:Ребята, мы с вами живём в богатой, большой стране.
Как она называется?
Ответы детей: Россия
Воспитатель: Как называют людей, которые живут в России?
Ответы детей: Россияне
Воспитатель: Какие государственные символы России вы знаете?
Ответы детей: Флаг, гимн, герб
Воспитатель: Как называется столица России?
Ответы детей: Москва
Воспитатель: Кто является президентом России?
Ответы детей: Владимир Владимирович Путин
Воспитатель: Наш президент В.В.Путин – является главой государства.  Президента выбирают люди путём голосования.  Вступая в должность, президент приносит клятву. Резиденцией президента Российской Федерации является Кремль (показать  изображение). 
От того какие законы принимает президент и как он ведёт свою работу зависит жизнь всех россиян. На его плечах лежит огромная ответственность.

 

Беседа: «Армия в наши дни»

Цель: Формировать представление детей о российской армии и воинах, о празднике День защитника Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины...

Воспитывать чувство гордости за свою армию, желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Содержание беседы: Ребята, 23 февраля наш народ будет отмечать День защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества?

Защитники Отечества – это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков. (Воспитатель выставляет иллюстрации, изображающие различные рода войск). Кого вы здесь видите?

Дети: Танкисты. Моряки. Артиллеристы. Космонавты.

Вы правильно всех назвали – это различные рода войск. Наши мальчики скоро вырастут и пойдут служить в армию. Давайте представим себе, что мы оказались в армии. 

- Кто служит на танке? (Танкист.)

- Кто служит на границе? (Пограничник)

- Кто летает на вертолете? (Вертолетчик.)

- Кто такой ракетчик? (Кто служит в ракетных войсках)

 

- Как называется человек, прыгающий с парашютом? (Парашютист)

- Как называется солдат, у которых нет военной техники? (Пехотинец) 

Ребята, а как вы думаете, зачем нужно столько родов войск? Дети: Чтобы защищать нашу страну.

Воспитатель: Если в армии есть различные рода войск, такая армия сильная: она сможет защищать свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.

Воспитатель: Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов. Что же делают солдаты в мирное время?

Дети: Солдаты занимаются спортом, учатся.

Воспитатель: Учат и тренируют солдат офицеры. Чтобы стать офицером, надо окончить специальное военное училище. Чтобы суметь победить врага, какими должны быть солдаты и офицеры?

Дети: Сильными, смелыми, быстрыми, меткими.

Воспитатель: А чтобы такими стать, что нужно делать?

Дети: Тренироваться.

Воспитатель: Молодцы ребята! Скажите про какие рода войск вы сегодня узнали?

Воспитатель: А вы знаете, что ваши папы и дедушки тоже были защитниками Отечества, они служили в армии. Спросите у них дома в каких войсках они служили, и поздравьте их с праздником.

Беседа: «День пожилых людей»

Цель: Воспитание патриотических чувств, уважения к
пожилым людям, познакомить детей с некоторыми праздниками РФ.
Содержание беседы:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о пожилых людях. Как вы думаете, кого называют пожилыми? 
Ответы детей 
Воспитатель: Правильно, это наши бабушки и дедушки. Слово пожилые образованно от слова пожил, эти люди прожили долгую жизнь, они мудрые и опытные. К ним можно обратиться за советом, они всегда помогут и подскажут. 
А есть ли у вас бабушки и дедушки?
Ответы детей
Что вы делаете, когда приходите к ним в гости?
Ответы детей
Ребята, ответьте мне, как нужно относиться к пожилым людям? 
Ответы детей
Воспитатель: Всё верно им нужно помогать, уважать, проявлять внимание и поддержку. В транспорте нужно уступать старикам место, помогать носить сумки, придерживать дверь, пропускать вперёд. Вы не должны смотреть ваша ли это бабушка или незнакомая старушка, старик, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей.
День пожилого человека в России отмечают 1 октября. В этот день нужно навещать своих бабушек и дедушек, сделать им приятный сюрприз, попить чай в семейном кругу.

