Телевизионные передачи и их влияние на дошкольника
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Гвозденко Елена Ивановна

Телевизионные передачи и их влияние на дошкольника

 

В современном мире дети проводят максимальное количество времени перед телевизором. По последним данным ребенок в выходной день тратит от 4 до 8 часов на просмотры телевизионных передач. Кроме этого, ребенок проводит достаточно много времени в комнате с включенным телевизором, хотя на самом деле занят абсолютно другим делом (учит уроки, играет, обедает и т. п.). По данным нынешних исследований, в период бодрствования  дети тратят на просмотр передач больше времени, чем на все остальные занятия. Влияние телевидения на детей раскрывает О. И. Маховская . По ее мнению, мелькающее кино или передача втягивает ребенка в действие, смысл которого ему не понятен. Одним из последствий такой ситуации является задержка эмоционального развития. Дети привыкают воспринимать всю информацию с экрана без эмоций, без переживаний. На эмоции просто не хватает времени из-за быстрой смены кадров. У детей формируется задержка развития на этапе непроизвольного внимания. Кроме всего этого появилось множество кино персонажей, различающихся не только поступками, но и внешностью. Детей занимают не хорошие и добрые киногерои, а “ богатые” и “ успешные”. Экспрессивные, злые, гиперактивные персонажи вытесняют скромных, трудолюбивых и смелых защитников и спасателей.

С экранов телевизора постепенно исчезает ряд важных ценностей, таких как дружба, взаимопомощь. Все, что видит ребенок вокруг себя, является поводом для подражания. Телевизионные программы препятствуют развитию мелкой моторики, игры и задержке речи. Поскольку дети не могут отличить настоящую информацию от ложной, то вся полученная ими информация воспринимается как “ правильная”. Телевизор - это мощный источник информации и эмоций, поэтому не стоит держать его в детской комнате.

 

Мультфильмы и их влияние на ребенка.

 

В настоящее время просмотр мультфильмов стал одним из самых распространенным занятием для многих детей. Мультфильмы являются одними из основных носителей и трансляторов о мире, отношений между людьми, о нормах их поведения. Любые впечатления оказывают влияние на становление личности ребенка. Если ребенок активно смотрит мультфильмы, то он быстро считывает модель поведения и соответственно у него формируются определенные социальные установки, ребенок начинает моделировать поведение героев. Очень часто герои мультфильмов становятся героями игр дошкольников. При этом содержание мультфильмов оказывает влияние на ребенка: либо разрушает игровую деятельность, либо стимулирует ее. Высокая скорость предъявления событий, непонятность сюжета, множество диалогов и монологов снижает степень вовлеченности дошкольника в просмотр мультфильма. Мультфильмы, в которых доминирует агрессия,  стимулирует агрессивные игровые действия детей, а мультфильмы с адекватным содержанием, наоборот, стимулирует продолжительную и содержательную игровую деятельность.

Психологи, педиатры и Всемирная организация здравоохранения настаивают на том, что детям до трех лет наиболее приемлемые мультипликационные сказки В. Сутеева “Снеговик-почтовик” и Г. Цыферова “Паровозик из Ромашкино”. Продолжительность произведения должна быть не более 15 минут. Основные характеристики произведений для дошкольников: простые сказки, короткие сюжеты, связанные с семейными ценностями; главные темы - жизнь животных и растений, знакомство с миром техники, с природными зонами; герои-дети или детеныши сказочных животных, задающие образы простых правил.

Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Современные информационно-коммуникативные технологии меняют образ жизни людей, мышление, механизмы функционирования семьи, органов власти. Бесконтрольное использование интернета и мобильной связи оказывает на детей психотравмирующее влияние, побуждает их к агрессивному, жестокому антиобщественному поведению, облегчает их вовлеченность в криминальную деятельность, азартные игры. Многие родители не знают и даже не интересуются содержанием сайтов, которые посещает их ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает. Дети и подростки в силу своего возраста не способны фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не осознают рисков, не видят опасностей, не понимают, что информация может быть противозаконной, неэтичной и вредоносной. Современный ребенок погружен в мир информационных технологий, это поколение “ цифровое”.

