«Культура народов России в детском творчестве»
рабочая программа (средняя группа)

Никитенко Валентина Сергеевна

Рабочая программа кружка для воспитанников средней  группы ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_narodov_rossii_v_detskom_tvorchestve.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ города Новосибирска

" Детский сад №346 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников"

Рабочая программа кружка

«Культура народов России

в детском творчестве»

средней  группы № 36 «Тюльпанчик»

Составитель программы:

Никитенко В.С.

г. Новосибирск, 2022г.


Пояснительная записка

Вид кружка: познавательно - творческий

Программа духовно-нравственного направления

Программа рассчитана для детей 4-5 лет

Срок реализации - 1 год

Режим работы кружка - занятия проводятся 2 раз в месяц.

Продолжительность занятия - 20 минут, во вторую половину дня.

Участники кружка: Дети, родители, воспитатели.

Образовательные области:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Актуальность кружка.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.

Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России в последнее время стала очень актуальной. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Реализация данного кружка требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание

Новизна и оригинальность: заключается в интеграции образовательных областей, развитие традиций проведения дней национальной культуры в группе, приобщение детей к традициям и культуре народов.

Практическая значимость:

  • Создание в группе музея национальной культуры, национальной одежды народов России
  • Пополнение картотеки подвижных игр играми народов России (русских, татар, башкир и т.д.);
  • Размещение материалов на сайт детского сада.

Цель: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.

Задачи:

  • Расширить знания о жизни людей, живущих в России, их обычаях, традициях, фольклоре.
  • Познакомить с национальной одеждой народов;
  • Дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских и др;
  • Приобщать детей и родителей к играм народов;
  • Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.

Идея кружка: через разные виды деятельности формировать представления о многообразии культур народов, национальных традициях и обычаях, гостеприимство, вежливость в общении, благодарность за помощь.

Замысел кружка: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.

Создание условий в группе:

- Создание в группе коллекции кукол в народных национальных костюмах.

- Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

- Приобретение необходимого дидактического материала.

- Создание игротеки игр разных народов.

- Обеспечение условий для развития толерантности;

- Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.

Средства реализации кружковой работы:

- устное народное творчество;

- художественная литература;

- музыкальное народное творчество;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- народные праздники, обряды, традиции;

- игра, народная игрушка и национальная кукла;

- музей «Русская изба»

Перспективное планирование на 2022 -2023 год по работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Дата   проведения

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

Русский народ: культура, традиции и обычаи.

  1. Русский народный фольклор. Знакомство с русской народной игрушкой. Изготовление традиционной «куклы – пеленашки».

Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег). Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – пеленашки». Развивать внимание, творческие способности детей.

  1. Русский народный костюм (орнамент). Рисование: «Русский народный костюм»

Рассказывать  о русском костюме, знакомить с символикой в украшении костюма. Воспитывать интерес к прошлому русского народа.

Октябрь

Украинский народ: культура, традиции и обычаи.

  1. Традиции и обычаи украинского народа. Украинские приметы и суеверия. Изучение украинской подвижной игрой  «Высокий дуб».

Развивать познавательный интерес, интерес к истории земли, её прошлому и настоящему; воспитывать патриотические чувства; познакомится с традициями и обрядами украинского народа. Познакомить детей с украинскими народными играми: с основными правилами игр и приемами проведения  подвижных игр. Воспитывать здоровый образ жизни через подвижные народные игры.

  1. «Украинский костюм». Презентация украинских костюмов на компьютере.

 Рисование: разукрась украинский национальный костюм.

Формирование у детей представлений об украинском народном костюме,  познакомить с историей украинского народного костюма, его особенностями, развивать интерес к украинскому народному декоративно-прикладному творчеству. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами.

Ноябрь

Молдавский народ: культура, традиции и обычаи.

  1. Молдавские традиции и обычаи. Просмотр презентации «Традиции и обычаи молдавского народа». Знакомство с молдавскими сказками: «Волшебный колокольчик», «Легенда о ласточке».

Формировать основы национального самосознания и любви к родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей (молдавский народ)

Познакомить детей с молдавскими  народными сказками. Воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам. Поддерживать интерес к литературным произведениям.

  1. Молдавский  народный костюм (орнамент). Рисование: «Молдавский  народный костюм»

Познакомить детей с культурой молдавского народа. Знакомить с молдавским национальным костюмом, особенностями орнамента. Развивать у детей любовь и интерес к народному творчеству. Воспитывать чувство патриотизма. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами.

Декабрь

Ханты манси: культура, традиции и обычаи.

  1. «Хантыйский фольклор» (загадки о природе, загадки о животных, хантыйские легенды) Знакомство с национальным  праздником народов Севера.  Ханты-фольклорный праздник «Вороний день»

Познакомить детей с бытом и традициями северных народов - ханты, обогащать знания через национальный фольклор. Познакомить детей с историей и традициями народов Севера – ханты, на примере одного из национальных праздников, древнейшего праздника весны – «Вороньего дня». Формировать у детей заинтересованное, уважительное отношение к культуре и народу своего края, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств; любви и преданности к родному краю.