 Беседа: «Традиции моей семьи»

Цель: Воспитание патриотических чувств, воспитывать уважение к родным, расширить знания о малой Родине.

Содержание беседы Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!  (Олег Бундур)

 Ребята, сегодня мы с вами проговорим о семье, о семейных традициях. Семья – это особенный мир, мир в котором вас окружают заботой и любовью, вы всегда можете рассчитывать на поддержку и понимание. Бывают разные семьи, но у каждой семьи есть свои традиции.
Что же такое традиции?

 Традиции – это ритуалы, которые делаются каждый день, каждые выходные, праздники.
Есть самая распространённая традиция, в каждой семье и совершается каждый вечер перед сном, как вы думаете что это? (ответы)
Правильно, перед сном все желают друг другу спокойной ночи.

 Ребята, а какие традиции есть в ваших семьях?
Рассказы детей.
Воскресенье
Воскресенье - вот везенье! 
Воскресенья так нужны! 
Потому что в воскресенье 
Мама делает блины. 
Папа к чаю чашки моет. 
Вытираем их вдвоем, 
А потом мы всей семьею 
Чай с блинами долго пьем. 
А в окошко льется песня, 
Я и сам запеть готов, 
Хорошо, когда мы вместе, 
Даже если нет блинов. 
Олег Бундур.
Воспитатель: Вот видите ребята, сколько разнообразных традиций в каждой семье, традиции нужно сохранять, это как ниточка, которая связывает членов семьи. Я хочу пожелать, что бы ваши семьи были крепкие, любили и уважали друг друга сохраняя семейные ценности.


 

Беседа: «Наша древняя столица»

Цель: Формировать представления об истории зарождения и развития

Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле.

Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу.

Содержание беседы:

Трудно представить себе, что когда-то Москвы не было, однако это так. Наместе современного города с его улицами, площадями и высотными домамишумели вековые леса, протекали между холмами большие и маленькие реки,в реках водилась рыба, в лесах жили звери, птицы. Место было оченьудобное, и люди обосновались здесь. Во время раскопок в центре Москвы

нашли остатки мастерских гончаров, кузнецов, кожевников, ювелиров, т.е.уже в седой древности Москва была не земледельческим поселком, агородом. Москву основал князь Юрий Долгорукий. Даже тот, кто никогда небыл в Москве, знает Московский Кремль, его величественные зубчатыестены, башни из красного кирпича. Но так было не всегда. Первый Кремльбыл деревянным. Когда к Москве подступили монголо-татары, деревянныйКремль сгорел. Вновь подняли кремлевские стены из дуба, но во времязасухи начался пожар, и Москва горела. Позднее на кремлевском холмевоздвигли стены и башни из белого камня, но шли годы, тесно стало Москвев белокаменных стенах, и тогда построили из красного кирпича новыйКремль, который мы знаем сейчас.

Беседа:«Знакомство с флагом России»

Цель: познакомить детей с одним из символов России – флагом. Рассказатьо его значении для страны и обозначении всех цветов флага.

Содержание беседы:

Ребята, вы знаете, называется страна, в которой живете? Правильно –Россия! Мы с вами, жители этой страны называемся россиянами. Но вотпредставьте, что к нам приехали гости из другой страны, как они могутузнать, что приехали именно в Россию, а не в другую страну?

В этом им помогут несколько помощников: флаг, герб, гимн страны.

Сегодня мы с вами рассмотрим флаг России. В каждой стране есть свой

флаг. В нашей стране – в России – тоже есть государственный флаг. Он состоит из двух частей (показ) – древко (длинная круглая палка), на котороенавешивается полотнище (отрезок ткани)

Посмотрите внимательно на Российский флаг. Сколько цветов вы видите нанем? (три: белый, синий, красный).

-О чем нам может сказать белый цвет?