Порой родители дошкольников гордятся тем, что их дети с ранних лет освоили мобильные устройства и интернет. Но не каждый родитель осознает, что за этим кроется серьезная опасность, которая проникает вглубь психики ребенка и влияет на все его развитие. Именно в период детской социализации закладываются важные основы социальной жизни ребенка, формируются мышление, речь, физические и психические способности. Необходимо выделить следующие психологические особенности, которые требуют особого внимания со стороны взрослых

  • рост группы детей, для которых характерно неблагоприятное проблемное психическое развитие, быстро возрастает;
  • нарастание выраженности биологических, семейных и социальных  факторов риска;
  • изменение мотивационной сферы в направлении снижения познавательных мотивов и интересов;
  • нарушение типа эмоциональной привязанности в детско-родительских отношениях;
  • обеднение и ограничение общения детей со сверстниками;
  • трудности формирования гражданской идентичности личности и недостаточный уровень развития толерантности характерен для значительной части подрастающего поколения.

Отдавая становление маленькой жизни компьютеру, видеоиграм, взрослые подменяют свое личное общение на общение с “железякой”. Развитие личности ребенка осуществляется на основе целенаправленного воспитания, где огромную роль играет взрослый.

Таким образом, телевидение оказывает сильное влияние на социализацию детей. Информационная продукция должна быть бережной, не ложной.  Не должна блокировать развитие высших чувств: любви, уважения, долга и совести; подменять ценностные общественные ориентиры; препятствовать возникновению первичных этических инстанций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gvozdenko.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Телевизионные передачи и их влияние на дошкольника

В современном мире дети проводят максимальное количество времени перед телевизором. По последним данным ребенок в выходной день тратит от 4 до 8 часов на просмотры телевизионных передач. Кроме этого, ребенок проводит достаточно много времени в комнате с включенным телевизором, хотя на самом деле занят абсолютно другим делом (учит уроки, играет, обедает и т. п.). По данным нынешних исследований, в период бодрствования  дети тратят на просмотр передач больше времени, чем на все остальные занятия. Влияние телевидения на детей раскрывает О. И. Маховская . По ее мнению, мелькающее кино или передача втягивает ребенка в действие, смысл которого ему не понятен. Одним из последствий такой ситуации является задержка эмоционального развития. Дети привыкают воспринимать всю информацию с экрана без эмоций, без переживаний. На эмоции просто не хватает времени из-за быстрой смены кадров. У детей формируется задержка развития на этапе непроизвольного внимания. Кроме всего этого появилось множество кино персонажей, различающихся не только поступками, но и внешностью. Детей занимают не хорошие и добрые киногерои, а “ богатые” и “ успешные”. Экспрессивные, злые, гиперактивные персонажи вытесняют скромных, трудолюбивых и смелых защитников и спасателей.

С экранов телевизора постепенно исчезает ряд важных ценностей, таких как дружба, взаимопомощь. Все, что видит ребенок вокруг себя, является поводом для подражания. Телевизионные программы препятствуют развитию мелкой моторики, игры и задержке речи. Поскольку дети не могут отличить настоящую информацию от ложной, то вся полученная ими информация воспринимается как “ правильная”. Телевизор - это мощный источник информации и эмоций, поэтому не стоит держать его в детской комнате.

Мультфильмы и их влияние на ребенка.

В настоящее время просмотр мультфильмов стал одним из самых распространенным занятием для многих детей. Мультфильмы являются одними из основных носителей и трансляторов о мире, отношений между людьми, о нормах их поведения. Любые впечатления оказывают влияние на становление личности ребенка. Если ребенок активно смотрит мультфильмы, то он быстро считывает модель поведения и соответственно у него формируются определенные социальные установки, ребенок начинает моделировать поведение героев. Очень часто герои мультфильмов становятся героями игр дошкольников. При этом содержание мультфильмов оказывает влияние на ребенка: либо разрушает игровую деятельность, либо стимулирует ее. Высокая скорость предъявления событий, непонятность сюжета, множество диалогов и монологов снижает степень вовлеченности дошкольника в просмотр мультфильма. Мультфильмы, в которых доминирует агрессия,  стимулирует агрессивные игровые действия детей, а мультфильмы с адекватным содержанием, наоборот, стимулирует продолжительную и содержательную игровую деятельность.

