"Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС"
презентация

Дугарова Александра Николаевна

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, в соответствии:

  • С особенностями каждого возрастного этапа
  • Охраны и укрепления здоровья детей
  • Учета особенностей и коррекции недостатков детского развития.
  • Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: социальных и духовных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pprs_v_dou_1.ppt2.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС» Выполнила воспитатель Дугарова А.Н.

Слайд 2

Е. И. Тихеева . «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы»

Слайд 3

« Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» (С.Л. Новосёлова) « Развивающая среда – это определённым образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение» (В.В. Петровский

Слайд 4

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, в соответствии: С особенностями каждого возрастного этапа Охраны и укрепления здоровья детей Учета особенностей и коррекции недостатков детского развития. Специально-организованное пространство включает : Помещение Участок Материалы Оборудование Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы, Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).

Слайд 5

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: социальных и духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

Слайд 6

При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию: образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития; двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения; различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

Слайд 7

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить: 1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. 2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. 3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. 4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми. 5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

Слайд 8

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. 8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. 9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. 10. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Слайд 9

Основные требования к организации среды Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть: Содержательно- насыщенная Развивающая Трансформируемая Полифункциональная Вариативная Доступная Безопасная Здоровьесберегающая Эстетически-привлекательная.

Слайд 10

Насыщенность среды предполагает: Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

Слайд 11

Полифункциональность материалов предполагает: Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.) Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)

Слайд 12

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости: От образовательной ситуации От меняющихся интересов детей От возможностей детей

Слайд 13

Вариативность среды предполагает: Наличие различных пространств Периодическую сменяемость игрового материала Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми Появление новых предметов

Слайд 14

Доступность среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования

Слайд 15

Безопасность среды: Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия

Слайд 16

Функции предметно-пространственной среды С тимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Слайд 17

Иметь привлекательный вид; Выступать в роли естественного фона жизни ребенка; Снимать утомляемость; Положительно влиять на эмоциональное состояние; Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир; Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью. Предметно – развивающая среда в детском саду должна:

Слайд 18

Показатели оценки развивающей среды: Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе; Отсутствие конфликтов среди детей; Наличие продуктов детской деятельности; Динамика развития ребенка; Невысокий уровень шума .

Слайд 19

Младший дошкольный возраст Необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Средний дошкольный возраст Предметно-развивающая среда организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать. ФОРМИРОВАНИЕ РППС В группах раннего возраста в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

Слайд 21

В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.

Слайд 22

Подготовительный к школе возраст Предметно-развивающая среда организуется с учетом возможности ребенка заниматься любимым делом. Материалы, способствующие овладению чтением, математикой. (печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему) Материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей . (энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты) Размещение оборудования по секторам (центрам развития , зонам, уголкам) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: ( конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. ) Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности (роботы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций)

Слайд 23

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе: ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности: - рабочая - активная - спокойная

Слайд 25

Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС Социально-коммуникативное развитие: Познавательное развитие: Речевое развитие: Художественно-эстетическое развитие включает: Физическое развитие:

Слайд 26

Социально-коммуникативное развитие: Центр ППД Центр пожарной безопасности 3. Центр труда, уголок дежурств 4. Центр активности (центр сюжетно- ролевых игр )

Слайд 27

Познавательное развитие: Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения Центр сенсорного развития Центр конструктивной деятельности Центр математического развития Центр экспериментирования

Слайд 28

Речевое развитие: Центр речевого развития или уголок речи грамотности Центр «Будем говорить правильно» Центр «Здравствуй, книжка! » Логопедический уголок

Слайд 29

Художественно-эстетическое развитие включает: Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки» Центр музыкально-театрализованной деятельности

Слайд 30

Физическое развитие: Центр физического развития Центр сохранения здоровья Спортивный уголок «Будь здоров!»

Слайд 31

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....

«Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС».

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (...

«Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС:...

«Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС:...