"Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста с ОВЗ(ЗПР) с нормотипичными детьми."
методическая разработка (старшая группа)

Сотникова Елена Александровна

Опыт работы с детьми с задержкой психического развития и формирования у них взаимоотношений с детьми с сохранным интелектом в саду, дома и общественных местах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с детьми с ЗПР - семенар405.58 КБ

Предварительный просмотр:

1.Слайд

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поделиться своим  опытом  работы 

Тема выступления: «Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР) с нормотипичными детьми»

2.Слайд

МИР «ОСОБОГО» РЕБЁНКА
Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.

Калиман Наталья Адамовна (г. Оренбург)

   В нашем дошкольном учреждении на сегодняшний день работают 7 групп компенсирующей направленности, Лекотека и 6 групп общеразвивающей направленности. А это значит, что в детском саду есть дети с ОВЗ (ЗПР и ОИН) и нормотипичные дети.

  Дети с ОВЗ испытывают определенные затруднения в адаптации к детскому саду и детскому коллективу.

3.Слайд

 В ходе коррекционно-развивающей  работы  необходимо решать много задач, но наиболее важные и первостепенные, это

-  воспитание у детей интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;

-  развитие у детей коммуникативных навыков, навыков общения в различных жизненных ситуациях с окружающими; умения сопереживать;

-  формирование у детей навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами и т.д.);

-  развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

-  обучение детей речевым средствам общения.

Коррекционно-развивающая  работа – это обязательная, систематическая, специальная  психолого-педагогическая помощь, в процессе которой  дети учатся работать в группе и за ее пределами, учитывать желания и настроение окружающих.

4.Слайд

 Рядом с нашими особенными ребятами находятся нормотипичные дети.

Как же складываются взаимотоношения между детьми?

Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что отношения сверстников с типичным развитием к детям с ОВЗ во многом зависит от позиции взрослых, как педагогов дошкольного учреждения, так и родителей.

Обучение и воспитание должно быть организованно таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка и принять его индивидуальность.

https://s0.slide-share.ru/s_slide/ca697e5bb435df10e670a863e1623b1c/42fde0e1-1384-4479-af5f-0e25f7f1e4da.jpeg

5 Слайд

. Ребенок-дошкольник с ОВЗ может взаимодействовать с нормально развивающимся ребенком , в разных местах,  условиях семьи, если есть братья или сестры, дети приходящие  в гости , в различных общественных местах (больницы, магазины, детские центры, площадки, театры, кино и многое другое), а так же в условиях детского сада.

6 Слайд  Дружим группами

В нашем детском саду группы компенсирующей направленности дружат с группами общеразвивающей направленности. Мы работаем с детьми с ЗПР, мы совместно устраиваем конкурсы, смотрим спектакли ребятишек, свободно даем поиграть детям в свои детские игры. Для любого ребенка это колоссальный опыт.

7 Слайд Гости в группе

Для детей с ограниченными возможностями здоровья процесс общения протекает сложнее, так как существуют языковые, слуховые, двигательные  и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием. Поэтому необходимо у детей с ОВЗ целенаправленно формировать коммуникативные навыки: умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный выбор в обыденных житейских ситуациях.

 Мы приглашаем ребят из других групп на  творческие выставки,  нам в группу приходят  и  особые ребята и нормально развивающиеся сверстники.

8 Слайд  Гости на праздниках

Также, к нам в группу приходят гости, которых мы приглашаем на какие-то определенные праздники и даты.

9 Слайд Экскурсии по детскому саду

Для знакомства детей с устройством детского сада и изучения профессий работников детского сада, мы устраиваем экскурсии по зданию сада и кабинетов специалистов.

10 Слайд

Театр в детском саду 

Отклонения в развитии  ребенка приводит к нарушению  им восприятия  социума.

Поэтому необходимо развивать навыки общения с окружающими, чтобы преодолеть социальную изоляцию.

 В детском саду проходят театральные представления, на которых собираются дети из разных групп, где также происходит общение детей.

11 Слайд

 Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

12 Слайд

Мероприятия по пожарной безопасности.

