Мониторинг познавательного интереса к сказкам у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа) по теме
В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring.doc | 41.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
города Нефтеюганска
«Центр развития ребенка – детский сад №8»
« Мониторинг познавательного интереса к сказкам у детей старшего дошкольного возраста »
Выполнила:
Воспитатель
О. В. Кульмакова
« Мониторинг познавательного интереса к сказкам у детей старшего дошкольного возраста »
ИНТЕРЕС (от лат. interest - имеет значение, важно), 1) в социологии - реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т. п. - участвующих в них индивидов, социальных групп, 2) В психологии - отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет.
Интерес - эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности - и характеризующееся побудительностью этой деятельности.
В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Познавательный интерес - проявление и стремление ребенка познать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.
ЦЕЛЬ: осуществить мониторинг сформированности познавательного интереса к сказкам у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить критериально - уровневые характеристики (компоненты, критерии, показатели, уровни, диагностический инструментарий развития интереса к русской народной сказке у детей 5-6 лет);
2. Определить состояние практики ДОУ в аспекте формирования развития познавательного интереса к русской народной сказке;
3. Выявить готовность к взаимодействию родителей с ДОУ в формировании развития познавательного интереса к русской народной сказке у детей 5-6 лет.
Для решения 1 задачи нами были на основании изучения психолого педагогической литературы нами выделены компоненты, критерии (В. И.Логинова, П.Г.Саморукова) и показатели ( А. И. Герцена).
Критерии и показатели формирования познавательного интереса к сказкам у старших дошкольников (Л.Г. Нисканен)
Табл. №1
Компоненты развития интереса | Критерии | Показатели |
Когнитивный компонент | Характеризует определенный объем суждений эталону, образцу Владеет определенными понятиями Степень осмысленности | - Имеет полные суждения о сказках и значении их в жизни человека - Знает волшебные и бытовые сказки -Умеет драматизировать -Сформировывает представления о сказке: выдумка, фантазия, волшебство, доброта, введение волшебства. Обобщает поступки. -Оперирует понятиями: сказка, зачин, концовка, мораль сказки, рассуждает о способах моделирования сказки.
Умеет доказывать и аргументировать свои ответы и суждения. |
Эмоциональный компонент | Эмоционально-познавательная направленность детей старшего дошкольного возраста к сказкам | -Проявляет радость, восторг от сказок, сопереживает героям -Получает положительные эмоции, задает вопросы о героях сказки. - Реакция на новизну -появление характерных пантомимических реакций. |
Волевой компонент | Стремление ребенка к преобразованию | Самостоятельно преодолевает познавательные затруднения в пересказе, вводить нового героя. -Делится своими впечатлениями с окружающими. |
Высокий уровень: Имеет полные суждения о сказках и значении их в жизни человека. Умеет драматизировать. Сформировывает представления о сказке: выдумка, фантазия, волшебство, доброта, введение волшебства. Обобщает поступки. Оперирует понятиями: сказка, зачин, концовка, мораль сказки, рассуждает о способах моделирования сказки. Умеет доказывать и аргументировать свои ответы и суждения. Проявляет радость, восторг от сказок, сопереживает героям. Получает положительные эмоции, задает вопросы о героях сказки. Самостоятельно преодолевает познавательные затруднения в пересказе, вводить нового героя.
Делится своими впечатлениями с окружающими.
Средний уровень: Интерес к сказкам выражен довольно ярко, мотивируется увлекательностью сюжета, наличием чудес и волшебства. Проявляет интерес к ее содержанию и героям. Знает многих героев, понимает, но не всегда может объяснить их функции в сказках. Выбирает для пересказа более интересные сказки, но ограничивается рассказыванием короткого фрагмента. С помощью взросло объясняет характерные особенности сказочного стиля.
Низкий уровень: Ребенок испытывает трудности при рассуждениях о содержании программных сказок: взаимоотношении героев, анализе поступков и т.п. Не владеет объемом суждений по эталону и образцу. Затрудняется назвать героев, события, происходящие в сказке. Не показывает адекватные сюжету проявления. Не может объяснить значение средств лексической выразительности сказки.
Диагностический инструментарий. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.
Методы:
Для решения задачи №2 нами было осуществлено следующее:
2.1. Анкетирование воспитателей с целью выявления информированности о формировании развития познавательного интереса к русской народной сказке у детей 5-6 лет. (Приложение № анкета)
2.2. Анализ календарного перспективного планирования воспитателя (приложение №..)
