Тема: «Формирование представлений старших дошкольников о национальных культурах народов России».
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predstavleniy_o_natsionalnoy_kulture.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование представлений старших дошкольников о национальных культурах народов России».

(Слайд 2).

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Федеральным государственным  стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей  к культуре своего народа  и к уважительному,  доброму отношению к представителям других культур.

Мурманск - город со сложившимися традициями толерантности во взаимоотношениях представителей разных народов, вероисповеданий, с особым укладом дружелюбия и взаимопомощи.

В нашем городе проживают люди, приехавшие из разных уголков страны. Всех их объединяет этот северный край, у которого есть своя история, свои традиции, коренные жители  со сложившейся культурой и бытом.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

В чем же заключается сила народных традиций?

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, предоставляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться  с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, а также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутреннее сходство.

Формирование основ толерантной культуры у старших дошкольников, базируется на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

(Слайд 3) 

Из всего выше сказанного определила следующие приоритеты в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

  • Сформировать  у детей чувство причастности к истории многонациональной Родины через знакомство с народными праздниками и традициями.
  • Накопить опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров разных народов, ведь фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Развить  художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Сформировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам  народного декоративно-прикладного искусства различных народов, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.
  • Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).
  • Обогащать представления детей о нашей Родине - России: о Москве - столице России, о государственной символике нашей страны и странами ближнего Зарубежья.
  • Продолжать знакомить детей с культурой народов Севера (саами);
  • стимулировать и поощрять уважительное отношение к другим национальностям и народам;
  • формировать стойкую убежденность о важности мирного существования.

(Слайд 4, 5)

Для реализации этих задач в группе была создана необходимая среда:

  • подобран дидактический материал;
  • оформлены тематические альбомы, фотоальбомы;
  • приобретены куклы в национальных костюмах;
  • созданы презентации для ознакомления дошкольников с символикой, обычаями, традициями разных народов.
  • создана  аудиотека фольклора народов России  и народа Севера (саами): стихи, песни, сказки.
  • составлена  картотека народных игр.

Мною были разработаны перспективный  план (тематический годовой план работы),  конспекты занятий, собран материал из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.

(Слайд 6, 7, 8, 9)

В старшем дошкольном возрасте дети приобретают первые знания о своей этнической принадлежности. Это происходит через знакомство с:

  • Материальной культурой: (жилища, основные предметы быта; одежда - национальный костюм;  национальные украшения; труд людей и орудия труда.
  • Духовная культура: народные обычаи, обряды, праздники; язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
  • искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).

(Слайд 10)

Свою работу веду  в трех направлениях:

  • Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
  • Эмоциональное воздействие (важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
  • Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

(Слайд 11)

Для реализации указанных направлений использовала разнообразные средства:

  • устное народное творчество;
  • художественную литературу;
  • национальные костюмы;
  • игру, народную игрушку и национальную куклу;
  • декоративно-прикладное искусство, живопись;
  •  музыку;

(Слайд 12)

На музыкальных занятиях дети знакомятся с обрядовыми песнями, танцами, играми, народными музыкальными инструментами.  Приобщение детей к культурному богатству  разных народов нашей большой страны осуществляется  так же через устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки, легенды.

(Слайд 13, 14)

Закрепление знаний происходит в процессе игр – драматизации, театрализованной деятельности.

(Слайд  15)

«Народный календарь» праздников, тематических недель позволяет детям как нельзя лучше представить себе культурно-историческое пространство.

Это  такие праздники как «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица» и др.

(Слайд 16)

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является, игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но мне кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они учат тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое  вписано в жизнь детского сообщества.

Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, культуры, традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом - детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка,  и окружающий социум.

Знакомя детей с явлениями общественной жизни, особое внимание я уделяла теме  «Семья».

Здесь  формируется интерес к своей родословной. Можно  предложить детям нарисовать всех членов семьи, рассказать о них.

Эффективными формами взаимодействия с детьми являются беседы:

-«Что такое родословное дерево»,

-«Мои  мама и папа»  и т.д.;

Встречи с близкими взрослыми;

Игры:

-«Найди сходство»,

-«Чей я ребенок, угадай»,

Рассматривание семейных альбомов;

 Создание альбомов:

-«Наши сестры и братья»,

-«Наши бабушки и дедушки» и т.д.,

Изготовление групповых  газет:

- «Мамочка любимая моя»,

-«Моя семья», а также

 (Слайд 17)

-создание семейных гербов,  древа своей семьи.

