"Занимательный материал как средство привлечения интереса дошкольника к процессу изучения".
статья

"Занимательный материал как средство привлечения интереса дошкольника к процессу изучения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занимательный материал как средство привлечения интереса дошкольника к процессу изучения.

                                                    Автор: воспитатель Меньших Татьяна Юрьевна

Введение.

В конце прошлого – начале нашего столетия считалось, что посредством

использования занимательного материала можно выработать у детей умение

считать, решать арифметические задачи, развивать у них желание заниматься,

преодолевать трудности. Рекомендовалось использовать его в работе с детьми

дошкольного возраста.

В настоящее время я с уверенностью могу сказать, что игровой занимательный

материал является хорошим средством развития у детей в дошкольном

возрасте интереса к предмету, к логике, к желанию проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Занимательный материал помогает нашим детям не только быстро запоминать

цифры и решать с ними несложные задачи, но и дает первые представления о

теории относительности, пространстве, времени и, самое главное, учит

творчески мыслить и находить правильные решения, как в арифметике, так и в

жизни.

Игры математического содержания помогают развивать у детей

познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому

поиску. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая

занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели - составить

фигуру, модель, дать ответ, получить результат - стимулирует активность,

проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей,

возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа

до получения результата). По личному опыту можно сказать, что дети с

большим желанием и удовольствием занимаются на занятиях по ФЭМП , и

основным фактором, поддерживающим это желание, является игровой

занимательный материал.

К сожалению, на мой взгляд, не всегда занимательный материал

соответствует основным педагогическим требованиям.

В связи с этим целесообразно рассмотреть основные педагогические

требования к занимательному материалу:

1. Материал должен быть разнообразным. Разнообразными должны быть

занимательные задачи по способам решения. Когда способ решения найден,

то аналогичные задачи решаются без особого труда.

2. Занимательный материал должен использоваться не эпизодически, а в

определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач,

игр, упражнений.

3. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и

математического развития ребенка. Это требование реализуется

благодаря варьированию заданий, методических приемов и форм

организации.

Мною описаны основные, часто применяемые на

занятиях примеры заданий, игр. Все игры и задания

воспринимаются детьми с большим интересом, с блеском в глазах. А это, на

мой взгляд, самая главная задача педагога в работе с детьми дошкольного

возраста.

Математические развлечения

В первую очередь необходимо на занятиях создать детям

эмоционально легкую и радостную атмосферу. Математические

развлечения должны быть непродолжительными (5-10 минут). Они могут

быть использованы на любом этапе занятия. Необходимо стараться

каждое занятие дополнять всевозможными развлечениями.

Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке,

истолковании. Для детей, этот вид материала является самым ярким и

интересным, причем не зависимо от их возраста.

В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.)

12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)

Кто в году 4 раза переодевается? (Земля.)

Много рук, а нога одна. (Дерево.)

Скороговорка - специально придуманная фраза с труднопроизносимым

подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка .

По утрам мой брат Кирилл

Трех крольчат травой кормил

Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены

комбинацией фигур, букв или знаков

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием,

народный афоризм.

Ноль без палочки, ноль внимания, как две капли воды.

Поговорка - краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не

составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.

Семеро одного не ждут.

Кроссворд - игра - задача, в которой фигура из рядов пустых клеток

заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по

условиям игры. Кроссворды, среди детей, пользуются большим интересом,

особенно, когда речь идет о сказках.

сказки красной ниточкой могут проходить через занятия математикой.

В этом случае можно использовать подобные кроссворды.

Вопросы:

1.«Здравствуй, красная девица, -

Говорит он, - будь царица

И роди богатыря мне к исходу (сентября) ".

2. Диву царь Салтан дивится,

Гвидон-то злится, злится…

Зажужжал он и как раз

Тётке сел на (какой) (левый) глаз.

3. Сколько богатырей в «Сказке о мёртвой царевне… »? (семь)

4. Назовите время суток, когда родился князь Гвидон. (ночь)

5. Братья дружною толпою выезжают погулять,

Серых уток пострелять, руку (какую) (правую) потешить.

Задачи – шутки - это занимательные игровые задачи. Дети очень

активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они

настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда

занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное

эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру,

преобразовать, которая увлекает его. Для их решения в большей мере надо

проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора.