Конечно о белоствольных березках, белоснежной зиме, о ромашках на лугу, олегких белых облаках летом.

-А о чем говорит синий цвет? Синий цвет напомнит о колокольчиках ивасильках, а синем небе, о море, о наших реках и озерах.

-А красный цвет? Красный цвет это цвет огня, солнца на закате,красных маков и гвоздик. Именно красные гвоздики приносим мы кпамятникам павших воинов, потому что цвет крови тоже красный. Имы не имеем права забывать тех, кто защищал нашу Родину и погиб за

нее.Вот как много может рассказать флаг страны.Российский флаг вывешивается в дни праздников на зданиях.Вот этот маленький флажок (макет Российского флага) останется с нами вгруппе.

Беседа «Хлеб - богатство России»

Цель: Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб -богатство

нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу

Содержание беседы:- Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Какие бы слова вы могли сказать о России? Какая она? (Ответы детей.) -

Очень часто говорят, что Россия - страна очень богатая. Как вы думаете, чтоэто значит? (Предположения детей.) Россию называют богатой, потому что внашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых - угля,нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб.

Послушайте вот такую пословицу: «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай». Как вы поняли эту пословицу?

(Рассуждения детей.) Слово хлеб в русском языке всегда обозначалодостаток. Расскажите, что вы помните о том, как выращивают хлеб. Апомогут вам цветные квадратики. Черный (или коричневый) квадратозначает вспаханное поле. Как вы думаете, что обозначает зеленый

квадрат? (Появление зеленых ростков) А кто догадался, что обозначаетжелтый квадрат? (Созревшую рожь или пшеницу.) - А теперь разложитеквадратики так, как проходят работы в поле, и расскажите, что люди делаютвесной, летом, осенью (Дети с помощью наводящих вопросов воспитателявспоминают последовательность полевых работ.)

Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно выраститьмного пшеницы и ржи. Чтобы получить из зерен муку, нужно затратитьочень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собратьурожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное

слово: в нем соединились два слова - хлеб и работа. Что же это за работа?Как выращивают хлебные растения? (Предложения детей.) - Что нужно,чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.) - А какой должнабыть земля? Какая техника выходит на поля первой? (Если дети невспомнили, воспитатель предлагает им отгадать загадку.) Овсом не кормят,

Кнутом не гонят А, как пашет - Семь плугов тащит. - Вспомнили? Да, этотрактор. (Воспитатель выставляет картину с изображением работающих тракторов.) - На распаханное поле выходят другие машины - сеялки.

Послушайте, как об этом пишет Е.Трутнева:

 По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки.

 В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой.

 Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

 - Как вы думаете, почему в стихотворении говорится,что зерна сыпались до полночи? (Предположения детей.) Это значит, чтолюди работают допоздна. А почему? Потому что растения нужно посадить вопределенный срок и, если посеять их раньше или позже положенного срока,то они могут, не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зерна вовремя. - Но

вот взошли зеленые росточки, потом выросли колосья. Был крупинкойзолотой - Стал зеленою стрелой. Солнце летнее светило И стрелупозолотило. - Что это? Кто знает отгадку? (Это колос.) - Как вы догадались?(Сначала было маленькое золотое зернышко. Когда оно взошло, появились

зеленые стрелочки - росточки. А когда созрело, превратилось в колос.) -Хлебное поле очень красивое. Его изображали многие художники.Посмотрите на эту картину. (Выставляет картину М..Шишкина «Рожь».)

Сегодня мы с вами вспомнили, как выращивают пшеницу и рожь.

Работа эта долгая и трудная, поэтому к хлебу в России всегда относилисьбережно.

Беседа: «Изба –жилище русского человека»

Цель: Познакомить детей с жилищем русских людей в старин ,датьпредставления о предметах быта; продолжать развивать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию старости. Приобщать детей к русскойнациональной культуре.

Содержание беседы: Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину ярассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. Вот печь.

