Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста
статья по математике (старшая группа)

Анна Ануфриева

Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста

 

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Познавательный интерес- ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на владение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П.Архипова, Н.А.Беляева, Л.И.Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:

- интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;

- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;

- создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста

 

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Познавательный интерес- ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на владение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А.П.Архипова, Н.А.Беляева, Л.И.Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:

- интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;

- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;

- создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.

Н.Г. Белоус, Р.Л. Березина, Л.Н. Вахрушева, Е.П. Гуменникова, Т.И.Ерофеева, З.А.Михайлова, Е.В.Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать, или тормозить процесс познания.

Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.

Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно - пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, а также игры, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми.

Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность. Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, все занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Часто в практике обучения дошкольников дидактическая игра приобретает форму игрового упражнения. В этом случае игровые действия детей, результаты их направляются и контролируются педагогом. Так, с целью показа детям способа установления поэлементного соответствия в младшей группе можно провести игровое упражнение «Посадим кукол на стулья». Здесь каждое практическое действие воспитателя, а затем и детей обыгрывается. Каждый раз подчеркивается количественное соответствие: 1 кукла - стул 1.

В старшей группе с целью упражнения детей в группировке геометрических фигур проводится упражнение «Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку». Детям предлагается рассмотреть, как геометрические фигуры расположены, в какие группы и по какому признаку объединены, затем ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовать Чебурашке. Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов находится треугольник, в группе фигур синего цвета – красная и т.д.

Итак, дидактические игры и игровые упражнения математического содержания- наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь на лицо поиск хода решений выдвижением гипотезы, проверкой её, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7) лет головоломки с палочками (можно использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идёт трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счётных палочек для составления из них наглядно представленных задач – головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры.

Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

  1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
  3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

В ходе обучения способам решения, задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, с тем, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель – учить детей приёмам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая ни каких готовых приёмов ,способов , образцов решения.

Дети 6-7 лет в дальнейшем могут сами придумывать элементарные задачи на смекалку (с палочками). Для этого педагогу необходимо провести беседу с детьми о том, что как придумывать такие задачи.

В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды не сложных логических задач и упражнений. Эти задачи на нахождение пропущенной фигуры, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и другие, например:

1.Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему ?

2. Найди и покажи на чертеже 5 треугольников

3.Какое число надо поставить в пустую клетку ?

Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. В ходе занятия в старших группах они используются в качестве «умственной гимнастики» в начале занятия.

Из многообразия математических игр и развлечений старшим дошкольникам доступны, интересы загадки и задачи – шутки.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения: два конца, два кольца а посредине гвоздик. 4 братца под одной крышей живут В году у дедушки 4 имени. 4 ноги а ходить не может и т.д.

Задачи – шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом.

Для решения их надо в большей мере проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Например,

  1. как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить их в угол стола).
  2. У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье ? (4).
  3. Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? и т.д.

Назначение загадок и задач – шуток состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.

Загадки, задачи – шутки могут быть предложены детям в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в данном случае состоит в создании у ребят положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии активности. А так же на протяжении занятия, особенно при переходе от одной части занятия к другой смене деятельности, занимательные задачи могут служить средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха. Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга, или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

Одна из несложных игр – «Танграм» ещё называют её «головоломкой из картона». Игра проста в изготовлении. Квадрат 8x8 см из картона или пластика одинаково окрашен с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя всего семь частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Успешность освоения игры зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно- двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. На первом этапе ознакомления с игрой дети знакомятся с набором фигур в игре, преобразованием их с целью составления из 2-3 имеющих новой. Дети называют фигуры, сравнивают все треугольники по величине, определяют общее количество. С начала, составляют по заданию воспитателя: составить четырехугольник из большого и среднего треугольника. Составить новую фигуру из квадрата и двух маленьких треугольников. Затем показать таблицы и дети последовательно составляют фигуры, рассказывают, как они делали, называют их. После этого детям предлагают образцы фигур- силуэтов. За играми на составление фигур расчлененного образца детям предлагается более сложная и интересная игра- воссоздание фигур по образцам контурного характера (не расчлененным) Этот этап освоения игры является, доступен детям 6-7 лет при условии их обучения. Подобные игры игре «Танграм»- это игра- головоломка «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг».

Все эти игры можно и нужно использовать и вне занятий. В утреннее и вечернее время проводятся игры математического содержания настольно-печатные, такие, как «Домино-фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки, шахматы и др.

При правильной организации и руководстве со стороны воспитателя эти игры помогут развитию познавательных способностей у детей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению конкретных задач, индивидуальной работы с детьми, совершенствованию математических представлений, но этого недостаточно для развития многообразных интересов и склонностей дошкольников. Дидактические игры организуются и направляются воспитателем (дети редко играют в них по собственному желанию). В группе можно создать условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала. Можно организовать уголок занимательной математики это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно, используя для этого обычные предметы детской мебели: стол, шкаф, обеспечив свободный доступ детям к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность в свободное от занятий время выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Организация уголка занимательной математики возможна, начиная со средней группы, Успех игровой деятельности в организованном в группе уголке занимательной математике определяется интересом самого воспитателя к занимательным задачам для детей. Заинтересованность, увлечённость педагога- основа для проявления детьми интереса к математическим задачам, играм. Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал с тем, что бы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, лабиринты; игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур, силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Неиссякаемые возможности для творчества скрыты в играх «Танграм» , «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» и др. В течении года, по мере освоения игр, следует расширять их ассортимент, вносить новые, более сложные.

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному развивающему материалу поможет решить ряд педагогических задач.

С этой целью следует ознакомить родителей с разными видами занимательных современных развивающих игр и упражнений, их назначением и развивающим влиянием, а так же методикой руководства соответствующей детской деятельностью. На конкретных примерах знакомлю родителей с педагогическими положениями о развивающем воздействии игр с занимательным материалом. Работу с родителями и детьми следует вести одновременно. Этим будет обеспечено разностороннее воздействие на ребят, направленное на воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучение их способам поиска ответа, решения.

Формы и методы работы с родителями по данной проблеме: это тематические беседы и консультации на темы: «как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала», занимательные игры – что это ? «Математический КВН» с родителями и их детьми.

Наблюдения за детьми показали, что они с большим желанием откликаются на предложениях участвовать в играх с математическим содержанием. Дети самостоятельно выбирали игры в уголке занимательной математики. У детей повысился интерес к математике. Они стали более активны не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Таким образом, проведённая работа показала, формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала, это возможно при условии систематического использования занимательного материала, как на занятии, так и в самостоятельной деятельности ребёнка. При этом взрослому важно обеспечить детскую активность и самостоятельность в процессе поиска решения.

 

Из опыта работы по теме воспитателя МБДОУ «Детский сад «Ивушка» Бордачевой Ирины Николаевны

 

 

 

 

Литература

  1. Абашина В.В. управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математике) : Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. 2-е изд., испр. И доп.- Сургут : РИО СурГПИ, 2005. -137с.
  2. Математика для школы : пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Сост. Михайлова З.А. , Непомнящая р.Л.-СПб.: «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2003. ч.1 -191с.
  3. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. математика – это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста : Методическое пособие для педагогов ДОУ.- СПб., 2002.-112с.
  4. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада.- СПб.: Акцент, 1996.-128с.
  5. Смоленцева А.А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя детского сада.-М.: просвещение, 1987.