  1. Хантыйские орнаменты. Рисование  «Украшение одежды хантыйским орнаментом». Изготовление  куклы «АКАНЬ» народа Ханты

Закреплять представления о том, что каждый элемент хантыйского орнамента имеет своё название и несёт определённый смысл. Познакомить с отдельными элементами орнамента «чумик», «медвежье ухо». Развивать умение детей рисовать в технике граттаж. Упражнять детей в украшении бумажных  силуэтов в виде туеска, используя новые элементы орнамента. Способствовать воспитанию  у детей интереса и уважительного отношения к культуре и творчеству хантыйских мастеров. Знакомство с традиционной куклой народа ханты и последовательностью её изготовления.

Январь

Татарский народ: культура, традиции и обычаи.

  1. Знакомство с культурой и одеждой Татарского народа.  Показ татарской народной сказки «Три дочери». РИСОВАНИЕ Тема: Кукла в Татарском национальном костюме.

Познакомить детей с культурой татарского народа. Знакомить с татарскими национальными костюмами, особенностями орнамента. Расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: камзул, калфак, тюбетейка. Познакомить детей с татарскими народными сказками. воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам.

-  поддерживать интерес к литературным произведениям.

Февраль

Башкирский народ: культура, традиции и обычаи.

  1. Познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда).

Башкирская народная игра “Липкие пеньки”,  народная подвижная игра  «Юрта».

Познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда). Развивать творческие способности, интерес к традициям братских народов, любознательность. Воспитывать чувство уважения к народам других национальностей, на основе изучения национальных культурных традиций

  1. Познакомить с народный праздником «Сабантуй»

Рассматривание иллюстраций с изображением башкирских орнаментов.

РИСОВАНИЕ Тема: Кукла в Башкирском национальном костюме

Приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения искусства башкирского народа, воспитывать уважение к   национальному искусству. учить видеть и передавать красоту национального костюма, его характерные особенности. Расширять знания детей о народных   праздниках включение их в детскую жизнь, так как в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал башкирского народа. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными и народными праздниками.

Март

Чеченский народ: культура, традиции и обычаи.

  1. Познакомить детей с культурой и традициями чеченского  народа (песни, танцы, обычаи). Знакомство с традиционными народными промыслами и ремёслами Чечни.

«Лепка декоративной посуды»

Познакомить детей с традициями чеченского народа. Расширить  представления детей об окружающем мире. Обогатить  представление детей о традициях и культуре народов, приобщать  к истокам  национальной культуры  на  примере  изучения  искусства  чеченского  народа, воспитывать  уважение  к   национальному  искусству. Продолжать учить детей изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи.

  1. Чеченский   народный костюм (орнамент).

Рисование: «Чеченский  народный костюм». Знакомство с чеченскими народными подвижными играми: «Уточка».

Познакомить детей с культурой чеченского  народа. Знакомить с чеченским  национальным костюмом, особенностями орнамента. Расширять кругозор, развивать любознательность. Формировать эстетический вкус. Развивать творческое воображение. Познакомить детей с чеченскими народными играми. Цель игры: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие гибкости позвоночника, развитие глазомера.

Апрель

Таджикский народ: культура, традиции и обычаи

  1. Таджикские  традиции и обычаи. Просмотр презентации «Традиции и обычаи таджикского  народа». Таджикская народная игра “Немая игра”

Формировать основы национального самосознания и любви к родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей (таджикский  народ).  Познакомить детей с таджикскими народными играми. Развитие координации движений, силы; воспитание сплоченности, товарищества.

  1. «Таджикский народный костюм (орнамент).

Рисование: «Таджикский народный костюм»

Познакомить детей с культурой таджикского   народа. Знакомить с таджикским  национальным костюмом, особенностями орнамента. Упражнять в технике работы кистью, кончиком ворса, плашмя. Расширять кругозор, развивать любознательность. Формировать эстетический вкус. Развивать творческое воображение.

Май

  1. Развлечение «Мы разные, но все-таки мы вместе»

Воспитывать в детях уважение к национальным культурам разных народов России; вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого в игре, воспитывать в детях дружелюбие, стремление к самовыручке, умению радоваться успехам других, развитие эмпатии, сострадания; создать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Культура народов России"

Наглядное пособие...

Презентация на тему: "Традиции и культура народов России"

Презентация адресована для воспитателей, для выступления на педагогических советах. В ней представлена традиция использования потешек в режимных моментах. ...

Тема: «Формирование представлений старших дошкольников о национальных культурах народов России».

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

Буклет "Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой народов России и ближнего зарубежья посредством ИКТ технологий"

Развитие представлений детей посредством компьютерных игр представления о людях ближайшего окружения...

План работы кружка "Культура народов России в детском творчестве" для детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план работы кружка для детей "Культура народов России в детском творчестве" для подготовительной группы...

Домашние задания по реализации образовательного проекта «Моя Родина-Россия. Культура народов России»

Материал содержит рекомендации для родителей и игры для детей среднего дошкольного возраста по теме «Моя Родина-Россия.  Культура народов  России»...

Рабочая программа кружка «Культура народов России в детском творчестве»

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса пр...