2.3. Наблюдение за организацией педагогического пространства детей в группе с целью формирования (развития познавательного интереса к русской народной сказке у детей 5-6 лет)… критерии наблюдения (приложение №)
Для решения 3 задачи мы использовали следующие методы мониторинга:
3.1. Беседа (см. приложение №..)
3.2. Анкетирование (см. приложение №…)
Анкета для родителей:
Цель: выявить отношение родителей к развитию познавательного интереса к сказкам у детей.
1.В чем проявляет интерес Вашего ребенка к сказкам?
2.Как ребенок относится к сказкам?
3.Как часто Вы читаете своему ребенку сказки?
4.Делится ли ребенок с Вами суждениями (открытиями) о сказочных героях, наличием чудес и волшебства?
Спасибо!
1.Диаграмма выявления интереса детей к сказкам:
2. Изучая интерес к слушанию, мы пришли к сл. заключению:
2.1. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;
2.2. Умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения;
2.3. Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё.
3.Исследуя умения выразительно пересказывать сказки, мы пришли к сл. выводам:
3.1. Умение выделять в тексте сказки средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы);
3.2. Умение сравнивать и подбирать эпитеты;
3.3. Умение подбирать синонимы.
Разработать мероприятия
Технология формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к сказкам.
Компоненты | Характеристика модулей |
Концептуальный | Игровая деятельность. |
Целевой | Цель: Развитие познавательного интереса к сказкам детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Формирование представлений о сказках. 2.Развивать эмоциональную отзывчивость детей к персонажам сказки. 3. Учить детей сочинять сказки. |
Процессуально-деятельностный | Участники процесса: дети 5-6 лет, воспитатели, родители. 1 этап – мотивирование, расширение представлений о сказках. Задачи: 1. Формирование знаний об особенностях сказочного жанра ( типичных героях, сюжетах, средствах выразительности). 2. Создать положительно - эмоциональное отношение и вызвать интерес к основам учебной деятельности у детей 5-6 лет. 3. Развитие восприятия сказки. 2 этап – учить детей преобразовывать сказки. Задачи: 1. Создание новой сказки из старой. 2. « Выворачивание наизнанку» сказочной темы. 3.« Перевирание» сказки. 4.Введение нового элемента в сказку. Средства: Формы организации: - Совместная игровая деятельность детей с воспитателем; - Самостоятельная деятельность детей; Методы 1 этап - Игры – тренинги - Беседы -Упражнения -Чтение художественной литературы. - Наблюдение Последовательность: поэтапная реализация каждого блока. Участники процесса: родители Формы организации: - Круглый стол - тренинги Методы: - Беседа - совместные мероприятия Участники процесса: воспитатели Формы организаций: - Круглый стол - Мастер – класс Методы: |
Содержательный | Направление: я – автор. Направление: я – волшебник сказки. Направление: я – выдумщик.
|
Диагностико-результативный | Результат реализации познавательного интереса к сказкам: Дети: повышение уровня развития познавательного интереса к русской народной сказке у детей старшего дошкольного возраста. Родители: Устойчивое взаимодействие: готовность родителей к взаимодействию. Воспитатели: повышение качества развития интереса к русской народной сказке. Диагностический метод: мониторинг. |
Список литературы.
1. Е.А.Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду», М.: Т.Ц. Сфера, 2006г.
2. О.Боровик «Развитие воображения» М.: Центр гуманитарной литературы, 2000г.
3. О.А.Белобрыкина «Речь и общение» Я.: Академия развития 1998г
4. В.В.Гербова «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез 2005г.
5.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловаи др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011
6..Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. –СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕСТВО – ПРЕСС», 2010. – 592с.
7.Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина «Художественная культура» (интегрированные занятия с детьми 5-7 лет), М.: Педагогическое общество России, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем н...
Тема: "Развитие познавательных интересов и способностей у детей старшего дошкольного возраста"
Тема: "Развитие познавательных интересов и способностей у детей старшего дошкольного возраста" Составила:Воспитатель высшей квалификационной категорииВаулина Ири...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по формированию познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста "Я И ПРИРОДА"
Данное методическое пособие адресовано воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. Методическое пособие представляет собой описание использования прак...
«Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»
Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В последние годы Интернет и продвинутые гаджеты вытесня...
Сообщение на родительском собрании : «Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»
Для воспитателей для родительских собраний или консультаций....
Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста
В статье идет речь об особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возроста....
Познавательный интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста
laquo;Мама, что это?». «Папа, а как это делается?». «Бабушка, откуда это берется?» И еще много всяких вопросов слышат из уст детей их первые воспитатели-родители. Это де...