Консультации для педагогов
консультация

Педагогическая технология воспитания детей  5-8 лет в духе толерантного общения  «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация:

1 слайд. Педагогическая технология воспитания детей  5-8 лет в духе толерантного общения  «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» является одной из вариативных образовательных технологий, способной воплотить философский смысл идеи толерантности в повседневную практику межличностного и межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Состоит из 2-х сборников - методических рекомендаций для педагогов и практикума для детей. В основе технологии - интеграция различных видов деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская, поисковая деятельность), направленная на развитие личностного потенциала всех участников образовательного процесса. Адресована широкому кругу специалистов системы дошкольного образования, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родительской аудитории.

Авторы: АЛИЕВА ЭВЕЛИНА ФАКИРОВНА., РАДИОНОВА ОЛЬГА РАДИСЛАВОВНА. Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими? Педагогическая технология воспитания детей 5–8 лет в духе толерантного общения : методические рекомендации / Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова. — М. : Издательство «Национальное образование», 2015. — 144 с. : ил. — (Серия «Коллекция открытий дошкольного образования»).

Рецензия № 417 от «11» октября  2010 г. ФГУ «ФИРО». Протокол заседания Экспертного совета по образованию и социализации детей при ФГУ «ФИРО» от «01» октября 2010 г. № 4 ).

Педагогическая технология полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.

2 слайд. Актуальность педагогической технологии «Истории карапушек: как жить в мире с собой и другими?» продиктована потребностью современного российского общества в воспитании подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения к основным жизненным ценностям других народов, взаимопонимания, солидарности.

Цель: воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения основных жизненных ценностей других народов, взаимопонимания, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений.

Основные задачи работы с детьми: развитие навыков выстраивания диалога, позитивного общения, потребности в проявлении искренней дружбы, согласия, взаимопомощи.

3 слайд. Материалы педагогической технологии состоят из двух сборников.

Первый сборник представляет собой методические рекомендации, разработанные для учителей, воспитателей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, всех тех, кто будет непосредственно реализовывать технологию на практике со своими учениками и воспитанниками.

4 слайд. Ознакомьтесь пожалуйста с содержанием программы на слайде.

Начинать работу по педагогической технологии следует с обучения специалистов образовательных учреждений. С этой целью разработан обучающий тренинг «Мы разные, но дружные!», направленный на постепенное «погружение» педагогов в изучаемую проблему параллельно с реализацией полученных знаний на практике в своем образовательном учреждении.

Вовлечение родителей в работу по педагогической технологии также происходит постепенно в основном через участие в деятельности родительского клуба «Большие Карапуши». Работа с детской аудиторией начинается только после того, как взрослые (педагоги и родители) уже начали совместную деятельность. Очень важно, чтобы такая «этапность» была соблюдена, поскольку все, что дети будут осваивать по педагогической технологии в стенах образовательного учреждения, должно закрепляться и поддерживаться в условиях семьи.

5 слайд. Второй — сборник сказочных историй «Как карапушки учились понимать друг друга» с творческими заданиями для детей 5–8 лет. Сборник включает 13 сказочных историй, которые в увлекательной форме рассказывают детям о том, как основные персонажи, карапушки, учились понимать друг друга, принимать поступки и мнения непохожих на них героев.

Сборник может использоваться не только в образовательной организации в качестве методического пособия при работе с детьми, но и как книга для домашнего чтения.

     Главные герои  - Карапушки на рисунках к каждой сказочной истории разные. У каждой истории – свое лицо, и это своеобразный «воспитательный секрет» педагогической технологии. Дело в том, что образы Карапушек постоянно меняются не только внешне, но и внутренне. Новизна образов героев историй акцентирует внимание детей на том, что Карапушки, общаясь друг с другом, постепенно становятся другими: добрее, справедливее, мудрее, радостнее. Заботливее, дружнее…

6 слайд. Тематика сказочных историй разнообразна. Многие события, положенные в их основу – реальные эпизоды. Взятые их жизни детских коллективов. Например,  «История о том, как Карапушки поспорили», «Как Карапушки участвовали в конкурсе», «Сказка о том, как Карапушки украшали елочку», «Необыкновенное превращение Одуванчика в паровозик», «Как Карапушки встречали праздник – День примирения» и др.

АЛГОРИТМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗОЧНОЙ ИСТОРИЕЙ И ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ К НЕЙ

Одним из основных и достаточно сложных моментов при работе с педагогической технологией является процесс ознакомления со сказочной историей и выполнения творческих заданий к ней. Сказочные истории в сборнике расположены в таком порядке, что работу по ним можно сочетать с традиционными «сезонными» мероприятиями, проводимыми в образовательной организации: праздниками, спортивными соревнованиями, творческими конкурсами и др. Каждая история по своей тематике и содержанию соответствует конкретному концептсценарию

В сказочной истории «взрослый» язык концепт-сценария переводится на «детский», с соответствующими детскому восприятию образами и понятиями. При кажущейся легкости этот процесс достаточно сложен, поскольку перед взрослым (педагогом или родителем) стоит особая задача: не только прочитать детям сказочную историю, а вызвать яркий эмоциональный отклик, помочь раскрыть и понять смысл поступков героев, рассмотреть в карапушках самих себя.