Говорили о ней в старину: «Печь - всему голова». Голова – значит, самаяглавная. «Она и поилица, и кормилица, и тело согревательница». У печи стоиткочерга, и ухват. В избе находился большой деревянный стол. Возле столалавки. Они такие длинные и широкие, так как на них сидят во время обеда, аночью спят. В каждой избе был сундук, где хранилась одежда.

В каждой избе обязательно есть красный угол. Красный- главный,торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. Вкрасный угол сажали гостей. Всякий гость, входивший в избу, у порогапервым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялсяобразам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. Говорили: «Здравебуде». Это означает: «Будьте здоровы, здравствуйте».Встречает гостейхозяйка дома, в руках у нее хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитомпо краям. Это рушник.«Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль» - споклоном приглашает хозяйка. Перед едой мыли руки из рукомоя–

рукомойника. Вытирали руки рушником. Русские люди очень гостеприимныи доброжелательны. Гостя первым делом надо было напоить и накормитьдосыта.«Все, что в печи, - на стол мечи», - гласит русская пословица.«Хлеб на стол, так и стол – престол (священное место), а хлеба ни куска,так и стол – доска», - так говорили в старину .Еду обычно не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы гость солил сам по вкусу.

Нежданному гостю соль не предлагали. Про такого гостя говорили: «Ушел несолоно хлебавши ». В народных пословицах хлеб и соль объединены в однонеразделимое целое. « Хлеб – соль ешь, а правду режь», - говорили в народе.

Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили.Вставать было нельзя. Самым главным в семье и за столом был старшиймужчина – дедушка. Его все слушались, потому что он много прожил, многоеповидал, многое знает. Как дед скажет, так и будет .Даже за столом во времяеды все его слушались. На середину стола ставилась одна большая миска илиодин чугунок. Тарелок не было, а если и у кого и были глиняные, то ставилиих только по большим праздникам – уж очень были они дорогие! Каждомудавали ложку, кусок хлеба. Первым есть начинал дед, попробует и скажет,что остальные могут есть. Если кто – то вперед него ложку опустит в еду –ложкой по лбу или вообще из - за стола выгонят, и он голодным останется.

Отсюда и поговорка:«Поперек батьки в пекло не лезь!» Самые старшие всемье – дед и бабушка, родители отца и матери. Дедушку и бабушку всеберегли, уважали. Им самое удобное место за столом, самое теплое место длясна. Их даже мама с папой слушались, потому что любили и уважали или,как говорили в старину, почитали своих родителей. Старость в былыевремена всегда уважали, оберегали, считали, если человек состарился,должен доживать свой век спокойно в ласке и любви. Вот так жили нашипредки.

Беседа: «Исконные символы России».

Цель: закреплять и обогащать знания детей о предметах быта как о символахРоссии.

Содержание беседы: Наша страна – Россия большая, красивая и многонациональная. Россиястрана с долгой и богатой историей, с многовековыми традициями иобрядами. Через годы, через столетия сохранила Россия свой особыйжизненный уклад и национальную культуру. Символы России знают ипочитают во всем мире. Давайте вспомним, чем же издавна славится русская

земля? Подумайте, какие предметы быта, народные инструменты, элементыодежды, особенности русской природы прославили нашу страну?

Белая берѐзас давних пор олицетворяет русскую природу, Россию. Веснойберѐзаодна из первых пробуждается в лесу: ещѐ лежит снег, а около неѐ уже проталинки, на дереве набухли оранжевые серѐжки. А осенью берѐзка вчисле первых спешит надеть красивый золотой убор. Берѐза широкоиспользуется во многих отраслях народного хозяйства.Изнеѐ делают паркет,

фанеру, домашнюю утварь и другие изделия. Берѐза очищает воздух, от пылиона применяется в озеленении. Берѐза любимое дерево всех русских людей.Стройную, кудрявую, белоствольную, еѐ всегда сравнивали на Руси с нежнойи красивой девушкой-невестой. Ей посвящали свои лучшие произведенияпоэты и художники. Мила берѐзка каждому русскому сердцу! Люди испоконвека слагали про березу пословицы, песни, загадки и сказки.

