«Мы идем в первый класс» или как адаптироваться к школе родителям
методическая разработка (подготовительная группа)

Татьяна Зыбина

Данная методическая разработка направлена на психологическую подготовку родителей будущих первоклассников. В работе кратко раскрываются возрастные особенности детей дошкольного возраста, представлены методические материалы для работы с родителями и детьми. В работе используются разные методы для взаимодействия с родителями, такие как: анкетирование,  ролевые игры, родительские вечера, индивидуальные консультации. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx34.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы идем в первый класс» или как адаптироваться к школе родителям.

Пояснительная записка

Наступает важный этап в жизни дошкольников и его родителей. Ребенок становится взрослее и переходит на новую ступень – идет в первый класс. Этот период является волнительным не только для детей, но и для взрослых. Адаптация к новым условиям проходит по-разному. Кто-то спокойно отпускает ребенка в «свободное плавание», а кто-то продолжает контролировать детей, совершенно не давая вариантов для проявления самостоятельности. От настроя родителей зависит то, как пройдет адаптация у ребенка. Если взрослые нервничают и переживают, то с большой долей вероятности адаптационный период у детей затянется. А если родители психологически готовы вновь вернуться в школьное время и радостно отправляют ребенка в первый класс, то и адаптация пройдет легче и гораздо быстрее.

Данная методическая разработка направлена на психологическую подготовку родителей будущих первоклассников. Все материалы позволят не только успокоить переживающих взрослых, но и помочь им положительно настроиться на новый этап в жизни каждой семьи.

Так как преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой в нашей стране практически отсутствует, дети не могут незаметно пересесть из-за маленького детского столика за настоящую школьную парту. Для того чтобы детям было проще адаптироваться к новым условиям необходимо объединить усилия двух значимых для него социальных структур: семьи и детского сада. В рамках реализации данной разработки предусмотрена совместная работа родителей и воспитателей, направленная на подготовку родителей будущего первоклассника.

Цель: Создание условий для сотрудничества воспитателя и семьи в вопросах подготовки детей к обучению в школе.

Задачи:

  • Познакомить родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста (подготовительная группа)
  • Подготовить родителей к новой роли: родитель ученика
  • Формировать осознанность родителей в грамотной целенаправленной подготовке к школе
  • Способствовать партнерскому общению между родителями и детьми
  • Развивать позитивное отношение у родителей и детей к школе

Основные принципы:

  • Доступность. Все родители могут воспользоваться предложенными материалами.
  • Добровольность. Работа проводится только в рамках добровольного сотрудничества.
  • Заинтересованность. Не только родители, но и воспитатель должен быть замотивирован на взаимодействие с семьей.
  • Тактичность. Общение выстраивается в форме диалога и полном отказе от критики.

Предполагаемые результаты:

  1. Профилактика школьной дезадаптации у детей и родителей будущих первоклассников
  2. Установление эффективных взаимоотношений между воспитателем и семьей воспитанника
  3. Привлечение родителей для участия в мероприятиях

Содержание

Этап

Мероприятия

Задачи

Диагностика

«Знаете ли вы своих детей?»

На данном этапе детям предлагается ответить на ряд простых вопросов:

Какой у тебя любимый цвет?

Какую бы сказку ты хотел послушать перед сном?

Что ты любишь делать дома?

Какое занятие в саду тебе нравится больше всего?

Знаешь ли ты, что такое школа?

Хочешь ли ты пойти в школу?

Сам ли ты выбираешь себе одежду в магазине?

За что мама на тебя злится?

Говорит ли тебе мама, что она тебя любит?

Кому ты можешь доверить свой секрет?

Далее на эти же вопросы о своем ребенке отвечают родители. После чего им предлагается проанализировать ответы детей и сравнить их со своими.

Такая диагностика поможет выявить не только степень доверия ребенка, но и даст понять, знают ли родители своего сына/дочку.

Выявить степень взаимосвязи родителей и детей

Ролевая игра «Учимся взаимодействовать»

После того как мы выяснили уровень взаимосвязи детей и родителей, мы можем работать группами. Те родители, у которых максимально совпали ответы с детскими, остаются «родителями». Остальные становятся «детьми».

