Конспект развлечения в старшей группе по теме «Формирование представлений у дошкольников о самобытности русского народа в прошлом и настоящем»
материал (старшая группа) на тему

Чуракова Елена Николаевна

закрепление знаний детей о русских народных сказках, быте русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_po_teme.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлечения  в старшей группе по теме «Формирование представлений у дошкольников о самобытности русского народа в прошлом и настоящем»

       Программное содержание: Продолжать учить передавать диалог сказочных  персонажей, их характеры через  инсценирование   русской народной сказки «Заюшкина  избушка»

Продолжать знакомить с обычаями и традициями русского народа, с русскими  народными сказками.

Формировать художественно- речевые, исполнительские способности, побуждать к импровизации.

Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту нашего народа, народному творчеству. Активизировать речь, мышление.

        Предварительная работа: Чтение русских народных сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Маша и медведь», «Царевна – лягушка», «Гуси – лебеди», « Хаврошечка», «Морозко» и другие. Показ сказки «Репка», «Волк и семеро козлят» с помощью настольного театра. Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки «Царевна – лягушка», «Василиса Прекрасная». Драматизация сказки «Три медведя» с детьми. Рисование по сказкам. Знакомство с малыми фольклорными формами. Знакомство с прикладным творчеством: Дымка, Городец. Ежегодное проведение праздника Масленица. Беседы с детьми о быте русского народа, традициях русского народа.

      Материал. Детские рисунки к сказкам, сказки(книги), аудиозаписи русских народных сказок, утварь русского быта.

                                  Ход занятия

Под сказочную музыку дети входят в зал. Здороваются с гостями. Воспитатель обращает внимание детей на детские рисунки.

   Воспитатель: Вот чудесная страна,

                             Вся она чудес полна.

   Кого вы здесь увидели, узнали?

Дети называют героев сказок, какую сказку рисовали дети. Затем воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.

Воспитатель: А теперь, друзья вы посидите, что было раньше посмотрите.

Звучит музыка. Сидит матушка, качает люльку, и прядет, напевает колыбельную песенку

- Что же ты не засыпаешь?

Глазки что не закрываешь?

Дитятко мое. С тобой посижу,

Сказочку расскажу.

В некотором царстве, в некотором государстве….

Занавес  закрывается.

Воспитатель: Вот так в старину, сидя у прялки и люльки, укладывая детей спать, напевали колыбельные песенки, рассказывали сказки. А кто лучше всех умеет рассказывать? Конечно же бабушка. Бабушка умеет и утешить и рассмешить, и сказку рассказать. Ой, посмотрите, да вот и сама бабушка к нам идет.

Выходит бабушка- рассказушка.

Бабушка: Здравствуйте, люди добрые, разрешите отдохнуть у вас с дальней дороги.

Воспитатель: Добрый день, бабушка – рассказушка. Посиди, отдохни, заодно расскажи нам, где была, что видела, какие сказки услышала.

Бабушка: Ну что же, дети, вы сказки любите?(ответ детей). Ну тогда слушайте, какую сказку я вам расскажу. Лежал колобок на опушке. Мышка бежала, хвостиком махнула, колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и все все до крошки съели. Догадались, какую сказку я рассказала? («Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят») вы хорошо знаете сказки? Сейчас я проверю, а поможет мне в этом волшебный сундучок.

Бабушка обращает внимание на сказочный сундучок.

Бабушка: Сказки в сундучке живут,

                   Все они здесь тут как тут.

                  Очень просятся сюда.

                  Приоткрыть им крышку?(Да)

                  Загадаю вам загадку,

                  Вы мне скажете отгадку.

                  Потом я крышку поднимаю-

                 И отгадку вынимаю.

1.Снесла курочка яичко, не простое, а золотое.

2. Ловись, ловись рыбка большая и маленькая.

3.Пустил младший брат стрелу – попала она в болото, подхватила ее лягушка – квакушка.

Дети отгадывают название сказки, бабушка показывает отгадку – атрибут к этой сказке.

Бабушка:

По дороге я к вам шла,

Сундучок в руках несла,

А мешок волшебный мой,

Шагал рядом, как живой.

Потерялся он в пути,

Где теперь его найти? (печалится)

  Звучит сказочная музыка, появляется волшебный мешок, приплясывая.

Бабушка:

Ты куда запропастился?

Путешествовать пустился?

Должен ты стоять на месте,

Иль ходить со мною вместе.

(к ребятам)

Мой мешок вот какой,

Он волшебный, не простой,

Сказки в нем давно живут,

Просятся наружу. (мешок шевелится, издает звуки)

Он со мной всегда, везде

И в жару, и в стужу. (рассматривает мешок)

Чтобы сказка появмлась0

Загадайте ему загадку.