Наряду с раскрытием темы «Семья» продолжила работу по теме «Детский сад». Рассказала  детям о том, почему детский сад так называется (здесь о детях заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду); показала общественную значимость детских садов: родители работают и, уходя на работу, не волнуются, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада.

 (Слайд 18)

В старшем дошкольном возрасте расширяются представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, День России  и др.); воспитывается любовь к Родине и уважение к людям, населяющим ее. Дошкольникам этого возраста уже доступно знакомство с флагом, гербом и мелодией гимна России.

 (Слайд 19)

Старших дошкольников знакомлю с историей возникновения Москвы, Кремля с их достопримечательностями.

Познакомила своих воспитанников  с гербами и национальными флагами республик Беларусь, Украины, Казахстана, Азербайджана, Татарстана и др.

Знание геральдики разных народов дети закрепляют в процессе художественно-творческой деятельности.

(Слайд 20, 21)

Особую важность имеет  работа по знакомству детей с былинным материалом. Она предполагает погружение ребёнка в атмосферу народной былины.  Ребёнок "проживает" события, происходящие с былинными героями, закрепляет в разговорной речи старославянские слова и изречения, потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.

Конкретизируя представления о России,  читаю детям художественные произведения, подбираю книги и альбомы для самостоятельного рассматривания иллюстраций.

Одним из  направлений в моей работе с детьми является стремление научить моих воспитанников постигать культуру других народов, живущих на территории нашего края.

(Слайд  22)

Мы живем на Кольском полуострове, за Полярным кругом.  Здесь живут многие народности, но ближайшие наши соседи и коренные жители – саами. Большим искусством северных мастеров – умельцев является изготовление из шкур и меха животных красивой одежды и предметов быта. Природный вкус, изящество, простота, высокое мастерство северных мастериц вызывает восхищение их изделиями.

(Слайд 23, 24, 25,27, 28, 29)

Для расширения представлений о малочисленном народе нашего северного края (саамов) использовала в своей работе:

-знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, предметами быта;

-знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы.

Встреча детей с жизнью и бытом северного народа саами начинается с чтения саамских сказок. Перелистывая с детьми страницы саамских сказок, мы беседуем о подвигах во имя народа, мечте о лучшей жизни, которую саамы связывают с солнцем. Фольклор способствует воспитанию у подрастающего поколения таких нравственных черт, как товарищество, дружба, взаимопомощь, семейные ценности.

Кроме этого в практику работы с детьми  включала:

-народные игры, народные игрушки и национальные куклы;

- организацию выставок  изделий народно-прикладного искусства;

-совместную творческую деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей).

Знакомя ребят с богатым, самобытным наследием саамской культуры, мы, делаем очень полезное дело. Ведь в фольклоре и декоративно-прикладном искусстве саамов заложены ценные педагогические идеи.

(Слайд 30)

Организация работы с детьми в старшем дошкольном возрасте, направленная на приобщение к иным национальным культурам и формированию толерантного отношения к их носителям, должна осуществляться в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей.

Систематическая работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию толерантной среды и принятию мира во всем его многообразии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект приобщения старших дошкольников к национальной культуре народов, населяющих республику Татарстан

помочь воспитателям дошкольного образовательного учреждения раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их об...

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с многонациональной культурой народов России»

В проекте предлжены разнообразные приемы работы по формированию культуры межличностных отношений в многонациональном обществе....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культуры народов России

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе  культуры народов России...

Приобщение дошкольников к национальной культуре народов родного края

Цель: развивать начало нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим. Воспитывать интерес к национальной культуре своего родного кр...

Сценарий фестиваля национальных культур «Народы России» в старшей группе

Сценарий фестиваля национальных культур «Народы России» в старшей группеЦель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего От...

Сценарий семейного музыкального фестиваля - конкурса национальных культур народов России «Многонациональная радуга»

Сценарий семейного музыкального фестиваля - конкурса национальных культур народов России «Многонациональная радуга» Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Россия – это самая...