Далее проигрываются сценки из реальной жизни, которые играют важную роль в формирование личности ребенка.

Родители распределяются в пары. Все ситуации описываются на листочке и складываются в непрозрачный мешочек. «Родитель» выбирает ситуацию и проигрывает её с «ребенком».

В качестве ситуаций следует взять то, что непосредственно случалось с детьми.

Например:

1.Ребенок взял любимую игрушку в детский сад и оставил её там. Дома вспомнил и расплакался.

2.Ребенок не хочет идти в детский сад, а мама/папа уже опаздывает на работу.

3.Ребенок испортил одежду на прогулке.

4. Ребенок заболел и капризничает.

5. Ребенок не хочет делать поделку в сад на конкурс.

6. Ребенок отказывается вставать рано утром в садик.

Показать родителям, что дети тоже попадают в сложные жизненные ситуации для их возраста. И задача родителей помочь своим детям решить проблемы.

Беседа

«Школьные трудности для родителей»

Анкетирование «Мои ожидания от школы»

Все мы знаем, что школа является новым этапом в жизни не только у детей, но и у родителей. Но мало кто догадывается, как школа влияет на жизнь всей семьи. В ходе беседы можно узнать, понимают ли родители, какая ответственность ложится на их плечи и готовы ли они к ней.

При помощи анкеты мы выясняем, как родители представляют себе обучение в школе и какие ожидания у них имеются. (Прил.1)

Развитие осознанного отношения к школе

Выявление запросов родителей

Тематические консультации

После выявления запросов родителей проводится ряд консультаций.

Важно привлечь к консультациям как можно больше родителей. Можно предложить подготовить выступление на определенную тему родительскому комитету или желающим родителям, чтобы они тоже почувствовали себя экспертами.

Примерные темы:

1.Один ребенок в семье растет эгоистом. Правда или миф?

2. Как тревожность родителей влияет на детей?

3. Ребенок не хочет учиться, что делать?

Способствовать развитию интереса к жизни ребенка и коллектива в целом

Родительские вечера

Многие дети идут в первый класс уже с друзьями из детского сада. Так и родители продолжают общение и взаимодействие между собой. Сплочение коллектива поможет легче перенести адаптационный период.

Вечера могут проводиться как с детьми, так и без них, в зависимости от тематики встречи. Главное на этих вечерах, научиться слушать друг друга и сопереживать.

Примерные темы:

1.Первый совместный поход. Каким он был?

2.Каким я вижу будущее своего ребенка.

3.Наши семейные традиции.

4.Переживания на тему: «Есть ли друзья у моего ребенка?»

Способствовать формированию сплоченного коллектива

Работа с детьми

Диагностика

 «Готов ли я школьной жизни?»

Беседа «Школа – мой второй дом»

Просмотр мультфильмов и чтение сказок на школьную тематику.

Работа проводится в течение всего года. В ней принимают участие воспитатели и педагог-психолог. После проведенной работы родителям выдается лист с рекомендацией по дальнейшему обучение ребенка.  (Прил.2)

Помочь детям лучше

подготовиться к школе.

Определение уровня подготовленности детей к школьному обучению

Ознакомление родителей с основными требованиями к системам обучения

Здесь важно показать отличия образовательных программ в школе. Знакомство с ФГОС НОО поможет наглядно показать отличия современной школы от той, в которой учились сами родители.

Создать

позитивное отношение к

обучению в школе.

Индивидуальные консультации по запросу родителей

Повышение

родительской

уверенности и снятие тревожности.

Совместная работа с родителями «Режим дня первоклассника»

Педагог рассказывает о возрастных особенностях детей школьного возраста, после чего составляется памятка для родителей об «идеальном» режиме дня для ребенка.

Расширить знания о возрастных особенностях детей и их значимости в формировании распорядка дня.

Анкетирование

«Чему вы научились?»

Выявление эффективности работы с родителями по подготовке к школе.

Практическая значимость методической разработки

Разработка включает в себя накопленный ранее опыт педагога работы с детьми и родителями подготовительной группы. В ходе совместного сотрудничества с родителями и тесного взаимодействия у родителей формируется осознанная мотивация к учебе в школе. Данная разработка обогащает представления родителей о современной школе и выявляется потребности. В ходе работы родители являются активными участниками, а не только слушателями. Методическая разработка повышает педагогическую культуру родителей и способствует гармоничному переходу на новый этап.