1. Кто быстрее плавает утенок или цыпленок?

2. Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?

3. На одном берегу утята на другом - цыплята. Посередине островок. Кто

быстрее доплывет до острова?

4. Над лесом летели 3 рыбки. 2 приземлились. Сколько улетело?

5. Катится по столу колесо: один угол у него красный, другой зеленый,

третий желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?

6. По морю плыл большой, красивый паровоз. На палубе было много

людей. Всем было хорошо. Как звали капитана?

7. Летели два крокодила. Один красный, другой синий. Кто быстрее

долетит?

8. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько у мамы

детей?

9. Что едят крокодилы на северном полюсе?

10. Заяц пригласил на Новый год двух медведей, трех ежей. Сколько

приборов он должен поставить?

11. Собачка Жучка сказала, что видела на горке Сашу, Петю, Катю.

Сколько детей видела собачка?

12. Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько минут варится одно

яйцо?

13. На одной ноге гусь весит 5 кг. Сколько будет весить гусь, стоящий на

двух ногах?

14. 0т чего крокодил зеленый? (от хвоста)

15. У папы и мамы две дочки, а Юра родился первым. Сколько детей у

папы и мамы?

16. На столе лежало 4 яблока. Одно разрезали. Сколько стало яблок?

17. Сколько меда соберут две бабочки, если у них по одному ведру?

18. На каком языке будут разговаривать между собой немецкая и

шотландская овчарки?

19. Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?

20. Плывет по пустыне бегемот, он быстро движется вперед. Как

много елок он везет?

21. Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько стало птиц всего

возле дома моего?

22. На дереве сидели три тетерева. Охотник выстрелил в одного.

Сколько птиц осталось на дереве?

23. На столе лежало 2 яблока и 2 груши. Сколько овощей на столе?

24. Плывут два цыпленка, один лапками гребет, другой

крылышками. Который быстрее доплывет?

25. Упали два горшка железный и глиняный. Каких осколков будет

больше и почему?

26. Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

27. Сели на воду 3 воробья. Один улетел, сколько осталось?

28. Кто громче замычит петух или корова?

29. Горело 5 свечей, одна потухла. Сколько свечей осталось?

30. Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?

31. В теплые края летели птицы 2 журавля и 2 синицы. Сколько птиц

летело в теплые края?

32. Весной с юга кто раньше прилетает ласточки или воробьи?

33.У стола 4 угла. Если один отпилить, сколько углов останется?

34. Когда собака бывает в конуре без головы?

35. Один банан падает с елки каждую минуту. Сколько их упадет за пять

минут?

36. Ехал автомобиль. Толька завернул за угол пошел дождь. Как

звали шофера, и какой был номер? (Толька, мокрый)

37. Сколько концов у 5 палок?

38. Как разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый

мог получить по яблоку, и одно осталось в корзине?

39. Какой цвет волос у колобка?

40. Меня зовут Толей. У моей сестры только один брат. Как его зовут?

41. Из какой посуды нельзя ничего съесть? (пустой)

42. Как в решете воды принести? (лед)

43. В море плавало 9 пароходов. Два парохода пристали к пристани.

Сколько пароходов осталось в море? (9)

44. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела яблоня, а

потом еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело?

45. У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 спереди, 2 сзади. Сколько

ног у животного?

46. В 10 часов малыш проснулся. Когда он лег спать, если он

проспал 2 часа?

47. Сколько орехов в пустом стакане?

48. Гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, если он встанет на одну

ногу?

49. Один ослик несет 10кг. сахару, а другой 10кг. ваты. У кого ноша

тяжелее?

50. Бабушка связала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3

шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?

51 . Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?

52. В 12 часов ночи шел снег. Может ли быть, спустя несколько

дней, в это же время солнечная погода?

53. Что случилось 31 февраля?

54. Почему человек назад оглядывается?

55. До какого места заяц бежит в лес?

56. Что остается в коробке, если вынуть спички?

57. 0т чего кошка бегает? (летать не умеет)

58. Может ли петух себя птицей назвать?

59. Где вода столбом стоит? (колодец, стакан)

60. Почему собака бегает?

61. Зачем вода в бутылке?

62. Какой год продолжается один день?

63. Может ли дождь 2 дня подряд идти?

64. У кого есть шляпа без головы, и нога без сапога?

