Мониторинг познавательного интереса к сказкам у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа) по теме

Кульмакова Ольга Владимировна

В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring.doc41.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

города Нефтеюганска

«Центр развития ребенка – детский сад №8»

« Мониторинг познавательного интереса к сказкам у детей старшего дошкольного возраста »

                                                                                                           

                                                                                 

                                                Выполнила:

                                                       Воспитатель

                                                       О. В. Кульмакова

« Мониторинг познавательного интереса к сказкам у детей старшего дошкольного возраста »

ИНТЕРЕС (от лат. interest - имеет значение, важно), 1) в социологии - реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений - мотивов, идей и т. п. - участвующих в них индивидов, социальных групп, 2) В психологии - отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет.

Интерес - эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности - и характеризующееся побудительностью этой деятельности.

 В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный  интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к  интеллектуальному и длительному протеканию познавательной  деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Познавательный интерес -  проявление и стремление ребенка познать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. 

ЦЕЛЬ:  осуществить мониторинг сформированности познавательного интереса к сказкам у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.        Определить критериально - уровневые характеристики (компоненты, критерии, показатели, уровни, диагностический инструментарий  развития интереса к русской народной сказке у детей 5-6 лет);

2.        Определить состояние практики ДОУ в аспекте формирования развития познавательного интереса к русской народной сказке;

3.        Выявить готовность  к взаимодействию родителей с ДОУ в формировании развития  познавательного интереса к русской народной сказке у детей 5-6 лет.

  Для решения 1 задачи нами были на основании изучения психолого педагогической литературы нами выделены компоненты, критерии (В. И.Логинова, П.Г.Саморукова) и показатели ( А. И. Герцена).

Критерии и показатели формирования познавательного интереса к сказкам у старших дошкольников (Л.Г. Нисканен)

Табл. №1

Компоненты развития интереса

Критерии

Показатели

Когнитивный компонент

Характеризует определенный объем суждений эталону, образцу

Владеет определенными понятиями

Степень осмысленности  

- Имеет полные суждения о сказках и значении их в жизни человека

- Знает волшебные и бытовые сказки

-Умеет драматизировать

-Сформировывает представления о сказке: выдумка, фантазия, волшебство, доброта, введение волшебства. Обобщает поступки.  

-Оперирует понятиями:  сказка, зачин, концовка, мораль сказки, рассуждает о способах моделирования сказки.

 

Умеет доказывать и аргументировать свои ответы и суждения.

Эмоциональный компонент

Эмоционально-познавательная направленность детей старшего дошкольного возраста к сказкам

-Проявляет радость, восторг от  сказок, сопереживает героям

-Получает положительные эмоции, задает вопросы о героях сказки.

- Реакция на новизну

-появление характерных пантомимических реакций.

Волевой компонент

Стремление ребенка к преобразованию

Самостоятельно преодолевает познавательные затруднения в пересказе, вводить нового героя. 

-Делится своими впечатлениями с окружающими.

Высокий уровень: Имеет полные суждения о сказках и значении их в жизни человека. Умеет драматизировать. Сформировывает представления о сказке: выдумка, фантазия, волшебство, доброта, введение волшебства. Обобщает поступки.  Оперирует понятиями:  сказка, зачин, концовка, мораль сказки, рассуждает о способах моделирования сказки. Умеет доказывать и аргументировать свои ответы и суждения. Проявляет радость, восторг от  сказок, сопереживает героям. Получает положительные эмоции, задает вопросы о героях сказки. Самостоятельно преодолевает познавательные затруднения в пересказе, вводить нового героя. 

Делится своими впечатлениями с окружающими.

Средний уровень: Интерес к сказкам выражен довольно ярко, мотивируется увлекательностью сюжета, наличием чудес и волшебства. Проявляет интерес к ее содержанию и героям. Знает многих героев, понимает, но не всегда может объяснить их функции в сказках. Выбирает для пересказа более интересные сказки, но ограничивается рассказыванием короткого фрагмента. С помощью взросло объясняет характерные особенности сказочного стиля.

Низкий уровень: Ребенок испытывает трудности при рассуждениях  о содержании программных сказок: взаимоотношении героев, анализе поступков и т.п. Не владеет объемом суждений по эталону и образцу. Затрудняется назвать героев, события, происходящие в сказке. Не показывает адекватные сюжету проявления. Не может объяснить значение средств лексической выразительности сказки.

Диагностический инструментарий. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.

Методы:

Для решения задачи №2 нами было осуществлено следующее:

   2.1. Анкетирование воспитателей с целью выявления информированности о формировании развития познавательного интереса к русской народной сказке у детей 5-6 лет. (Приложение № анкета)

2.2.        Анализ календарного перспективного планирования воспитателя (приложение №..)