Психологи, педиатры и Всемирная организация здравоохранения настаивают на том, что детям до трех лет наиболее приемлемые мультипликационные сказки В. Сутеева “Снеговик-почтовик” и Г. Цыферова “Паровозик из Ромашкино”. Продолжительность произведения должна быть не более 15 минут. Основные характеристики произведений для дошкольников: простые сказки, короткие сюжеты, связанные с семейными ценностями; главные темы - жизнь животных и растений, знакомство с миром техники, с природными зонами; герои-дети или детеныши сказочных животных, задающие образы простых правил.

Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Современные информационно-коммуникативные технологии меняют образ жизни людей, мышление, механизмы функционирования семьи, органов власти. Бесконтрольное использование интернета и мобильной связи оказывает на детей психотравмирующее влияние, побуждает их к агрессивному, жестокому антиобщественному поведению, облегчает их вовлеченность в криминальную деятельность, азартные игры. Многие родители не знают и даже не интересуются содержанием сайтов, которые посещает их ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает. Дети и подростки в силу своего возраста не способны фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не осознают рисков, не видят опасностей, не понимают, что информация может быть противозаконной, неэтичной и вредоносной. Современный ребенок погружен в мир информационных технологий, это поколение “ цифровое”.

Порой родители дошкольников гордятся тем, что их дети с ранних лет освоили мобильные устройства и интернет. Но не каждый родитель осознает, что за этим кроется серьезная опасность, которая проникает вглубь психики ребенка и влияет на все его развитие. Именно в период детской социализации закладываются важные основы социальной жизни ребенка, формируются мышление, речь, физические и психические способности. Необходимо выделить следующие психологические особенности, которые требуют особого внимания со стороны взрослых

  • рост группы детей, для которых характерно неблагоприятное проблемное психическое развитие, быстро возрастает;
  • нарастание выраженности биологических, семейных и социальных  факторов риска;
  • изменение мотивационной сферы в направлении снижения познавательных мотивов и интересов;
  • нарушение типа эмоциональной привязанности в детско-родительских отношениях;
  • обеднение и ограничение общения детей со сверстниками;
  • трудности формирования гражданской идентичности личности и недостаточный уровень развития толерантности характерен для значительной части подрастающего поколения.

Отдавая становление маленькой жизни компьютеру, видеоиграм, взрослые подменяют свое личное общение на общение с “железякой”. Развитие личности ребенка осуществляется на основе целенаправленного воспитания, где огромную роль играет взрослый.

Таким образом, телевидение оказывает сильное влияние на социализацию детей. Информационная продукция должна быть бережной, не ложной.  Не должна блокировать развитие высших чувств: любви, уважения, долга и совести; подменять ценностные общественные ориентиры; препятствовать возникновению первичных этических инстанций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе по телевизионной передаче "Большие гонки"

Современная телепередача "Большие гонки"  помогла мне приготовить и показать на конкурсе "Воспитатель года" очень интересное физкультурное занятие с детьми 6-7 лет....

Телевизионная передача "Дела семейные". Тема передачи: "Кто главный в доме?"

Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения ...

Телевизионная передача "Удивительные животные"

Конспект игровой образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе...

Гигиенические требования к просмотру телевизионных передач и к цветовому оформлению помещений ДОУ.

Современные технологии настолько прочно вошли в наш быт, что мы уже не представляем свою жизнь без предметов, которые существенно облегчают наш труд и быт. Среди них и телевизор.  Просмотр ...

Консультация для родителей "Правильный выбор телевизионных передач для ребенка"

Правильный выбор  телевизионных передач для ребенка....

Конспект НОД с детьми старшей группы "Телевизионная передача "Удивительные животные".

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи....

Телевизионные передачи и их влияние на дошкольника

Автор: Вартанова Жанна Викторовна.,                             ...