65. Когда черной кошке легче всего пройти в дом? (когда дверь открыта)

66. Из какой посуды не едят?

67. На что Степка шляпу купил?

68. Почему львы едят сырое мясо?

69. Без чего дома не построишь?

70. Без чего хлеба не испечёшь?

71. Во время дождя, под каким кустом заяц сидел?

72. Какой вещи очень верит человек? (замку)

73. Где сухого камня не найдёшь?

74. Может ли страус назвать себя птицей?

75. Неожиданно пошёл сильный дождь. Однако Андрей, Вова, Коля и

Алёнка не промокли. Почему?

76. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули, тянули и наконец

вытянули репку. Сколько глаз увидели репку?

77.Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей.

Сколько птиц? Ответь скорей!

78.У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок.

Сколько у бабушки внуков?

79.У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7

кадушек, сколько было бы лягушек?

80. Первый Назар шёл на базар, второй Назар купил товар. Какой Назар

купил товар, какой шёл без товара?

81. Назови 5 дней, не называя чисел не называя дни недели

82. Летела стая гусей: 2 впереди, один позади, 2 позади и один впереди.

Сколько летело гусей?

83. Сидят 3 белки на ветках, против каждой белки 2 белки. Сколько их

всего?

84. Сын с отцом, да отец с сыном, да дедушка с внуком. Сколько всех?

85. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

86. Сколько хвостов у двух ослов?

87. Летело 10 уток. Охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток

осталось?

88. Стоит в поле дуб. На дубе по 3 ветки. На каждой ветки по 3 яблока.

Сколько всего яблок?

89. Сколько рогов у двух рогов?

90. Сколько шей у 5 журавлей?

91. Что было завтра, а будет вчера?

92. Когда козе исполнится 7 лет, что будет дальше?

93. Пара лошадей пробежала 20км. Сколько километров пробежала

каждая лошадь?

94. Несла бабка в город 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось?

95. Какие цифры о себе могут сказать. «Повернешь меня вниз головой, и я

стану другой»?

Геометрические конструкторы: «Танграмм», «Пифагор», «Колумбово

яйцо», «Волшебный круг» и др. в которых из набора плоских геометрических

фигур требуется создать сюжетное изображение;

Игра «Танграмм»- является самой древней головоломкой. Эта игра была

известна в Китае еще четыре тысячелетия назад. Игра развивает воображение,

логическое мышление, помогает овладеть навыками пространственного

воображения. «Танграмм»-это семейная игра в нее могут играть как дети, так

и взрослые.

сложите детали танграма в рамку квадрата, назовите форму деталей, из которых

они состоят.

Придумайте сами и соберите из деталей танграмма, например, самолет, дом,

машину и т. д. Из его кусочков можно моделировать различные предметы и

образы.

Лабиринты - упражнения, выполняемые на наглядной основе и

требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности

действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до

конечной точки.

Логические задачи и упражнения

Для формирования познавательного интереса дошкольника

рекомендую включать в каждое занятие иллюстрации, упражнения на

развитие логического мышления, в том числе игры на развитие памяти.

Эти задания побуждают детей рассуждать, обобщать, находить свои

индивидуальные, порой оригинальные пути решения задач. Следует

формировать умение устанавливать логические причинно-следственные

связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения. Для этого

используются игровые упражнения и иллюстрации. Они

развивают логику ребенка, тем самым стимулируют познавательный

интерес к математике.

Упражнения по поиску недостающей фигуры, в которых, анализируя

предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить

закономерность в наборе признаков, их чередование, и на этой основе

осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ее ряд или заполняя

пропущенное место;

Упражнение «Кого не хватает?»

Задание: Назовите, кто может скрываться в пустой клеточке? Почему?

Словесные логические упражнения.

1. Назовите часть суток, которую я не назову. Слушайте внимательно:

«Утро, день, ночь» (вечер)

2. Назовите число, которое я пропустила:

«Один, два, три, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять» (четыре)

3. Назовите день недели, который я пропустила:

«Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье» (четверг)

4. Назовите время года, который я не назвала:

«Осень, зима, лето» (весна)

5. Назови лишнее слово в ряду слов:

–зима, весна, среда, лето, осень (среда)

–утро, день, зима, ночь, вечер (зима)

–один, два, круг, три, четыре, пять (круг)

–плюс, минус, пятница, равно, не равно (пятница)

–круг, квадрат, треугольник, декабрь, прямоугольник, овал (декабрь).