6 слайд. Алгоритм знакомства со сказочной историей
1-й этап. Работа со «Словарем основных понятий».

Знакомство происходит через цитаты, пословицы, поговорки.

2-й этап. Ознакомление с концепт-сценарием по теме

«Всегда можно найти причину для оправдания своего равнодушия»

Пример, вопросы.

3-й этап. Работа с «фотословарем»

Вопросы, что за эмоция.

4-й этап. Работа со сборником сказочных историй.

«Как карапушки учились понимать друг друга»

Приключения карапушек на снежной горке

В один из морозных зимних дней карапушки отправились кататься со снежной горки. Им очень нравилось это развлечение, потому что карапушки в зимней теплой одежде немного похожи на шарики, а все шарики  могут легко катиться с горки. Ох, какое веселье царит на снежной горке!  Кто-то катится кубарем, как снежный ком. Кто-то  скатывается с горки, как ракета, поднимая за собой целый вихрь снежинок. Кто-то катается в компании с другом, кто-то в одиночестве. Но это и неважно, потому что всем очень весело! Не смолкает заразительный смех! Как здорово, что пришла снежная зима!

И вот в самый разгар веселья среди катающихся малышей появляется новичок. У него тоже радостно блестят глазки, и он тоже хочет вместе со всеми поучаствовать в таком веселом катании! Карапушки рады новому знакомому и с интересом рассматривают его. Надо же, а новичок не такой как все! Он совсем не похож на шарик! Он, скорее, напоминает маленькую пирамидку с острой верхушкой. Его так и зовут – Пирамидка. У новичка открытая улыбка и добрые глаза.

«Присоединяйся к нам! Катайся как мы!» – кричит новичку  Звездочка и быстро скатывается с горки. Пирамидка с радостью принимает приглашение своих новых друзей и уже представляет, как он, уже через несколько мгновений, окажется у подножия горки – в мягком сугробе.

«Раз, два, три… вперед!!!» – дружно кричат карапушки. Но Пирамидка остается на месте. Он не понимает, что происходит и пытается оттолкнуться от горки руками. Но, не тут-то было! Новичок словно примерз к горке! Карапушки тоже пытаются  помочь Пирамидке скатиться вниз, подталкивая новичка в спину. Но, увы, ничего не меняется. Среди друзей возникло замешательство. Что же делать? Пришлось Пирамидке подняться и уступить место другим малышам. Он, грустно вздыхая, отошел в сторону. Ему хотелось стать совсем невидимым, чтобы никто не смотрел в его сторону с сожалением. Пирамидка не знал, как поступить. Почему же  ему никак не удается  скатиться с горки так, как это делают другие?

А карапушки снова продолжали веселое катание. Через некоторое время, казалось, уже никто и не вспоминал о случившемся, кроме Пирамидки. Он уже собрался уходить, как вдруг кто-то окликнул его.

«Пирамидка! Смотри, что у меня есть!» – радостно кричал с горки Ветерок. Он держал в руках… санки!

«Иди сюда! Теперь ты тоже сможешь кататься вместе с нами!» – Пирамидка не верил своим глазам. Как хорошо, что кто-то позаботился о нем!

«Вот это – настоящий друг!» – думал новичок, торопливо поднимаясь на горку.  Все расступились, а Пирамидка с опаской посмотрел на санки. Не  разочарует ли он снова своих новых знакомых? Но тут Ветерок подбежал к нему и потянул за руку. «Давай вдвоем поедем на санках!» – предложил он.

И вот уже Ветерок и Пирамидка вместе мчатся с горки. Другие карапушки машут им вслед. Пирамидка счастлив! Теперь он может скатываться с горы так же быстро, как это делают карапушки! И еще он очень благодарен своему новому другу Ветерку.

«Как замечательно ты все придумал! Спасибо, что ты позаботился обо мне!» – поблагодарил Пирамидка Ветерка. А тот ответил: «Это совсем не трудно, когда ты внимателен к другим!».

5-й этап. Организация мини-проекта

Интересный вопрос:

Почему у Пирамидки не получалось съезжать с горки?

Для самых внимательных и любознательных:

Что придумал карапушка Ветерок?

Задание для фантазеров:

Как вы думаете, почему другие карапушки не смогли помочь Пирамидке?

Тем, кому нравится аппликация:

Карапушки Ветерок и Пирамидка подружились. Они часто ходят на горку и вместе катаются на санках. А еще они очень любят лепить из снега крепость. Потом они раскрашивают ее цветными краскам, и получается волшебный замок.

У вас есть возможность с помощью цветной бумаги, ножниц и клея сделать объемный макет такого же волшебного замка. Проявите фантазию!

6-й этап. Проведение мега-проекта

День здоровья на тему «Снежные забавы» (из цикла «Истории карапушек: жить в мире с собой и другими?»).

Вопросы: с чем (с какими историями) ассоциируется сборник сказочных историй?  

Чему учит технология?

Если есть желание познакомиться по ближе можно зайти на сайт (ФИРО)

Федеральный ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....