Заключение

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что работа по подготовке родителей будущих первоклассников действительно необходима и не должна оставаться без внимания. В работе показан системный подход по взаимодействию с воспитанниками и их родителями.

Список используемой литературы:

  1. А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Комелева Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада. –  М.: Просвещение, 1985
  2. Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир. –  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
  3. Бодалева А.А. Популярная психология для родителей. – М.: Педагогика, 1989
  4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.  – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005
  5. Волков П.Г., Волкова М.С. Медико-педагогическая работа в дошкольном образовательном учреждении. – Старый Оскол: ООО ТНТ, 2003
  6. Г.М.Лялина Подготовительная к школе группа в детском саду. Книга для воспитателя. –  М.: Просвещение, 1972
  7. Григорова А.А. Поговорим  о наших детях. –  М.: Просвещение, 1967
  8. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей/авт.-сост. Глебова С.В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007
  9. Детский сад: будни ипраздники/Методическое пособие для работников доу/Сост.
  10. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. –  М.: Линка-Пресс, 2006
  11. Дошкольная педагогика: Учебное пособие/Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. Часть первая.  –  М.: Просвещение, 1988            
  12. Дошкольная педагогика: Учебное пособие/Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. Часть вторая.  –  М.: Просвещение, 1988                
  13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка: Кн. для воспитателя детского сада. –  М.: Просвещение, 1986
  14. Игра и развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Часть I,II/Сост. Р.С.Буре, Т.И.Ерофеева. – М.: Прометей, 1995
  15. Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации./Под ред. Н.В.Ивановой. –  М.: ТЦ Сфера, 2008
  16. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьёй. –  М.: ТЦ Сфера, 2004
  17. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребёнка. –  М.: Просвещение, 1972
  18. Лялина Л.А. Планирование работы старшего воспитателя ДОУ: Методическое пособие. –  М.: ТЦ Сфера, 2008
  19. Миронова М.М. Психология среднего и старшего дошкольного возраста. – Волгоград: , 2006
  20. Могилевская Г.Л. Семейный климат. – М.: Знание, 1973
  21. Одарённые дети: Пер. с англ./Под ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991
  22. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А.В.Можейко. . –  М.: ТЦ Сфера, 2009

 

Приложение 1

Анкета для родителей «Что вы ждете от школы?»

Фамилия, имя  ребенка._______________________________________

Как Вы считаете, в чем заключается готовность ребенка к школе:

  1. умение читать и писать
  2. умение считать
  3. умение логически мыслить
  4. психологическая готовность
  5. ответственность и самостоятельность
  6. умение общаться в коллективе сверстников
  7. умение общаться со взрослыми

*можно выбрать несколько ответов

Как вы можете помочь сыну/дочери подготовиться к школе?

Какой вы представляете первую учительницу вашего ребенка?

Каким будет его класс?

Чего вы ждете от школы?

Какие страхи испытываете вы?

Какие страхи испытывает ребенок?

Говорит ли вам ребенок, что боится знакомиться с ребятами в школе?

Говорит ли ребенок, что боится знакомиться с учителями?

Какие формы взаимодействия с д/с по подготовке к школе кажутся для вас наиболее примлемыми:

Консультации педагога-психолога

Родительские собрания

Родительские вечера

Информация в «Родительском уголке»

Другое (укажите, что именно) ____________________________

Спасибо за честные ответы!

Приложение 2

Ориентировочный тест школьной зрелости

А.Керна - Я.Йирасека

Цель: установление степени школьной зрелости.

Задания теста выполняются детьми по инструкции и образцу. Тест может применяться индивидуально и в группе.

Выполнение задания оценивается по пятибальной системе (1 - высший балл, 5-низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по всем заданиям.

Ключ:

Оценка выполнения теста (отметки от 1 - 5) идет по каждой задаче отдельно.

Задача 1. Рисунок мужской фигуры.

Инструкция: «здесь нарисуй какого-нибудь человека так, как ты это сумеешь». 