Упражнение «Запомни и нарисуй».

Цель: развитие логического мышления, фантазии, быстроты

реакции, концентрации слухового внимания, пространственного воображения.

Задание: (Читается 2 раза) Предложить детям:

1) нарисовать 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя

бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.

2) нарисовать 5 квадратов разного цвета и размера так, чтобы

четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький.

3) нарисовать семь грибов разного цвета и размера так, чтобы второй

гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний –

самый маленький.

Игры на развитие памяти.

Игра: "Узнай предмет".

Задание: Ребенку завязывают глаза, и по очереди кладут в его

вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не

произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что это за вещь. После

того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все

эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в

руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять

2 мыслительные операции - узнавание и запоминание.

Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие

игрушки. Рассмотреть, подержать. Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки

кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет

возвращается к остальным. Открыв глаза, ребенок должен найти предмет.

Игра: "Чудесный мешочек".

Задание: В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными

свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный

коробок. Ребенок на ощупь должен определять один за другим предметы в

мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети

могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям

постарше дают уже наполненные мешочки.

Игра: "Делай, как я".

Задание: На первом этапе педагог становится за спиной ребенка и

проделывает несколько манипуляций с его телом - поднимает его руки,

разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит его

повторить эти движения.

На втором, более сложном этапе, педагог сам делает несколько движений, а

ребенок повторяет их, потом он совершает свои движения, а педагог повторяет

за ним.

Игра: "Нарисуй фигуру".

Задание: Ребенку показывают4-6 геометрических фигур, просят его

нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить

ребенка воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

Игра: "Кто знает больше".

Задание: Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов

заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных

предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное

время. Повторы не считаются!

Игра: «Жук».

Задание: Поле как для шахмат, но вначале можно сделать 10 клеток на 8.

Одна игрушка ставится в любое место. Вначале дается команда, только потом

можно ходить, к примеру: 3 шага влево, 2 вниз. В дальнейшем можно брать 2, 3

игрушки. Для них дается команда и только потом можно передвигать игрушки.

Можно разделить, к примеру: зайчик ребенку, а динозавр – маме.

Игра: «Коробочки».

Задание: для этой игры нужно несколько разных коробочек, не менее 6

штук. Подберите штук 10 разных мелких игрушек. В дальнейшем можно

использовать буквы, цифры, картинки. На глазах ребенка положите в несколько

коробок игрушки, перемешайте коробки, надо отгадать, где что лежит. В

дальнейшем можно положить игрушки во все коробки. Можно давать ребенку

коробки в руки, чтобы он мог потрясти, наклонять их.

Игра: «Ассоциативная память»

Задание: Надо взять несколько пар картинок, чем-то связанных между

собой. Например: цветная карточка и картинка такого же цвета, число и

картинка с таким же количеством предметов, любые пары картинок, связанные

между собой – снег и валенки, спортсмен и коньки. Вначале надо взять 5 пар и

правильно положить, затем ребенок отворачивается или закрывает глаза,

перемешиваем второй ряд, ребенку надо восстановить пары.

Дидактические игры

Из всего многообразия занимательного материала в дошкольном

возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основная

цель: учить решать логические задачи на разбиение по свойствам;

знакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов,

размером; развивать процессы памяти, внимания, воображения,

творческие способности [1]. В дидактических играх есть возможность

формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования

количественных, пространственных, временных представлений детей.

Игра: «Закончи ряд»

Цель: Развитие умения видеть образец, шаблон и составлять по нему

цепочки.

Задание: Ребенку предлагаются различные варианты карточек, в которых

он должен будет продолжить цепочку геометрических фигур.

Игра: «Загадка в пустом квадрате»

Цель: Развитие умения пользоваться наглядной моделью при решении

элементарных логических задач на классификацию; учить различать

геометрические формы; закреплять знания детей о цвете; учить детей

подбирать недостающую геометрическую фигуру, соответствующего цвета.

