Консультация для воспитателей "Средства воспитания познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Курникова Наталья Владимировна

Средства воспитания познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста

Познавательный интерес - избирательное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получить больше знаний о природе, овладевать новыми умениями и навыками по их применению в самостоятельной деятельности.

В результате использования методов Калугиной выделены следующие особенности познавательного интереса к миру растений у детей 5-6 лет:

- дети знают и называют лекарственные, комнатные растения; растения луга, поля, цветника; узнают и называют растения на картинках;

- подавляющее большинство интересов ребят лежит в области физиологии растений;

- большинству дошкольников мир растений не интересен: они не говорят, с ними не поиграть;

- отмечена разнонаправленность проводимой со стороны родителей работы по формированию познавательного интереса к миру растений и отношением ребят к данной работе. Так, основное содержание работы родителей по формированию познавательного интереса заключается в рассматривании иллюстраций, чтению художественной литературы, детских энциклопедий. А в ситуации выбора дети предпочитают узнать о результатах опыта, а не о продолжении сказки;

- некоторые противоречия выявлены в источниках знаний о растениях (дети отдают предпочтение наблюдению, родители - энциклопедиям, иллюстрациям, познавательной литературе);

- наиболее часто в числе знакомых сказок дети называют «Репку»«Волшебную дудочку»«Аленький цветочек», где больше отмечено развитие нравственных качеств, растения показаны как атрибут, но нет особой познавательной нагрузки.

Основное средство формирования познавательного интереса - сказки экологического содержания (проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня).

Работу по ознакомлению необходимо осуществлять поэтапно:

- рассматривание рисунков, картинок растения, фотографии;

- чтение познавательной сказки;

- беседа о прочитанном;

- пояснения воспитателя;

- повторное чтение;

- пересказ детей;

- игра-перевоплощение.

Прежде чем прочитать детям сказку, нужно проработать её текст, определить цель («Маленькие путешественницы» - сформировать представления о семенном размножении растений (незабудка) с помощью муравьев, об особенностях приспособления к местообитанию, развивать интерес к данному виду размножения). Нужно отобрать рисунки, картинки, фотографии, изображающие героя сказки.

У дошкольников наглядно-образное мышление, поэтому наглядность способствует формированию представлений о мире растений.

Обращая внимание на образно-эмоциональную выразительность сказки, необходимо менять интонации при чтении, высоту, тембр, силу и темп голоса; включать мимику. Для беседы по сказке надо подобрать вопросы репродуктивного и поискового характера. Для лучшего понимания использовать игры-перевоплощения.

Таким образом, учитывая особенности познавательного интереса к миру растений, а именно наличие интереса детей к появлению и значению цветков для самого растения, отсутствие понимания значения растений в жизни на планете и человека в частности, нужно разработать, отобрать и переработать познавательные сказки,которые следует разделить на три группы:

1. Сказки, в содержание которых включено формирование представлений об особенностях и разнообразии способов размножения растений, т. е. средства,необходимые для размножения: животные, насекомые, ветер.

2. Сказки, в содержание которых включены представления о значении растений в жизни животных и человека.

3. Сказки об охраняемых растениях.

Для формирования у детей представлений об особенностях и многообразии способов размножения растений можно использовать сказки «Маленькие путешественницы»«Шиповник»«Добрые дела маленькой феи».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательный интерес - избирательное, эмоционально-окрашенное отношение ребенка к объектам природы, проявляющееся в стремлении получить больше знаний о природе, овладевать новыми умениями и навыками по их применению в самостоятельной деятельности.

В результате использования методов Калугиной выделены следующие особенности познавательного интереса к миру растений у детей 5-6 лет:

- дети знают и называют лекарственные, комнатные растения; растения луга, поля, цветника; узнают и называют растения на картинках;

- подавляющее большинство интересов ребят лежит в области физиологии растений;

- большинству дошкольников мир растений не интересен: они не говорят, с ними не поиграть;

- отмечена разнонаправленность проводимой со стороны родителей работы по формированию познавательного интереса к миру растений и отношением ребят к данной работе. Так, основное содержание работы родителей по формированию познавательного интереса заключается в рассматривании иллюстраций, чтению художественной литературы, детских энциклопедий. А в ситуации выбора дети предпочитают узнать о результатах опыта, а не о продолжении сказки;

- некоторые противоречия выявлены в источниках знаний о растениях (дети отдают предпочтение наблюдению, родители - энциклопедиям, иллюстрациям, познавательной литературе);

- наиболее часто в числе знакомых сказок дети называют «Репку»«Волшебную дудочку»«Аленький цветочек», где больше отмечено развитие нравственных качеств, растения показаны как атрибут, но нет особой познавательной нагрузки.

Основное средство формирования познавательного интереса - сказки экологического содержания (проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня).

Работу по ознакомлению необходимо осуществлять поэтапно:

- рассматривание рисунков, картинок растения, фотографии;

- чтение познавательной сказки;

- беседа о прочитанном;

- пояснения воспитателя;

- повторное чтение;

- пересказ детей;

- игра-перевоплощение.

Прежде чем прочитать детям сказку, нужно проработать её текст, определить цель («Маленькие путешественницы» - сформировать представления о семенном размножении растений (незабудка) с помощью муравьев, об особенностях приспособления к местообитанию, развивать интерес к данному виду размножения). Нужно отобрать рисунки, картинки, фотографии, изображающие героя сказки.

У дошкольников наглядно-образное мышление, поэтому наглядность способствует формированию представлений о мире растений.

Обращая внимание на образно-эмоциональную выразительность сказки, необходимо менять интонации при чтении, высоту, тембр, силу и темп голоса; включать мимику. Для беседы по сказке надо подобрать вопросы репродуктивного и поискового характера. Для лучшего понимания использовать игры-перевоплощения.

Таким образом, учитывая особенности познавательного интереса к миру растений, а именно наличие интереса детей к появлению и значению цветков для самого растения, отсутствие понимания значения растений в жизни на планете и человека в частности, нужно разработать, отобрать и переработать познавательные сказки,которые следует разделить на три группы:

1. Сказки, в содержание которых включено формирование представлений об особенностях и разнообразии способов размножения растений, т. е. средства,необходимые для размножения: животные, насекомые, ветер.

2. Сказки, в содержание которых включены представления о значении растений в жизни животных и человека.

3. Сказки об охраняемых растениях.

Для формирования у детей представлений об особенностях и многообразии способов размножения растений можно использовать сказки «Маленькие путешественницы»«Шиповник»«Добрые дела маленькой феи».

+❤ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг познавательного интереса к сказкам у детей старшего дошкольного возраста

В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длит...

Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

     Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем н...

Тема: "Развитие познавательных интересов и способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Тема: "Развитие познавательных интересов и способностей у детей старшего дошкольного возраста"     Составила:Воспитатель высшей квалификационной категорииВаулина Ири...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по формированию познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста "Я И ПРИРОДА"

Данное методическое пособие адресовано воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. Методическое пособие представляет собой описание использования прак...

«Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В последние годы Интернет и продвинутые гаджеты вытесня...

Консультация для родителей «Игра как средство воспитания интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Игра как средство воспитания интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста»...