Консультация для педагогов
консультация

Алина Федоровна Головнина
Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и родителей, проблемы и решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации и родителей, проблемы и решения.

Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Совместная работа воспитателей и родителей по формированию личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Ведь речь идет о том, чтобы решить задачи всестороннего развития дошкольников объединенными усилиями педагогов и родителей воспитанников детского сада. В современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем.
Теоретический анализ подходов к реализации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в работах Бабаевой Т.И., Березиной Т.А. и других показал, что осуществление полноценного взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи возможно только
при следующих условиях:
- готовность педагогов к взаимодействию с родителями;
- настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей;
- определение значимых для педагогов и родителей, целей и задач, по которым будет осуществляться взаимодействие;
- разработки содержания этого взаимодействия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников.
Как мы видим, особое значение для реализации взаимодействия имеет позиция субъектов взаимодействия – родителей и педагогов, их готовность сотрудничать.
В настоящее время семья испытывает целый ряд социально-экономических, психологических проблем, которые отвлекают родителей от воспитания детей. В качестве наиболее острых проблем семейного воспитания исследователи выделяют проблемы эмоционального благополучия ребенка в семье. Поэтому деятельность педагога с семьей должна включать
три основных составляющих:
- помощь в образовании,
- психологическую помощь,
- посредническую.
Основной составляющей социально-педагогической деятельности является образование родителей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи.
Именно с такими целями проводится широкое просвещение родителей по тем или иным вопросам в зависимости от категории семьи.
Из существующего множества типологий семьи задачам деятельности педагога отвечает следующая комплексная типология, которая выделяет
четыре категории семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому:
- благополучные семьи,
- семьи группы риска,
- неблагополучные семьи,
- асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания. В случае возникновения проблем, им достаточно разовой однократной помощи.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от нормы, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья, и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с напряжением своих сил, поэтому педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками. В зависимости от этого педагог подбирает формы и методы педагогического просвещения.
Неблагополучные семьи, имея нужный социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями. Адаптация у таких семей низкая, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, малорезультативен. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны педагога.
Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа педагога с такими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами.

Из этого следует, что работа с родителями должна вестись регулярно, в зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение различных форм работы.
Таким образом, можно разделить родителей на две большие группы: 
Гармоничные семьи (талантливые, активные семьи, семьи благополучные в психико-педагогическом отношении)
Проблемные семьи (требующие длительной помощи, семьи групп риска)
Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности, отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.
Вот почему главные усилия педагогов и всего коллектива дошкольных учреждений должны быть направлены на:
- улучшение семейного микроклимата;
- формирование положительных взаимоотношений в семье;
- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовка его к школе.
Организуя работу с семьей, педагог должен понимать, каких результатов он хочет реально достичь в ходе взаимодействия с семьей. Результаты такого взаимодействия могут проявляться в таких аспектах, как улучшение отношений родителей с ребенком, их лучшем взаимопонимании, в создании родителями значимости своей воспитательной деятельности, появление родительской ответственности, в более оптимистичном взгляде родителей на возможности решения проблем воспитания ребенка.
Поэтому в ходе подготовке к взаимодействию педагогам важна, определить, для чего им может быть полезно сотрудничество с родителями в их педагогической деятельности. Оно может сделать результаты их труда более эффективными, потребует меньше энергетических и психологических затрат для развития, воспитания и обучения их воспитанников.
Педагогу целесообразно выбирать то содержание взаимодействия, которое значимо для него самого и которое он сможет сделать значимым для родителей.
Для эффективного решения задач необходимо, чтобы педагог знал особенности семей своих воспитанников, владел методами психолого-педагогической диагностики проблем семейного воспитания. Такая диагностика позволит увидеть своеобразие семейного воспитания каждого ребенка, его особенности, взаимоотношений с близкими и, что особенно важно, потребности в педагогической помощи самих родителей. Результаты проведенной диагностики дадут возможность педагогу увидеть, как эффективней построить сотрудничество с разными родителями.
Изучение семьи воспитанника позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями.
Но следует помнить, что изучение семьи – дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы: 
Анкетирование родителей
Анкетирование воспитателей
Тестирование родителей
Индивидуальные беседы с родителями
Индивидуальные беседы с детьми
Посещение семьи ребенка
Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья»
Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья»
Наблюдение воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей
Моделирование игровых и проблемных ситуаций.
Организуя непосредственное взаимодействие с родителями педагогу необходимо, прежде всего, заинтересовать их возможностями совместного воспитания своих детей. Для этого ему необходимо научиться использовать такие формы взаимодействия, в которых родители смогут занять активную позицию – дискуссии, круглые столы, родительские конференции, деловые игры. 
Вывод:
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких обще педагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений.
В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать
следующие социально-педагогические методы:
- анкетирование;
- тестирование;
- индивидуальные беседы;
- наблюдения за детьми и родителями.
Проблема взаимодействия педагогов и родителей очень актуальна на сегодняшний момент, так как современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, экономических. Поэтому деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....