Задание: Ребенку предлагают картинку с тремя геометрическими

фигурами разного цвета. Ребенок должен найти четвертую, недостающую

геометрическую фигуру, соответствующего цвета, и выложить ее на свободное

место на картинке. Ребенку предлагается объяснить: почему он положил такую

фигуру.

Игра: «Веселые гусеницы». Данная игра создана для формирования

навыков установление рядов по разным основаниям. Эта игры организуются

как совместная, так и индивидуальная, и в целом она способствуют

умственному развитию детей.

Цель: Составление гусеницы из а) геометрических фигур, которые могут

чередоваться по форме, цвету, оттенкам одного цвета, по размеру; из б)

цифровых кружков.

Игра: «Геометрические формы».

Все геометрические материалы

сделаны из подручных материалов, а именно, из остатков линолеума. Все

детали одного цвета делают акцент на форму и величину - (круг-большой и

маленький, квадрат-большой и маленький, треугольник-большой и маленький,

прямоугольник-большой и широкий, маленький, большой и узкий, и

дополнительные фигура-овал-большой и маленький). Данные игры расширяют

кругозор детей, ФЭМП, обогащает сенсорный опыт, закрепляют умение

выделять форму и величину. Детки называют геометрические. формы,

выкладывают дорожки длинные и короткие, башни высокие и низкие, домики

большие и маленькие, сравнивают величину геометрических фигур и

количество путем наложения и приложения.

Варианты игр:

Игра: " У кого какая фигура".

Цель: Формирование умения сравнивать фигуры, развивать

наблюдательность.

Задание: Педагог раздает детям по одной геометрической фигуре (так

чтобы другие дети не видели, какая фигура у товарища). Затем по очереди,

начинают описывать свою геометрическую фигуру. Если дети отгадали,

показывает, если нет, пробует описать снова.

Ира: " Уточним цвет".

Цель: Упражнение детей в различении цвета.

Задание: проводится аналогично предыдущей игре, только дети

пытаются описать цвет геометрических фигур (у меня круг цвета одуванчиков

и.т.д.)

Игра: " Найди пару".

Цель: упражнение детей в подборе геометрических фигур, отличающихся

друг от друга по цвету (размеру).

Задание: На ковре рассыпаны наборы геометрических фигур. Педагог

показывает большой красный круг, дети находят ему пару.

Игра: " Построим пирамиду".

Цель: формирование умения строить пирамиду по описанию педагога.

Задание: Давайте с вами построим пирамиду. Внизу самый большой круг

будет красного цвета, следующий круг поменьше будет синего цвета, еще

поменьше круг зеленого цвета, и. т. д.

Игра: " Составь узор"

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: Педагог диктует ребенку, где какая геометрическая фигура

должна лежать. (Положи большой зеленый круг, справа положи красный овал,

слева синий овал, вверх положи белый овал, вниз положи желтый овал).

Игра: " Запомни узор"

Цель: развитие зрительной памяти.

Задание: Теперь педагог сам выкладывает узор, дает ребенку время,

чтобы его запомнить, затем убирает и, ребенок должен по памяти составить

узор.

Игра: «Что изменилось?»

Цель: обучение навыкам запоминания.

Задание: Проводится аналогично, только когда ребенок закрывает глаза,

педагог меняет одну из фигур.

Игра: "Дорисуй фигуру"

Цель: развитие целостности восприятия.

Задание: Педагог начинает рисовать геометрическую фигуру, ребенок

продолжает.

Игра: " Что забыл нарисовать художник? "

Цель: развитие наблюдательность, умения использовать при восприятии

свой прошлый опыт и знания.

Задание: Педагог показывает ребенку рисунок - геометрические фигуры,

где нет угла или какой - нибудь из сторон. Ребенок завершает рисунок.

Игра: " Четвертый лишний"

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным

признакам и обобщать.

Задание: Педагог выкладывает три красных квадрата и один синий.

Ребенок определяет, что лишнее.

Игра: " Форма"

Цель: развитие наблюдательности, ориентировании на форму.

Задание: Педагог показывает круг, ребенку примерно за одну минуту

нужно принести три предмета круглой формы.

Дидактическая игра: «Укажи дорогу».

Цель: Упражнение детей в расположении предметов и их изображений на

листе бумаги (левый верхний угол, правый нижний угол, центр), развитие

зрительной памяти, мышления, внимания.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Колобок»,

беседа по содержанию.

