Артикуляционная гимнастика по месяцам
картотека

Артёмина Оксана Владимировна

Артикуляционная гимнастика по месяцам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_po_mesyatsam.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

                 

                                       Сентябрь.

I неделя.

  1. «Открой и закрой домик»

Жил весёлый язычок, вот такой (воспитатель показывает язычок) в домике.

Домик медленно открывается и закрывается. Медленно под счёт (до 5, можно показать кистью руки, как медленно открывать и закрывать рот).

  1. «Сделай заборчик».

А вокруг домика был заборчик. Улыбнулись,(губы растянулись в улыбку) видны верхние и нижние зубы.

3. «Сделай трубочку, хобот».

Улыбнулись – заборчик, спрятали заборчик – трубочка, заборчик – трубочка (упражнение делать медленно). Упражнение необходимо для укрепления мышц губ.

4.То же с песенкой «Ну».

Надоело язычку лежать в домике, он и запел: Н – улыбнулись – заборчик, У – губы спрятали заборчик, вытянулись трубочкой. Петь «Ну» шёпотом, тихо, слитно, без отдыха 1 раз, 2 раза, 3 раза.

II неделя.

Заменить упражнение «Открой и закрой домик» на упражнение «Любопытный язычок».

«Любопытный язычок».

Лежал язычок на крылечке, вдруг увидел что-то впереди, поднялся любопытный и вытянулся как иголочка. Узкий язык, как жало, иголочка тянется вперед, не касаясь губ, рот широко открыт.

III неделя.

Заменить упражнение « Сделай заборчик» на упражнение «Язык отдыхает на крылечке».

Ничего интересного, лёг на крылечко. Лежит язычок спокойно, отдыхает. Вдруг увидел что-то интересное и поднялся любопытный с крылечка, вытянулся в иголочку. Упражнение повторяется несколько раз.

IVнеделя.

Заменить упражнение 4 на упражнение «Маятник».

Вышел любопытный язычок и забегал в один угол, в другой, как маятник часов. Тик-так, вправо-влево, только к уголкам рта. Рот открыт, узкий язык посередине рта, не касаясь губ, ходит от угла рта до угл

                                       Октябрь.

Iнеделя.

  1. «Трубочка».

Для развития круговых мышц губ.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперёд. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 секунд.

  1. «Хобот».

Развитие подвижности губ.

Губы плотно закрыты и вытянуты с напряжением вперёд как можно дальше. Удерживать губы в таком положении 10 секунд.

3.«Шторки»

Цель: Развивать  подвижность губ, их быструю переключаемость с одной позиции в другую

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа спускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. 5-6 раз.

  1. «Лошадка».

Цель: Учить растягивать подъязычную связку языка.

Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивание произносится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

IIнеделя.

Заменить упражнение «Шторки» на «Желобок»:

Цель: Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струёй по средней линии языка к кончику, развивать боковые линии языка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнить 3-4 раза по 5-7 сек.

IIIнеделя.

Заменить упражнение «Лошадка» на «Сердитая кошка»:

Цель: Развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10.

IVнеделя.

Заменить упражнение «Хобот» на упражнение «Парус»:

Цель: Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положение.

Рот широко раскрыть, широкий кончик язычка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперёд, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.

                               

                             

                                  Ноябрь.

Iнеделя.

1.«Утюжок».

Цель: разрабатывать подвижность кончика языка.

Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком язычка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперёд. Выполнить 20-25 раз.

2. «Заборчик».

Цель: Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 сек.

  1. «Маляр».

Цель: разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.

  1. «Чашечка».

Цель: упражнять в умение удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.

 


                                     Декабрь

 1 НЕДЕЛЯ.

    1.«Окошко»:

Открывается окошко, загляни в него немножко, закрывается опять, язычок ложится спать.

     2. «Трубочка»:

Подражаю я слону, губы хоботом тяну, а теперь их опускаю и на место возвращаю.

     3. «Улыбка»:

Вот понравится лягушкам, тянем губы прямо к ушкам. Потяну и перестану и не сколько не устану.

     4. «Блинчик – иголочка»:

Открывается окошко, выглянул язык немножко, узкий, как иголочка блинчик мы покажем, пе-пе-пе мы скажем.

     5. «Часики»:

Влево, вправо наш язык вот так, вот так. Это часики идут тик- так, тик- так.

     6. «Лошадка»:

Скачет конь наш цок-цок, цок-цок, слышен топот быстрых ног.