Ключ:

  • 1 балл - нарисованная фигура имеет, голову, туловище, конечности. Голова и туловище соединены шеей. На голове имеются волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с кистями на которых по 5 пальцев. Ноги внизу загнуты. Одежда - мужская. Фигура нарисована синтетическим методом.
  • 2 балла - все требования как в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.
  • 3 балла - рисунок имеет голову, туловище и конечности. Руки нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.
  • 4 балла - примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.
  • 5 баллов - не хватает ясного изображения туловища («головоногое» изображение ли преодоление «головоного» изображения) или обоих конечностей.

Задача 2. Подражание письменным буквам.

Инструкция: «посмотри, здесь, что-то написано. Ты еще не научился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом (справа) на пустом месте напиши так же».

Ключ:

  • 1 балл - удовлетворительное подражание. Начальная буква имеет заметную высоту. Буквы хорошо соединены в два слова. Переписанное не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.
  • 2 балла разборчивое подражание. Величина  букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.
  • 3 балла - минимальное расчленение на две части. Можно разобрать хотя бы 4 буквы.
  • 4 балла - похожи на образец 2 буквы. Целое образует еще строчку «писания».
  • 5 баллов - черкание.

Задача 3. Срисовывание группы точек.

Инструкция: «посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и нарисуй рядом точно так же».

Ключ:

  • 1 балл -  удовлетворительной. Допускается небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка не допустимо, увеличение не должно быть больше чем на половину. Рисунок должен быть параллелен с образцом.
  • 2 балла количество и расположение точек отвечает образцу. Допускается отклонение 3 точек на половину промежутка между рядами или столбцами.
  • 3 балла - целое по контуру похоже на образец. По высоте и ширине не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше 20 или меньше 7. Допускается любой поворот - даже на 180 градусов.
  • 4 балла - не похож на образец по контуру, но еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения.
  • 5 баллов - черкание.

Подсчитывается общий результат - сумма баллов по отдельным заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматриваются как выше среднего, от 7 - 11 - как среднее, от 12 - 15 - ниже нормы. Детей, получивших 12 - 15 баллов, необходимо углубленно обследовать.

Приложение 3

«Таблица для составления памятки с родителями»

Время

Деятельность

Подъем

Личная гигиена

Зарядка

Завтрак

Дорога в школу

Занятия в школе

Дорога из школы

Обед

Выполнение домашнего задания

Прогулка

Свободное время

Совместное время с семьей/посещение кружков

Подготовка учебников и тетрадей на след.день

Ужин

Личная гигиена

Сон

Приложение 4

Анкета для родителей «Чему вы научились?»

1. Было ли полезно для вас узнать возрастные особенности своего ребенка?

2. Какая форма взаимодействия вам понравилась больше всего?

3. Стало ли вам спокойнее отдавать ребенка в школу?

4. Смогли ли вы донести до ребенка значимость школы?

5. По вашему мнению, готов ли ваш ребенок к обучению в школе?

6. Помогли ли вам наши упражнения и встречи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематической встречи с родителями "Мы идем в первый класс"

Встреча с родителями детей подготовительной группы, помощет родителям оценить уровень подготовки к школе своих детей, получить полезные рекомендации....

"Первый раз, в первый класс". Поможем ребёнку адаптироваться.

Первое сентября самое важное и судьбоносное событие для ребенка. Именно в этот день он впервые переступит школьный порог, и у него начнется совершенно новая жизнь, ведь отныне он ученик первого класса...

«Мы идем в первый класс!»

Конспект праздника посвященного выпуску детей в школу....

Родительский всеобуч "Мы идем в первый класс"

В материале говорится о видах готовности к школьному обучению и даны практические рекомендации по развитию памяти, внимания, мышления и т.д....

Рекомендации родителям дошкольника: идем в первый класс.

Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в перый класс и был подготовлен к школе,чтобы его учеба успешной и продуктивной, прислушайтесь к рекомендациям......

Родительское собрание "Мы идем в первый класс"

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе "Мы идем в первый класс"...

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО ПРАЗДНИКА "МЫ ИДЕМ В ПЕРВЫЙ КЛАСС"

МБДОУ детский сад « Радуга» с. Алгасово Моршанского района Подготовила муз. рук. Лыкова О. А.Муз. рук. Прощальный бал ! так много глаз...