Матрѐшка (названа в честь старинного русского имени Матрѐна) – эторусская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которойнаходятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол оттрех и более штук. Состоят они из двух частей - верхней и нижней.

Матрѐшка - это русская красавица покорила сердца любителей народныхсувениров по всему миру. Она - хранительница исконной русской культуры.Она драгоценный сувенир для туристов - памятная кукла. Первая матрѐшка -круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном

платье появилась на свет в начале 1890-х годов. Выточил первую русскуюматрѐшку токарь-игрушечник Василий Звѐздочкин.

Балалайка-это музыкальный инструмент, который придумал и сделалрусский

народ. Балалайкуделаютиздерева.Балалайкапохожанатреугольник. На балалайке три струны. Чтобы на ней играть, нужно ударятьуказательным пальцем по всем струнам. Самовар - является символомрусскогобыта.Самовар-этоустройстводлякипяченияводыиприготовления чая. Название произошло от слов "Сам варит". Первоначальновода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокуютрубку, наполняемую древесными углями. Позже появились самоварыкеросиновые и электрические. Самовар - исконно русское изобретение.

Первые самовар появился в 1778 году в городе Тула. Мастер Назар Лисицын

открыл первую в России самоварную мастерскую. Ребята, у кого дома есть

самовар? (Ответы).Самовар – является символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Во все времена он занимал почетное место в любомдоме. Он был непременным атрибутом помещичьих усадьб, домов мещан ирабочих. И уж конечно не обходилась без самовара ни одна крестьянскаяизба. Здесь к нему было отношение особое. Недаром люди с давних времѐн

выхваляли самовар в народных пословицах.«Печка-матушка, да самовар-

батюшка». «Самовар кипит - уходить не велит». «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое».

Кокошник - старинный русский головной убор, богатое украшение в видегребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ национальноготрадиционного костюма. Кокошник украшали золотым шитьем, бисером,жемчугом. Кокошники были разными по форме, размеру и цвету. Кокошникибережно хранили в семье и передавали по наследству. Надевали кокошники

только на праздники. Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы,заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком. Сзади кокошникфиксировался с помощью лент. Кокошник подчеркивал красоту женскоголица. В современной культуре кокошник является обязательным атрибутомновогоднего костюма Снегурочки.

Тройка лошадей - это исконно русская забава, не имеющее аналогов ни водной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевшийрусскую тройку, буквально замирал в изумлении. И было от чего! На егородине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русскойтройки. Тройка лошадей была одновременно и городским, и деревенским

экипажем. Тройки украшали расписной дугой, на которой вешали бубенцы и

колокольчики. В царские времена на тройках, помимо важных господ, ездилипочтальоны (почтовая тройка), пожарные и все, кому нужна была высокаяскорость. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничныхторжеств. Русская Тройка полюбилась и быстро стала любимым образомписателей, поэтов, художников, и музыкантов. Конная упряжка превратиласьв символ народного духа! Это была связь с миром, средство общения,

возможность путешествовать на дальние расстояния. Тройка воплотила всебе тревогу ожидания, ощущение бескрайности просторов, бесконечностипути и лихую удаль.

Шкатулка – это небольшой ящик для мелких, драгоценных вещей.

Изготавливают их из дерева, металла, пластмассы, из кости, и камня. Дляпридания красивого вида их часто покрывают кожей, дорогой тканью, драгоценными камнями, покрывают резьбой, чеканкой.