13 Слайд

 Спортивные мероприятия

14 Слайд Прогулки

ежедневные прогулки, где дети играют, бегают и организуют совместные игры, и нет разделения на детей с особенностями и нормотипичными детьми.

15 Слайд

 День защиты детей

Также общение между детьми происходит на различных праздниках

16 Слайд

День знаний

17Слайд

Масленница

18Слайд

 1 июня Международный день защиты детей

20 ноября Всемирный день ребенка

3 декабря Международный день инвалидов

Акции, мероприятия в детском саду:

Театр «Дети-детям»,

Подари книгу другу,

Поиграй с другом,

День добрых дел

 19 Слайд

Дети детям ставят спектакли.  Некоторые дети с ЗПР охотно участвуют в творческих номерах, рисуют, поют, танцуют.

20 Слайд  Книжки-раскраски «Дети- детям»

Наш детский сад сотрудничает с Иркутской региональной организацией родителей детей-инвалидов «Солнечный круг» уже 4-й год. Эти раскраски рисуют дети дошкольники и школьники всего города. Участвуют и наши дети с ОВЗ, все участники получают благодарности и раскраски от организации.

21 Слайд

 Походы . Для расширения кругозора и улучшения адаптации детей к окружающей действительности мы выходим за пределы детского сада.

22 Слайд  День защиты детей на площади микрорайона

23 Слайд Прогулки на детских площадках

24 Слайд Экскурсии по микрорайону

25 Слайд Экскурсии в школу

26 Слайд Экскурсии в библиотеки города  

27Слайд  Посещение театра

28 Слайд Экскурсия на ипподром

29 Слайд Экскурсии в нерпинарий, музей природы

30 Слайд

 Экскурсии в музей боевой славы , к Вечному огню

Для проведения экскурсий мы активно привлекаем к сотрудничеству родителей.

31 Слайд

Взаимодействия нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ:

  • Повышают опыт общения, формируют навыки коммуникации;
  • Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу;

 «Нормальные « дети учатся воспринимать «особых» как нормальных членов общества.

Мы, педагоги, работающие на группе компенсирующей направленности, с детьми с ЗПР сталкиваемся с определенными трудностями, как при воспитании и обучении  особенных детей, так и их взаимодействии с окружающими людьми. Эти трудности заключаются в том, что 1) родители нормотипичных детей не совсем принимают наших особенных ребятишек,  2)Иногда мы отмечаем агрессию и нежелание общаться со стороны  нормально развивающихся детей,3) Особенности взаимодействия детей с РАС не только с детьми, но и взрослыми.

32 Слайд

https://fs.znanio.ru/d5af0e/3f/ed/0c1dd39e85478e48af6f162aeecd8117e6.jpg

Завершая, наше выступление, хочется сказать, что очень хорошо, что государство и общество увидели эту проблему и предлагают свою помощь родителям и опекунам таких ребятишек.

Очень многие родители стесняются выводить детей на улицу, в разные общественные места, боясь реакции людей на необычных детей.

И, чтобы общество могло спокойно относиться к людям с разными проблемами здоровья, работу по адаптации нужно начинать с детства.

В нашем детском саду нормотипичные дети встречаются, играют, общаются с детьми с ЗПР, ОИН привыкают к ним и уже дальше по жизни будут относиться к ним без удивления и отторжения. А мы, взрослые, помогаем им в этом, объясняя проблему и приучая их к поддержке, к оказанию помощи особым детям.

Только совместной работой детей и взрослых мы сможем максимально помочь детям с ОВЗ адаптироваться к дальнейшей жизни в обществе.

 

33 Слайд

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста

Проблема отношений занимает в педагогике и психологии большое место. Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа - изучения объектов природы в их связи с окружающей ...

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возрастаАктуальность: Дошкольное детство является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со св...

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста.

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возрастаАктуальность: Дошкольное детство является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со св...

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста.

Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольникаСоциализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой. С...

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста

Особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста...

"Особенности взаимоотношений детей дошкольного возраста с родителями при различных стилях воспитания"

Каждый из стилей воспитания имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребёнка. Какие же плюсы и минусы имеют стили воспитания? Какие советы и рекомендации можно дать родите...