     

II НЕДЕЛЯ.

     То же самое.

III НЕДЕЛЯ.

     Дыхательные и звуковые упражнения.

     1. «Трактор»:

Воспроизведение звука мотора трактора. Энергично произносить «д-д-д-д», меняя громкость и длительность.

     2. « Стрельба»:

Представляем, что мы в тире и стреляем из пистолета. Высунув язык, энергично произнести «к-г-к-г».

     3. «Фейерверк»:

Представить, что мы из хлопушки стреляем в новогоднюю ночь и появляются разноцветные огни фейерверка. Энергично произнести «п-б-п-б».

     4. «Гудок парохода»:

Через нос с шумом набрать воздух. Задержать дыхание на 1-2 секунды. С шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлиненный).

     5. «Соня»:

Несколько раз зевнуть и потянуться.

IV НЕДЕЛЯ.

     Заменить упражнение «Гудок парохода» на упражнение «Плакса»:

Ребёнок имитирует плач со звуком «ы-ы-ы-ы-ы». другой ребёнок обращается к нему со словами: «Что ты плачешь ы да ы? Слёзы поскорей утри. Будем мы с тобой играть. Песни петь и танцевать.» После чего плакать перестаёт и все пляшут.  

         

                                                    Январь

I НЕДЕЛЯ.

     1. «Почистим зубы»:

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» за нижними, потом за верхними зубами, делая движения языком из стороны в сторону.

     2. «Гармошка»:

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, и не провисала ни одна из сторон языка.

     3. «Вкусное варенье»:

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. следить, чтобы работал только язык, а челюсть не помогала.

     4. «Барабанщики»:

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук: д-д-д. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна.

     

II НЕДЕЛЯ.

     Заменить упражнение «Гармошка» на упражнение «Маляры»:

  Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «белим потолок» (твёрдое нёбо) от горла к зубам, до верхних зубов и обратно. Следить, чтобы язык не выталкивался изо рта, движения чёткие.

III НЕДЕЛЯ.

    Заменить упражнение «Барабанщик» на упражнение «Почистим зубы»:

Рот открыт, круговые движения языком в одну и в другую сторону по зубам.

     

IV НЕДЕЛЯ.

     Заменить упражнение «Гармошка» на упражнение «Поцелуй верхнюю губу»:

Ловкий язычок поцеловал верхнюю губу, кончик языка прижимается к верхней губе и отходит. Следить, чтобы язык закрывал всю верхнюю губу.

        Февраль

I НЕДЕЛЯ.

     1. «Присоси конфетку»:

Угостили язычок конфеткой, стал он её сосать, кончик языка за нижними зубами, а спинка языка поднята к бугоркам то прикасаясь к ним, то отходя от них.

     2. «Спрятали верхнюю губу»:

Язычок наш ловкий. Открыли рот, широкий язычок спрятал всю верхнюю губу, а нижние зубы видны.

     3. «Фокус»:

Язычок сделал фокус, спрятал верхнюю губу и подул на носик, а нижние зубы видны, щёки не надувать.

     4. «Качели»:

Язык вышел на прогулку и стал качаться на качелях. Вверх – широкий язык закрыл всю верхнюю губу, нижние зубы видны. Вниз – язык закрыл всю нижнюю губу. Широкий язык закрывает то верхнюю, то нижнюю губу.

II НЕДЕЛЯ.

     Заменить упражнение «Фокус» на упражнение «Любопытный язык делает гимнастику»:

Рот открыт, узкий язык поднимается и упирается в верхние зубы внутри рта и опускается за нижние зубы.

III НЕДЕЛЯ.

     Заменить упражнение «Присоси конфетку» на упражнение «Лодочку»:

У берега стучит лодочка с песенкой А и широкий язычок стал стучать в верхние зубки (внутри рта) с песенкой А-А-А, как лодочка.

IV НЕДЕЛЯ.

     Заменить упражнение «Качели» на упражнение «Поехали на лошадке!»:

Цоканье. Кончик языка стучит в потолок (нёбо). Остановились – т-р-р-р! (быстрая вибрация губ).

        Март

I НЕДЕЛЯ.

     1. «Открой и закрой домик»:

Жил весёлый язычок ,вот такой (воспитатель показывает язычок), в домике. Домик медленно открывается и закрывается. Медленно под счёт до 5 (можно показать кистью руки, как медленно) открывать и закрывать рот.