Шкатулка практически всегда хранила в себе тайну. Для того чтобы уберечь

содержимое от посторонних глаз или, от кражи, шкатулки снабжались

замками и секретами. Потайные отделения, двойное и тройное дно, специальныезапоры, срабатывающие только после сложной последовательности действий со шкатулкой - специальные ухищрения, на которые шли мастера при изготовлении этих предметов, и поэтому шкатулки были ценностью сами по себе. В древней Руси в каждом доме была шкатулка, ларец или сундучок, где хранили драгоценности, памятные мелочи

или сувениры. Русские мастера и умельцы создавали очень красивые и хитрые по своей конструкции коробочки, такие шкатулки можно было

открыть только при нажатии на секретную кнопочку. Русский народ всегдалюбил загадки и тайны, поэтому секретные коробочки стали пользоваться

большим успехом, а шкатулка стала красивейшим и тайным хранилищем длядрагоценностей.

Платок – кусок ткани, квадратной формы, надеваемый на голову женщинамили набрасываемый на плечи. Православная традиция всегда требовала,чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появляласьна людях. Платок - важная часть культурного и исторического наследия.Мастерство, с которым русские мастера пряли и ткали, вышивали и шили,

создавали новые узоры, умело переплетая новые и хранимые векамитрадиции, удивляет всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с их творениями.

Огромную и замечательную роль играет платок в ансамбле народногокостюма как завершение головного убора или украшение, как повседневного,так и праздничного наряда. Русский платок признан во всем мире какпроизведениенародногоискусства,благодарякропотливомутрудуталантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильномуделу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками длякоторого были традиции народного искусства и творческое заимствование изкультур других народов. Красочные композиции на платке пестрят своимразнообразием. Изящный, яркий, разноцветный платок согревал и украшалженщин всех сословий, от крестьянки до царицы.

Валенки – исконно русская обувь. Родиной валенок считают город МышкинЯрославской губернии, умельцы которого стали первыми валять валенкицеликом, с голенищем. В городах Мышкине и Москве находятся музеирусских валенок. Из Ярославской области валенки стали распространяться потерритории всей России со скоростью ветра. Совсем скоро в каждой деревнепоявилась своя «мастерская» по изготовлению валенок, а в городах сталистроить соответствующие заводы.Изготовление валенок дело тяжелое и долгое. После того как овечку

остригли,шерстьмоютивычесывают,потомпрогоняютчерезшерстобитную машину - в результате получается тонкое мягкое полотно.

Затем его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась, словно изпластилина вылепляют форму валенка, и вываривают заготовку в кипящейводе, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленнонапоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потомзаготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторондеревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенкаразмера. Испокон веков валенки были весьма дорогим удовольствием. Если вдоме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. Асемью,вкоторойвалянуюобувьносиливседомочадцы,считали

зажиточной. Валенки были замечательным подарком, к ним относились сбольшой аккуратностью, чтобы сберечь для следующего поколения. Безваленок наши предки не мыслили праздничные гуляния, ярмарки, во времякоторых всегда стояла настоящая русская зима и трескучий мороз! Тогда и была сложена знаменитая русская народная песня «Валенки» С радостьюносили валяную обувь и цари и царицы и простые люди. Спасали валенки от

лютых морозов и нашу армию во времена отечественных войн.

Колокол - инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и,обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Изготовление  колоколов относится к глубокой древности. Всякий колокол состоит из трехосновных частей: 1) крепежное ухо, 2) голова колокола, 3) язык. В древности,колокола были небольших размеров и не отливались из металла как теперь, а

клепались из листового железа. Позднее колокола стали клепать из листовоймеди и бронзы .Колокола, проделав большой исторический путь, стали дляРоссии неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслимни один православный храм, все события в жизни государства и Церквиосвящались звоном колоколов .Колокола используются: в религиозных целях(призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов

богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында),в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупномускоту, маленькие колокольчики используются декоративным украшением.Колокола средних размеров и маленькие колокольчики включены в разрядударных музыкальных инструментов, имеющих определѐнную звучность,используют в оркестрах.

Лапти-самаядревняяобувь,плетеннаяиздревесноголыкаипривязывавшаяся к ноге шнурками – оборами. В России в лапти обувалисьтолько деревенские жители, то есть крестьяне. Плели лапти из коры многихлиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты. Самыми прочными имягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка.