И тогда без промедленья

Выйдет из мешка отгадка.

Дети загадывают загадки, появляется из мешка отгадка

  1. Трудно дедушке седому,

С грядки урожай собрать.

Он решил друзей позвать.

Друг за друга взявшись крепко

Тянут из грядки (репку)

  1. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том в конце концов,

Стало множество жильцов. (Теремок)

  1. А дорога далека

А корзинка нелегка,

Сесть бы  на пенек,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

  1. От родной своей сторожки,

Убежал он по дорожке.

Бегать  он умел без ног,

Кто же это? (Колобок0

  1. Красна-девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжело,

Слезы  льет  бедняжка. (Снегурочка)

Бабушка:  Спасибо, волшебный мешок,

                    Ты мне очень помог!

                    Поскорее домой возвратись,

                    Да по дороге не заблудись.

(Мешок уходит)

Затем  дети вспоминают еще названия любимых сказок , их содержание. Бабушка – рассказушка говорит, что мир сказок огромен: есть народные сказки, есть авторские.

1. Какие сказки называются народными?

2.  Какие авторскими?

3. В чем особенность русских народных сказок?( много волшебства, превращений, животные говорят человеческим языком)

4. В кого превращаются герои русских народных сказок? ( царевна – лягушка – в Марью, перышко финиста – в царевича  «Иван царевич и серый волк» - волк в Елену Прекрасную, в коня «Сестрица  Аленушка  и братец Иванушка» - Баба- Яга – в ворону, братец в козленочка. Хаврошечка уменьшилась в размерах и пролезла в ушко).

   5. Кто скажет с каких слов начинаются русские народные сказки?

( Жили –были, в некотором царстве, в некотором государстве…за тридевять земель, в тридесятом государстве…. за синими морями, за высокими горами….

  1. А какими словами заканчиваются русские народные сказки

- И стали они жить поживать, да добро наживать…

- И я там был, вино, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

- Тут и сказке конец, а кто слушал –молодец

- И был пир на весь мир.

7. С помощью чего в сказках начинаются удивительные превращения? ( с помощью волшебных слов)

8. Какие волшебные слова вы знаете?

- по щучьему веленью, по моему хотенью

-Сивка- Бурка вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой.

Бабушка – рассказушка хвалит детей и предлагает им поиграть.

 Игра подвижная «Ищи свою сказку» ( музыка народная)

Бабушка:  Ребята, а как вы со сказкой можете познакомиться?

- Услышать (аудиозапись), увидеть( фильмы), прочитать, посмотреть в театре)

Бабушка:   Ребята, а вы хотите посмотреть сказку? Давайте скажем волшебные слова:

 - Сказка, сказка, отзовись,

Поскорей сюда явись

Открывается  занавес. Сказка « Заюшкина избушка» (драматизация сказки детьми старшей группы)

Бабушка:   Во всех сказках побеждает добро. Русские  люди очень добрые, гостеприимные, обязательно угощают гостей чаем и пирогами

Угощенье получайте и про нас не забывайте.

До свидания, прощайте,

И меня здесь вспоминайте.

  Бабушка уходит.

Воспитатель: Тут и сказке конец.

                          Кто смотрел и слушал – молодец.

                          Давайте попрощаемся с гостями.

                 

Resource id #2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в младшей группе по теме: "Формирование представлений о воде детей младшего дошкольного возраста"

Главной целью данного занятия является формирования представления о воде и ее необходимости в жизни человека у детей младшего дошкольного возраста....

Непосредственная организованная образовательная деятельность в старшей группе (компенсирующей направленности) по приобщению детей к культурным традициям русского народа «Белоствольная берёза – символ Родины моей»

В рамках инновационной деятельности «Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций» совместно с учителем-логопедом в соответствии с лексической темой проводим интегрированные занят...

Проект по теме: «Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни в контексте ФГОС ДО»

Проект по теме: «Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни в контексте ФГОС ДО»...

Конспект в средней группе на тему "Формирование представления о звуках. Звуки вокруг нас"

Тема: Формирование представления о звуках. Звуки вокруг насЦель: сформировать понятие о  речевых звуках.Задачи:1. Формировать у детей представление о звуках, учить различать речевые и нерече...

Методическая разработка по формированию представлений о традиционно – бытовой культуре русского народа у детей среднего дошкольного возраста

quot;Русская изба" – это методическая разработка для познавательного и речевого развития детей среднего дошкольного возраста, с помощью которого дети знакомятся с описанием русской избы, е...

Конспект занятия старшая группа ФЦКМ Тема: «Путешествие в прошлое лампочки»

Конспект занятия старшая группа ФЦКМТема: «Путешествие в прошлое лампочки»...