Задание: Для закрепления восприятия цвета предлагается следующее

упражнение: ребенок за 1 минуту должен назвать 4 предмета определенного

цвета (красного, синего, желтого, зеленого). Повторять предметы не

разрешается.

Далее, дается схема расположения героев сказки на листе бумаги:

• в верхнем левом углу – волк;

• в нижнем левом углу – заяц;

• в верхнем правом углу – медведь;

• в нижнем правом углу – лиса;

• в центре – колобок.

Дается установка: стрелка, показывающая путь колобка от одного героя к

другому определенного цвета.

Задание: Надо указать стрелкой путь колобка от дома к лисе по

указанному направлению:

• От колобка к зайцу – желтая дорога;

• От зайца к волку – зеленая дорога;

• От волка к медведю – красная дорога;

• От медведя к лисе – синяя дорога.

Предложить ребенку назвать место расположения одного из героев, цвет

проложенной дороги от и до какого-либо героя для закрепления ориентировки в

пространстве.

Игра «Математическое лото».

Цель: закрепление знаний цифр, умения соблюдать очередность

действий, проявления выдержки.

Задание: Детям предлагается поочередно выставлять карточки.

Последующая карточка должна начинаться с предыдущей цифры.

Игра «Рукавички»

Данная игра проводится в начале года и в конце, при изучении темы

«Пара предметов» и на итоговом занятии «Одинаковый – разный». Ребятам

очень нравятся яркие рукавички, а мне - возможность ненавязчивого

закрепления материала.

Цель: закрепление знаний о цвете, о геометрических фигурах, понятиях

одинаковый - разный, развитие наблюдательности, внимательности.

Варианты игр:

1. Раскладываем все рукавички. Задание: найди - одинаковые.

2. Задание: найди указанную рукавичку (красного цвета с широкими

полосками, с большими квадратами, с большими красными треугольниками, с

маленькими кружками и т. д.)

3. Показываем рукавичку. Задание: Какие фигуры здесь изображены? Какого

цвета полоски/треугольники?

4. Раскладываем рукавички картинкой вверх. Показываем на 1 минуту,

переворачиваем. Задание: найди пары. (угаданные пары убираются с игрового

поля).

5. Опиши свою рукавичку. (Например: у меня жёлтая рукавичка с большими

красными треугольниками.)

Игра "Рыболовы"

Цель: закрепление навыков счета, умения составлять и решать задачи,

сравнивать числа.

Задание: Детям предлагается задание, например: "Волк поймал 7 рыбок,

а лиса на 1 больше. Сколько рыбок поймала лиса? Кто больше поймал рыб? На

сколько? " И т. п. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

Побеждает тот, кто больше наберет фишек.

Игра «Помоги ежику собрать яблоки».

Цель: закрепление знаний о составе чисел.

Задание: Детям предлагается задание, например: « Ежику, для своей

семьи надо набрать 6 яблок. Ежиха хочет помочь ему, но не знает, как набрать

и красных, и желтых яблок, чтобы всего получилось число 6. Ребята, помогите

им».

Игры-сказки

Особый интерес вызывают игры, оформленные в виде сказок, маленький

историй, веселых рассказов.

Они предназначены для создания у ребенка доброго

отношения к цифрам, ко всему неодушевленному, воспитания сочувствия,

сопереживания. Детям дается понимание того, что безвыходных ситуаций не

бывает. Слушая содержание такой игры - сказки, дети знакомятся с цифрой

Нуль. После прослушивания сказки, дети могут ответить на вопросы

Игра-сказка: « Про нуль».

Однажды цифры поспорили с Нулем:

- Ты хотя и число, но ровнехонько ничего не значишь! Вот мальчик возьмет

цифру «два» и поставит два кубика, а возьмет «нуль» и ничего не поставит.

-Правда, правда, ни-че-го,- сказала Пятерка.

-Ни-че-воч-ка, ни-че-воч-ка,- затараторили цифры.

И с тех пор всегда, когда проходил мимо нуль, цифры кричали ему вслед

обидное прозвище – ни-че-воч-ка.

Расстроился бедный нуль, зашел в свой домики стал думать, как же доказать

всем, что он тоже полезный, он тоже много значит для всех. И конечно же,

выход всегда найдется!

- Вы ничего не понимаете, - сказал Нуль. - Вот Единица. Ты большое или

маленькое число?