Лапотьобувь удобная и мягкая. Такой обуви, как говорили деды, нога радуется.Плетением лаптей на Руси мужчины занимались зимой, когда они не былизаняты на других работах. Лаптей нужно было сплести за зиму много, так каклапти были не прочными. Добрый мужик в плохую погоду изнашивал заодну неделю не меньше двух пар лаптей. Мужчина в каждом доме

обеспечивал лаптями всю семью, да и на продажу нужно было сплестинемало. Плести лапти было делом трудным и долгим. Самые ловкиеработники успевали за сутки сплести не больше пяти пар. Лапти начиналиплести с пятки. Только что сплетенные лапти были сделаны по одной

колодке и не отличались левый от правого. Ноги в лаптях не замерзали и непромокали. Летом же в них было легко и не жарко.

«Ребята, мы с Вами вспомнили удивительные предметы, которые сталисимволами России и прочно вошли в нашу национальную культуру. С давнихпор и поныне это вещи и предметы вызывают гордость за богатую культурурусской земли. Интересны и милы русскому глазу предметы древности,которые являлись простым и нехитрым укладом жизни на Руси. В современноевремя предметы древности, бережно сохранившиеся от предыдущих поколений можно найти только в музеях. Музеи русского быта, являются связующим звеном в сохранении народной традиционности, истинной народной культуры.

Беседа: «Богатыри земли русской»

Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа

Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Содержание беседы: Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот ипривлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладетьнашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русскихземель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села идеревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленныебогатства. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливыеи храбрые люди. Называли таких людей русичами.   Жили среди русичей  богатыри защитники нашей Родины в древности. Они славились богатырской  силой, об их подвигах слагались сказки и былины, прословляющие удаль и силу богатырскую. Былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин являлся народ. Они не имеют авторов, как художественные произведения. В былинах говорится о борьбе русскогонарода с врагами, о силе русских воинов.

Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст вуста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинахотражалась жизнь русского народа, которая была очень нелѐгкой на Руси.

Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина,Россия – какие красивые и загадочные слова.- Русь. Совсем короткое слово.

Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

Кто же такие богатыри? Богатыри - это люди безмерной силы, стойкости иотваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину отврагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь не замечанным непроскользнѐт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдѐт. С кемтолько не приходилось сражаться богатырям русским.  

Интересная на нем одежда, и незнакома нам. Вот посмотрите этокольчуга . Это железная одежда из металлических колец в бою надежнозащищает от копья. Шлем (железная шапка)служит для того что бы оберегатьголову то ран в бою. А это древние русские щиты. Щиты делали круглые изжелеза. Это колючее оружие называется сулица. Это кистень -он очень простметаллическая гирька на цепи, которая наматывается на руку или крепится напалке. Вот каким оружием воевали русские воины на Руси. Собираясь, наподвиг ратный, богатыри просили благословения у отца, и матери. Уходя впоход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву. В

древней Руси родовым деревом считался дуб. Дуб - могучее дерево, онпочитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давалсилу людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собойлисток и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть роднойземли сохранился до сих пор с тех далеких времен от наших предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

темы утренних бесед по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

темы,цели,задачи нравственно - патриотического воспитания в беседах с дошкольниками с ОВЗ...

Картотека тематических бесед по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников (для педагогов)

Содержание:1.«Планета Земля в опасности"2.«День матери»3.«Новый год»4.«Москва – столица нашего Отечества»5.«День знаний»6.«Крещен...

Беседы по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников.

В соответствии со стандартом, одна из задач социально-коммуникативного развития воспитанников - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, п...

Картотека бесед по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников

Картотека бесед по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...

Беседы по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников.

                                                Беседыпо нравственно-патр...

Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

В соответствии со стандартом, одна из задач социально-коммуникативного развития воспитанников - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, п...