     2. «Сделай заборчик»:

А вокруг домика был заборчик. Улыбнулись (губы растянулись в улыбке), видны верхние и нижние зубы.

     3. «Сделай трубочку, хоботок»:

Улыбнулись – заборчик, спрятали заборчик – трубочка, заборчик – трубочка (упражнение делать медленно). Оно необходимо для укрепления мышц губ.

     4. «То же с песенкой НУ»:

Надоело язычку лежать в домике, он и запел: Н- улыбнулся – заборчик, У – губы спрятали заборчик, вытянулись трубочкой. Петь НУ шёпотом, тихо, слитно, без отдыха. 1раз, 2раза, 3раза.

II НЕДЕЛЯ.

     Заменить упражнение «Открой и закрой домик» на упражнение «Любопытный язычок»:

Лежал язычок на крылечке, вдруг увидел, что-то впереди, поднялся любопытный и вытянулся вперёд как иголочка. Узкий язык, как жало, иголочка тянется вперёд, не касаясь губ, рот широко открыт.

III НЕДЕЛЯ.

     Заменить упражнение «То же с песенкой НУ» на упражнение «Маятник»:

Вышел любопытный язычок и забегал в один уголок, в другой, как маятник часов, тик – так, вправо – влево, только к уголкам рта. Рот открыт, узкий язык посередине рта, не касаясь губ, ходит от угла рта к углу.

IV НЕДЕЛЯ.

     Заменить упражнение «Сделай заборчик» на упражнение «Язык отдыхает на крылечке»:

Ничего интересного, лёг на крылечко. Лежит спокойно язычок, вдруг увидел, что-то интересное и поднялся любопытный с крылечка. Вытянулся в иголочку. Упражнение повторяется несколько раз

                                         Апрель.

I НЕДЕЛЯ.

     1. «Окошко»:

Открывается окошко, загляни в него немножко, закрывается опять, язычок ложится спать.

     2. «Улыбка»:

Вот понравится лягушкам, тянем губки прямо к ушкам. Потяну и перестану, и ни сколько не устану.

     3. «Блинчик – иголочка»:

Открывается окошко, выглянул язык немножко. Узкий как иголочка блинчик мы покажем, пе-пе-пе мы скажем.

     4. «Часики»:

Влево, вправо наш язык вот так, вот так. Это часики идут тик-так, тик-так.

     5. « Качели»:

Вверх – за зубы, вниз – за зубы, язык упирается, качели получаются

II НЕДЕЛЯ.

     Заменить упражнение «Часики» на упражнение «Лошадка»:

Скачет конь наш цок, цок, цок.

Слышен цокот быстрых ног.

III НЕДЕЛЯ.

     Заменить упражнение «Окошко» на упражнение «Дразнилка»:

Языком водить по верхней губе произнося бллл.

IV НЕДЕЛЯ.

     Повторить все упражнения с 1 недели.

 

                                                  Май

I НЕДЕЛЯ.

     1. «Окошко»:

Рот широко раскрыт, язык за нижними зубами.

     2. «Улыбка»:

Улыбнуться, обнажить зубы.

     3. «Трубочка»:

Губы вытянуть, чередовать 2-3 упражнение.

     4. «Блинчик – лопатка»:

Положить широкий как блин язык.

     5. «Иголочка»:

Высунуть тонкий, как иголочка язык. Чередовать 4-5 упражнение.

II НЕДЕЛЯ.

     Заменить упражнение «Улыбка» на упражнение «Упрямый ослик»:

Выбираются «ослики» и «погонщики». Ослики весло бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти дальше. Погонщики уговаривают осликов и те начинают кричать: Й-А, Й –А.

- Что ты хочешь милый ЙА? Сена, лепёшек или молока? – обращается погонщик к ослу.

Получив желаемое, ослики прекращают кричать.

III НЕДЕЛЯ.

     Заменить упражнение «Трубочка» на упражнение «Часики – маятник»:

губы в улыбке, язык отклоняется вправо, влево.

IV НЕДЕЛЯ.

     Заменить упражнение «Окошко» на упражнение «Качели»:

Рот широко открыт, язык за зубами вверх, вниз.

        

                                        Июнь

I НЕДЕЛЯ.

1.Дыхательная гимнастика и точечный массаж.

а) Соединить ладони и потереть до нагрева одну ладонь о другую поперёк.

б) Слегка подёргать кончик носа.

в) Указательными пальцами массировать ноздри.

г) Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать, чтобы не отклеивались».

д) Сделать вдох, на выдох произносить звук «м-м-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.

е) Вдох через нос, выдох через рот на ладонь: «сдуваем снежинку с ладони».

2. Ходьба босиком, дети раздеты( в одних трусиках) под счёт до 10.

3. Ходьба по пробкам.

4. Ходьба в колонне по одному.

5. Игра «Одуванчик»:

Одуванчик, одуванчик!                          Присесть, пальцы в замок над головою

Стебель тоненький как пальчик.           медленно встать, руки вверх над

Голова, что шар пушистый.                   головой, не разъединяя пальцев рук.

Если ветер быстрый – быстрый             Бег в разных направлениях

На поляну налетит,

Всё вдруг сразу запестрит!

Одуванчики – тычинки                           Ходьба по кругу, взявшись за руки

Разлетятся хороводом

И сольются с небосводом.

II НЕДЕЛЯ.

1. Дыхательная гимнастика и точечный массаж:

а) Моем кисти рук.

б) Указательным и большим пальцем надавливать на каждый ноготь другой руки.

в) «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.

г) Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.

д) Несколько раз зевнуть и потянуться.

2.Ходьба босиком под счёт до 20.

3. Ходьба по шнуру

4.Ходьба на «Лугу»:

Вышли уточки на луг кря-кря-кря.       Ходьба в полуприседе,хлопки по бёдрам

Прилетел лохматый жук жу-жу-жу.      Лёгкий бег на носочках.

Гуси шеи выгибают га-га-га.                   Ходьба на носках ,руки назад

А лягушки на болоте ква-ква-ква.                  Прыжки с продвижением вперёд.

Едем, едем на лошадке цок, цок, цок                Ходьба с высоким подниманием

По дорожке гладкой, глудкой цок, цок, цок.     бедра, руки на поясе.

В гости нас звала принцесса цок, цок, цок.

Кушать пудинг сладкий, сладкий цок, цок, цок.

5. Спокойная ходьба по кругу.

III НЕДЕЛЯ.

1. Дыхательная гимнастика и точечный массаж:

а) Моем кисти рук.

б) Указательным и большим пальцем нажимаем на ноготь каждого пальца другой руки.

в) Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.

г) Средними пальцами надавливаем на ушные козелки.

д) Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.

е) Игра «Весёлая пчёлка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «з-з-з-з». Дети должны представить, что пчёлка села на руку, на ногу, на нос. Помочь детям направит внимание на нужный участок тела.

ё) Несколько раз зевнуть и потянуться.

2.Ходьба по гимнастическим палкам.

3. Игра «Цыплята на полянке»:

С лучом света, спозаранку,                    Бег по группе на носочках,

Разбегутся по полянке                             махая руками, как крыльями.

Жёлто – яркие комочки,

Как пушистые цветочки!

Разукрасят всё полянку,

А, наткнувшись на жестянку,                 Присесть, постучать пальцем по полу

Постучат по ней немножко,

Словно летний дождь в окошко,

И опять – все врассыпную.                        Бег в разных направлениях.

Быстро, весело снуют,

Добывая корма крошки                          Присесть, постучать пальцем по полу

На земляных дорожках.

IV НЕДЕЛЯ.

1. Дыхательная гимнастика и массаж:

а) Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.

б) Нажимать указательным пальцем точку под носом.

в) Указательным и большим пальцем «лепить» уши.

г) Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).

д) Вдох через нос и медленный выдох через рот.

2. Ходьба босиком под считалку:

1,2,3,4,5 негде зайчику скакать, всюду ходит волк, волк. Он зубами щёлк, щёлк.

3. Ходьба с перешагиванием через скакалку.

4. Игра «Грачи и автомобиль» :

Как – то раннею весной                       стоя перед воспитателем

На опушке, на лесной,

Появилась стая птиц!                            Бег на ночках, чуть подняв руки

Не скворцов и не синиц,

А большущие грачи                               присесть на корточки

Цвета чёрного ночи.

Разбежались на опушке,                         бег в разных направлениях

Прыг-скок, крак-крак!                             Прыжки вверх

Тут жучок, там червяк!                            Наклоны вперёд вниз.

Крак-крак-крак!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы пальчиковой гимнастики по месяцам (для воспитанников старшей группы, месяц - октябрь)

Весьма интересная и полезная разработка пальчиковой гимнастики по месяцам....

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...