- «Маленькое» -ответила Единица.

-А хочешь вырасти?

- Да кто же этого не хочет, конечно!

-Тогда давай я встану рядом с тобой справа. Чем ты теперь стала? Отвечай! А

если я встану рядом с тобой справа, Пятерка, что ты будешь означать?

-Посмотрите, как вы все выросли!

Все цифры, возле которых становился нуль, вырастали мгновенно в 10 раз.

- Я увеличиваю каждое число в 10 раз, а вы меня ничевочкой прозвали.

Цифрам стало стыдно за этот поступок. Они окружили Нуль, попросили у него

прощение и с тех пор стали неразлучными друзьями!

Вопросы:

-Из-за чего Нуль расстраивался и огорчался?

- Почему Нуль все таки не стал одиноким? (стал искать выход, и конечно же,

нашел его).

- Кого Вам было жалко в этой ситуации?

- Какой выход нашел Нуль?

- Как же изменяет Нуль каждую цифру, встав справа?

- Какое чувство испытали цифры, когда поняли что были не правы?

- А если бы вы оказались на месте Нуля, как бы Вы поступили?

- Были в Вашей жизни ситуации, когда Вы обижали кого-то, а потом пожалели

об этом? Расскажите.

Заключение

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления

личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об

окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение

к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения,

складывается характер. Именно на этом этапе жизни ребенка, педагогу

чрезвычайно важно использовать в своей работе игровой занимательный

материал т. к. он является хорошим средством развития у детей

познавательного интереса к предмету, логики и доказательности рассуждений,

желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на

проблеме. Игровой занимательный материал является средством комплексного

воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и

волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает

активную позицию в самом процессе учения. Это комплексное воздействие

преследует глобальную цель – формирование познавательного интереса к

занятиям посредством игрового занимательного материала.

Анализируя свой педагогический опыт, и ежегодно проводя мониторинг

образовательных результатов, я каждый раз убеждаюсь и прихожу к выводу,

что благодаря разнообразию и постоянству использования игрового

занимательного материала, ребенок успешнее и быстрее осваивает

образовательную программу, у него появляется осознанная

заинтересованность, любознательность и, наконец, познавательный интерес к

занятиям.

Поэтому, экспериментируйте, заинтересовывайте, удивляйте, делайте

успешными своих детей.

Список литературы

1. Абашина, В. В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей

дошкольного возраста (на материале математики) [Текст]: учебное

пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших

учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005. -

137 с.

2. Абдрашитов, Б. М. Учитесь мыслить нестандартно [Текст] / Б. М.

Абдрашитов, В. Н. Шмехунов. - М.: Академия, 2004.

3. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения [Текст] /

Ф.Н. Блехер. - М., Просвещение, 2003. - 413 с.

3-е изд., испр. и доп.- М.: Педагогическое общество России, 2000. - 144 с.

4. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст]: методическое

пособие для воспитателей / Т. И. Ерофеева. – СПб.: Владос, 2007.

5. Михайлова, З. А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников

[Текст] / З. А. Михайлова. - М.: Речь, 2000.

38

6. Михайлова, З. А. Математика - это интересно. Игровые ситуации для

детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие для педагогов

ДОУ / З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб., 2002. - 112 с.

7. Тихомирова, Л. Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных

способностей детей [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У –

Фактория, 2006. - 240 с.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Занимательный материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников".

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ТРЕМЯ КОНСПЕКТАМИ ОБУЧАЮЩИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА СО СВОЙС...

Статья на тему «Занимательный материал как средство развития логического мышления у дошкольников»

Использование занимательных игр для развития логического мышления дошкольников....

Консультация для родителей «Игровой занимательный материал как средство развития познавательного интереса к математике».

Предложенный материал способствует развитию познавательного интереса, умения искать творческие решения  поставленных задач....

Сообщение по теме:«Занимательный материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников.»

Занимательный материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников...

Актуальность использования литературно – занимательного материала для развития познавательного интереса к математике у дошкольников

Актуальность использования литературно – занимательного материала для развития познавательного интереса к математике у дошкольников....

Статья "ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

    Аннотация.  В статье раскрываются особенности  использования занимательного материала и их разнообразие для формирования математических  представлений....

Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста

Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особеннос...