Родительское собрание в подготовительной к школе группе "Мы идем в первый класс"
консультация

Ковырдюлина Александра Викторовна

В данном конспекте отражены основные составляющие психологической готовности к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в подготовительной группе

Воспитатель: Ковырдюлина А.В.

Тема: «Мы идем в первый класс»

Цель: вовлечение родителей в процесс подготовки детей к обучению в школе.

Форма организации: круглый стол.

Материалы и оборудование: ИКТ.

Структура:

I. Вводная часть

а) вводная беседа;

б) знакомство со схемой школьной готовности.

II. Основная часть

а) интеллектуальная готовность;

б) мотивационная готовность;

в) волевая готовность;

г) коммуникативная готовность;

д) игра «Экзамен для родителей»;

е) физкультминутка «Выйди в круг».

III. Заключительная часть

а) упражнение «Открытое письмо родителям»;

б) вопросы о разном.

Ход собрания:

I. Вводная часть

Воспитатель: Вот и наступил последний год перед поступлением Вашего ребенка в школу. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями, но и массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает не только, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя отлично, но и оставался здоровым. Это зависит от того, как ответственно мы отнесемся к этому вопросу в течение этого года.

«До школы еще целый год!» – часто мы слышим от вас, а мы отвечаем: «До школы только один год». Сколько еще нужно сделать, успеть. Перед вами и перед нами сейчас стоит важная, ответственная задача – подготовить ребенка к школе.

Для него начнется новая жизнь, появятся первые заботы, обязанности:

- самостоятельно одеваться, умываться;

- внимательно слушать и слышать;

- правильно говорить и понимать то, что ему говорят;

- спокойно сидеть в течение 45 минут;

- быть внимательным;

- уметь самостоятельно выполнять домашние задание.

Очень важно с первых дней пробудить у ребенка интерес к школе, поселить в нем желание выполнять каждое задание, как можно лучше, упорно и настойчиво трудиться.

Заметьте, если у школьника учение идет успешно, то он занимается с охотой, и наоборот неудача вызывает нежелание учиться, идти в школу, страх перед трудностями. Эта неудача расслабляет и без того еще слабую волю ребенка. Мы взрослые по себе знаем, каким большим стимулом в работе является успех, как он окрыляет нас, как хочется больше работать.

Хорошо подготовить детей к обучению к школе – это значит, как думают некоторые, научить детей читать и писать. Но это не так! Чтению и письму их будут обучать в школе учителя – специалисты знающие методику. Важно подготовить ребенка к школе физически и психологически, социально.

Поэтому, не ставьте во главу угла только чисто практическую подготовку ребенка. Помните о важности социальных навыков: умения общаться, заводить друзей, отстаивать свои интересы.

II. Основная часть

Воспитатель: Далее мы познакомим вас со схемой школьной готовности. Более подробно остановимся на психологической готовности, которая включает:

- интеллектуальную готовность;

- мотивационную готовность;

- эмоционально-волевую готовность;

- коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии.

К 6-7 годам ребенок должен знать:

  1. Свое имя, отчество и фамилию
  2. Свой возраст (желательно дату рождения)
  3. Свой домашний адрес
  4. Свой город, его главные достопримечательности
  5. Страну, в которой живет
  6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию
  7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года)
  8. Домашних животных и их детенышей
  9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей
  10. Транспорт наземный, водный, воздушный
  11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды и т.д.
  12. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов
  13. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки
  14. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
  15. Различать гласные и согласные звуки.
  16. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
  17. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
  18. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
  19. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.
  20. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  21. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д.).

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учеба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого человека.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей:

- ставить перед собой цель,

- принять решение о начале деятельности,

- наметить план действий,

- выполнить его, проявив определенные усилия,

- оценить результат своей деятельности,

- а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные и подвижные игры, где необходимо соблюдать правила.

Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту. Не ругайте ребенка за ошибку, а разберитесь в ее причине. Относитесь к ребенку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как все знать невозможно.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Воспитатель: Все мы знаем, что жизнь дошкольника отличается от жизни первоклассника. Сейчас проведем «Экзамен для родителей». Для этого вам нужно ответить на ряд вопросов:

- Какие занятия проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребенок в 1 классе?

- Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе?

- Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? Длительность урока в школе?

- Сколько педагогов обучает ребенка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребенка в 1-м классе?

Воспитатель: А сейчас отдохнем. Для этого проведем физкультминутку. Нужно встать в круг, взять друг друга за руки. Теперь будем двигаться по кругу под музыку, и выполнять небольшие задания:

- Выходят в круг и жмут друг другу руки те родители, которые любят поспать.

- Выходят в круг и хлопнут в ладоши те родители, которые любят сладкое.

- Выходят в круг и танцуют те родители, которые: любят работать в огороде.

- Выходят в круг и делают «пружинку» те родители, которые любят делать заготовки на зиму.

- Выходят в круг и прыгают на двух ногах те родители, которые любят тратить деньги.

- Выходят в круг и кружатся те родители, которые любят путешествовать.

- Выходят в круг и жмут друг другу руки те родители, которые любят своих детей.

Воспитатель: Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Для того чтобы понять, какая помощь нужна ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы. Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети вам откроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам понять своего ребенка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениям.

III. Заключительная часть

Упражнение «Открытое письмо родителям» Каждый родитель получает «открытое письмо» своего ребенка.

Вывод. Подведение итогов

Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по-иному взглянуть на их трудности, и на подготовку к школе вообще. Помните, ребенок, отлично подготовленный к школе, не только хорошо учится, но и отлично общается со сверстниками, радует преподавателей и родителей своими творческими успехами.

В заключение очень хочется сказать, что подготовить ребенка к школе может каждый родитель, главное системность, постоянство и терпение. Никто лучше вас не знает ребенка, поэтому мы желаем вам плодотворно поработать этот год и с удовольствием пойти в школу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы идем в первый класс

Слайд 2

Чему необходимо научить будущего первоклассника в первую очередь самостоятельно одеваться, умываться; внимательно слушать и слышать; правильно говорить и понимать то, что ему говорят; спокойно сидеть в течение 45 минут; быть внимательным; уметь самостоятельно выполнять домашние задание.

Слайд 3

Психологическая готовность к школе интеллектуальная готовность; мотивационная готовность; эмоционально-волевая готовность; коммуникативная готовность.

Слайд 4

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии.

Слайд 5

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это обязанность каждого человека

Слайд 6

Волевая готовность - умение ставить перед собой цель - умение принять решение о начале деятельности - умение наметить план действий - умение выполнить план, проявив определенные усилия - умение оценить результат своей деятельности - умение длительно выполнять не очень привлекательную работу

Слайд 7

Коммуникативная готовность предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

Слайд 8

Подготовить ребенка к школе может каждый родитель!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе в конце учебного года. «Первый раз в первый класс!»

Важным показателем готовности к школе является интеллектуальная готовность. Долгое время под интеллектуальным развитием ребенка понимали наличие определенных умений и знаний....

Конспект открытого родительского собрания в подготовительной к школе группе «Скоро в первый класс»

Конспект открытого родительского собранияв подготовительной к школе группе«Скоро в первый класс»с использованием игровых технологийВоспитатель:Алёхина И.С.Дата проведения: 22.08.2019 г....

Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"

Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: "Использование конструктора Тико в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР. Мастер - класс: "Тико и нейропсихологический подход"

Родительское собрание в подготовительной к школе группе. Тема: "Использование конструктора Тико в работе учителя - логопеда с детьми с ЗПР". Мастер -  класс: " Тико и нейропсихолог...

ПРОТОКОЛ № 1 Родительского собрания в подготовительной к школе группе «Знайки» Тема: «Что должен знать и уметь выпускник подготовительной к школе группы».

ПРОТОКОЛ № 1Родительского собрания в подготовительной к школе группе «Знайки»  Тема: «Что должен знать и уметь выпускник подготовительной к школе группы».от 02.09.202...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «А вы готовы в первый класс?»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе«А вы готовы в первый класс?»ВведениеПедагог-психолог:Здравствуйте, уважаемые родители!Уже через три месяца ...