Конспект в средней группе на тему "Формирование представления о звуках. Звуки вокруг нас"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Мартынова Татьяна Михайловна

Тема: Формирование представления о звуках. Звуки вокруг нас

Цель: сформировать понятие о  речевых звуках.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о звуках, учить различать речевые и неречевые звуки. Познакомить с органами речевого аппарата.

2. Развивать слуховое внимание, учить различать темп звучания, воспроизводить звукоподражания.

3. Развивать внимание, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2_srednyaya_gruppa.docx156.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для средней группы

2.Тема: Формирование представления о звуках. Звуки вокруг нас

Цель: сформировать понятие о  речевых звуках.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о звуках, учить различать речевые и неречевые звуки. Познакомить с органами речевого аппарата.

2. Развивать слуховое внимание, учить различать темп звучания, воспроизводить звукоподражания.

3. Развивать внимание, память.

Оборудование: зеркало на каждого ребенка,  мячики , картинки: собака, корова, машина, листья, комар, муха , пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека, бубен.

Лексический материал: звуки, звуки речи, радостный, печальный, сердитый.

Ход занятия:

Организационный момент.

Психогимнастика:

 - Посмотрите на эти лица.. Детям показывают пиктограммы.

 – Какие они разные!

Они изображают эмоциональное состояние человека: радостный, весёлый, печальный, сердитый.

Мимические упражнения. Изобразите доброго волшебника, печальную Алёнушку, веселого Ивана-царевича. Возьмите зеркало, оно вам поможет.

Основная часть.

Объявление темы занятия.

 -Сегодня будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

Развитие слухового внимания

Игра «Молчанка».

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы слушать звуки.

Вокруг вас множество звуков. Предметы издают разные звуки. Послушайте эти звуки.

- Послушайте звуки за окном. (Дети закрывают глаза.)

- Что шумит? (Деревья, листья.)

- Что гудит? (Машины.)

- Кто кричит? (Мальчики, дети.)

- Кто разговаривает (Люди.)

- Внимательно послушайте и определите, какие звуки доносятся из коридора. (Дети отвечают.)

- Скажите, что же мы с вами слышим? /Звуки/

А чем же мы слушали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

Динамическая пауза. Игра «Прогулка в лес»

Логопед говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь логопед стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя. Логопед объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться» .После окончания игры дети идут к столам, перешагивая через мячи.

- Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени. Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. - Садитесь.

Игра «Кто сказал "Бум"?».

- Узнайте по голосу: кто сказал «бум»?

Педагог выбирает водящего. Ребенок-водящий закрывает глаза. Он должен по голосу определить того, кто сказал «бум».

Знакомство с термином «Речевой звук»

 Развитие слухового внимания и памяти.

Звуки могут издавать многие предметы, которые нас окружают. Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить (показ предметных картинок).

Где-то собаки рычали: р-р-р.

В стойле коровы мычали: му-му-му.

В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.

Мимо машины трещали: тр-тр-тр.

Листья на ветру шумели: ш-ш-ш.

А комары всё пели: з-з-з.

- Помогите мне рассказать его снова (Взрослый читает стихотворение, дети договаривают последние звуки).

Ознакомление с органами артикуляционного аппарата.

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – дом для звуков.

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится… (губами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язык. В каждом домике есть потолок. Это – нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите язык за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язык стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живёт голосок. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы слышите голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся и запел так громко, что стенка домика задрожала.

Так что же помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.)

 Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

Артикуляционная гимнастика. 

Чтобы правильно произносить звуки, надо научить губы, язык делать зарядку.

Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь. (часики , качели)

А еще надо научиться правильно дышать.

Упражнение на дыхание «мячик-ямка». 

«Мячик» – вдох, живот становится как мячик. «Ямка» – выдох, живот втягиваем, становится как ямка.

Пока звучит бубен, вдыхаем воздух, превращаем живот в мячик. Когда зашуршит бумага, выдыхаем воздух, превращаем живот в ямку.

 Физкульт. минутка.

Есть на пальцах наших ногти, 

На руках ладони, локти. 

Лицо, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове 

Уха два и мочки две.

Брови, щёки и виски,

Две ноздри, что так близки.

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

Итог занятия

Что мы слушали? (Звуки)

Какие неречевые звуки звучали?

Какие речевые звуки произносили?

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56a1ea30dd313/rabochaia-tietrad-ighraiem-i-razvivaiemsia-s-intieriesom_34.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по звуковой культуре речи Тема: «Звук л».

Этот конспект составлен в игровой форме. Дети с удовольствием занимаются, выполняют задания играя....

Мастер -класс "Я хочу услышать звуки, звуки жизни вокруг нас"

Ознакомление с принципами образования звуков.1.Воспитание интереса к звучащему миру.2.Развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тувинском языке тема: ЗКР Звук "Ч"

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тувинском языкеТема: ЗКР Звук «Ч».Сорулгазы: уругларга «Ч» деп уну шын адап ооредири, бо унге мергежилгелерни кылдыртыры (ангы, соске, шулукке...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе, направленный на отработку детьми звуков "с" и "сь"...

Конспект НОД с детьми средней группы Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р Образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-э...

Конспект 1 часть по развитию речи в старшей группе на тему "Путешествие в страну звуков. Звуки Ч и Ц"

Тема «Путешествие в страну звуков. Звук Ч и Ц» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстети...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Путешествие в страну звуков. Звук -Ц-»

Задачи:Познакомить со звуком -Ц-.Формировать умение произносить звук чётко с различной силой голоса (изолированно, в чистоговорках, словах, фразовой речи).Совершенствовать  умение определять перв...