Конспект занятия в средней группе по звуковой культуре речи Тема: «Звук л».
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) по теме

Этот конспект составлен в игровой форме. Дети с удовольствием занимаются, выполняют задания играя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  

 занятия в средней группе по звуковой культуре речи

Тема: «Звук л».

                                          МДОУ ЦРР д/сад № 30 «Кленочек»

                                          Воспитатель: Зарецких Н.В.

                                          Апрель, 2008 год.

Занятие №8

Программные задачи:

  1. Учить детей правильно произносить звук  Л изолированно, в слогах, словах, фразовой речи.
  2. Упражнять детей в произнесении звука –ль- изолированно, в слогах, словах, фразовой речи.
  3.  Развивать фонематический слух - выделять заданный звук голосом, называть слова с заданным звуком, различать твёрдые и  мягкие согласные звуки.
  4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

 

Материал:

Два самолёта большой и маленький; модель поезда с вагончиками по количеству детей; карточки с предметами в названии которых есть звук –л-; игрушки с заданными звуками.  

Предварительная работа:

Отработка звука –ль-; заучивание чистоговорки.

Ход занятия:

1  часть

Дети сидят полукругом.

- Дети, какое сейчас время года? (весна). Давайте все улыбнёмся весне, солнышку, друг другу.  Весной вся природа оживает: распускаются листья на деревьях, зацветают цветы, прилетают птицы из тёплых стран.

Пальчиковая гимнастика.

Покажите, как птицы:

- машут крыльями;

- птицы клюют зёрнышки;

- прилетели птицы, свили себе гнёздышки;

- в гнёздышках  появились птенцы, они хотят  кушать, птенчики открывают рот.

Артикуляционная гимнастика.

-Хорошо на улице тепло. И наш язычок захотел погреться на солнышке и поиграть.

Упражнение «Лопаточка»

Язык лопаткой положи.

 И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять.

 И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать. ( Улыбнуться, расслабленный язык положить на нижнюю губу, держать на счёт).

Упражнение «Вкусное варенье»

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу. ( Рот слегка приоткрыть и широким передним краем языка облизать верхнюю губу. Делая движения языком сверху вниз).

Упражнение «Качели»

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз,

Я под крышу поднимаюсь.

А потом спускаюсь вниз. ( Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счёт от «раз». Потом поднять широкий язык за верхние зубы и подержать под счёт «два»). Повторить несколько раз).

2 часть.

- Играл наш язычок на солнышке и вдруг услышал знакомую песенку ль-ль-ль. Эту песенку пел наш старый знакомый -  весёлый самолётик. Песенка у него была мягкая.  Давайте вспомним песенку маленького самолётика (хором –индивидуально).

- Самолётик летел очень высоко и песенка его была тихая. Давайте споём тихо песенку маленького самолётика (хором – индивидуально).

- Самолётик подлетел поближе и песенка стала громкая. Давайте споём громко песенку самолётика (хором – индивидуально)

- Вот и прилетел наш весёлый самолётик к своему другу язычку. Греются они на солнышке и слышат новую песенку -л-л-л-. Песенку эту пел большой самолёт. Он летел высоко, но песенку его слышно было очень хорошо. Его песенка была твёрдая. Чтобы спеть песенку большого самолёта надо улыбнуться, показать зубки; кончик языка поднять вверх и прижать его к бугорочкам за зубами (показ воспитателя).

- Давайте все вместе споём песенку большого самолёта. Для этого улыбнёмся, поднимем кончик языка и прижмём его к бугорочкам и запоём песенку большого самолёта (хором).

-  Большой самолёт услышал, как мы поём его песенку и прилетел к нам (достаю из-за ширмы большой самолёт, он поочерёдно «подлетает» к каждому ребёнку и ребёнок поёт песенку -л-л-л-).

- Маленький самолётик тоже захотел с вами поиграть (маленький самолетик и большой самолёт  поочерёдно  «подлетают» к каждому ребёнку и ребёнок поёт песенку -л-л-л- или –ль-ль-ль-).

3 часть.

- Язычок очень обрадовался, что вы научились петь песенки самолётов. Греется он на солнышке и радуется и поёт весёлые песенки.

-Ла-ла-ла – лодочка плыла (хором и индивидуально, громко и тихо).

-Ло-ло-ло – стало всем тепло.

- Лу-лу-лу – рады мы теплу.

- Ли-ли-ли - листочки выросли.

- Лю-лю-лю - рады они дождю.

- Ля-ля-ля - красивая земля.

4 часть.

(Дети подходят к столам, на которых лежат вагончики и по 2  карточки с предметами)

А теперь нас язычок приглашает в гости к своим друзьям. Поедем мы  на поезде. Для этого нам нужно приобрести билеты, а билеты необычные. Это карточки с предметами в названии которых есть звук -л- . (Дети выбирают карточку с предметом, называют его  чётко проговаривая звук,  берёт карточку и закрывает  окошко в вагончике).

Физкультминутка: (Мы едем, едем, едем в далёкие края…)

5 часть.

- Вот мы и приехали на весёлую полянку, к нашим друзья. Кто это? (Лошадка, лисичка – дети произносят слова, чётко проговаривая первый звук)

-В слове лисичка песенка какого самолёта? А в слове лошадка песенка какого самолёта?

- У лошадки и лисички произошла неприятность. Они играли в игрушки и перепутали их. Они просят нас, чтобы мы им помогли и нашли игрушки. Лошадка играла в игрушки в названии которых есть звук -л-. Лисичка играла в игрушки в названии которых есть звук

 -ль-. (Дети находят игрушку и говорят: «Это лопатка. Лошадка, это твоя лопатка?  Лошадка возьми лопатку», и т.д.)

- Молодцы ребята, помогли нашим друзьям. У лошадки была лопатка, юла, белка. У лисички была лейка, листок, самолёт.

А сейчас давайте вспомним чистоговорку про собачку лайку:

Плыла на лодке лайка.

У лайки балалайка.

Долго пела лайка мне

О погоде, о луне.  (Хоровое и индивидуальное чтение).

- Ну вот и пора нам возвращаться в детский сад.

 С какой новой песенкой мы сегодня познакомились?

Итог занятия.