2.3.        Наблюдение за организацией педагогического пространства детей в группе с целью формирования  (развития познавательного интереса  к русской народной сказке у детей 5-6 лет)… критерии наблюдения (приложение №)

Для решения 3 задачи мы использовали следующие методы мониторинга:

3.1.        Беседа (см. приложение №..)

3.2.        Анкетирование (см. приложение №…)

Анкета для родителей:

Цель: выявить отношение родителей к развитию познавательного интереса к сказкам у детей.

1.В чем проявляет  интерес Вашего ребенка к сказкам?

2.Как ребенок относится к сказкам?

3.Как часто Вы читаете своему ребенку сказки?

4.Делится ли ребенок с Вами  суждениями (открытиями) о сказочных героях, наличием чудес и волшебства?

Спасибо!

1.Диаграмма выявления интереса детей к сказкам:

2. Изучая интерес к слушанию, мы пришли к сл. заключению:

2.1. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;

2.2. Умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения;

2.3. Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно   выражать   своё.

3.Исследуя умения выразительно пересказывать сказки, мы пришли к сл. выводам:

3.1. Умение выделять в тексте сказки средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы);

3.2.  Умение сравнивать и подбирать эпитеты;

3.3. Умение подбирать синонимы.

Разработать мероприятия

Технология формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста  к  сказкам.

Компоненты

Характеристика модулей

Концептуальный

Игровая деятельность.

Целевой

Цель: Развитие познавательного интереса к сказкам детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи:  

1. Формирование   представлений о сказках.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость детей к персонажам сказки.

3. Учить детей сочинять сказки.

Процессуально-деятельностный

Участники процесса: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.

1 этап – мотивирование, расширение представлений о сказках.

Задачи:

1. Формирование знаний об особенностях сказочного жанра ( типичных героях, сюжетах, средствах выразительности).

2. Создать положительно - эмоциональное отношение и вызвать интерес к основам учебной деятельности у детей 5-6  лет.

3. Развитие восприятия сказки.

2 этап – учить детей преобразовывать сказки.

Задачи:

1.        Создание новой сказки из старой.

2.        « Выворачивание наизнанку» сказочной темы.

3.« Перевирание» сказки.

   4.Введение нового элемента в сказку.

Средства:  

Формы организации:

-  Совместная игровая деятельность детей с воспитателем;

- Самостоятельная деятельность детей;

Методы 1 этап

- Игры – тренинги

- Беседы

-Упражнения

-Чтение художественной литературы.

- Наблюдение

Последовательность: поэтапная реализация каждого блока.

Участники процесса: родители

Формы организации:

- Круглый стол

- тренинги

 Методы:

- Беседа

- совместные мероприятия

Участники процесса: воспитатели

Формы организаций:

- Круглый стол

- Мастер – класс

Методы:

Содержательный

Направление: я – автор.

Направление: я – волшебник сказки.

Направление: я – выдумщик.

 

Диагностико-результативный

Результат реализации познавательного интереса к сказкам:

Дети: повышение уровня развития познавательного интереса к русской народной сказке у детей старшего дошкольного возраста.

Родители: Устойчивое взаимодействие: готовность родителей к взаимодействию.

Воспитатели:  повышение качества развития интереса к русской народной сказке.

Диагностический метод: мониторинг.

Список литературы.

1. Е.А.Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду», М.: Т.Ц. Сфера, 2006г.

2. О.Боровик «Развитие воображения» М.: Центр гуманитарной литературы, 2000г.

3. О.А.Белобрыкина «Речь и общение» Я.: Академия развития 1998г
4. В.В.Гербова «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез 2005г.

5.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловаи др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011
6..Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. –СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕСТВО – ПРЕСС», 2010. – 592с.
7.Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина «Художественная культура» (интегрированные занятия с детьми 5-7 лет), М.: Педагогическое общество России, 2003
г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

     Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем н...

Тема: "Развитие познавательных интересов и способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Тема: "Развитие познавательных интересов и способностей у детей старшего дошкольного возраста"     Составила:Воспитатель высшей квалификационной категорииВаулина Ири...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по формированию познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста "Я И ПРИРОДА"

Данное методическое пособие адресовано воспитателям, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям. Методическое пособие представляет собой описание использования прак...

«Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста»

Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В последние годы Интернет и продвинутые гаджеты вытесня...

Особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

В статье идет речь об особенности познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возроста....

Познавательный интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста

laquo;Мама, что это?». «Папа, а как это делается?». «Бабушка, откуда это берется?» И еще много всяких вопросов слышат из уст детей их первые воспитатели-родители. Это де...