Конспект совместной организованной деятельности с детьми старшей группы по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [Ж] и [Ш]»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 8 г.Курганинска

Конспект

совместной организованной деятельности

с детьми старшей группы

 по звуковой культуре речи

«Дифференциация звуков [Ж] и [Ш]»

Воспитатель: Гусева Лариса Николаевна

2016 год

 Программные задачи:

Закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого;

Развивать навык звукового анализа;

Способствовать развитию логического мышления;

Развивать умение делать самоанализ;

Воспитывать умение слушать других;

Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.

Оборудование:

слайды – иллюстрации; игрушки – атрибуты; дидактический материал к игре  «Кто полетит в самолете», «Волчок»; семафорики на каждого ребенка.

Предварительная работа

Д/и «С какого звука начинается», «Четвертый лишний»;

рассматривание картинок; определение, с какого звука начинается слово.

Содержание.

Организационный момент

 Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через рот все обиды и  огорчения (под музыку дети делают вдох и выдох)

Основная часть

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихотворение про то, как надо  говорить.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

Воспитатель: Сегодня мы вместе с вами попробуем научиться различать звуки. Согласны? (Да) А какие, я думаю, вы узнаете сами, послушав мой рассказ. Присаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно. Итак, рассказ называется «Приключения веселого язычка».

«Однажды язычок проснулся и выглянул в окно. Вот так (показ воспитателя, повтор детьми). Посмотрел направо, налево –  никого нет. Вот так (показ воспитателя, повтор детьми).  Тут язычок услышал Ш – Ш – Ш. Ой, кто тут шипит. Он посмотрел вниз и увидел, как по земле ползет змея и грозно шипит Ш – Ш – Ш (дети произносят звук вместе с воспитателем). Но тут кто – то прожужжал: Ж – Ж – Ж. Язычок посмотрел на верх и увидел, как по небу летит веселый жук и жужжит Ж – Ж – Ж (дети произносят звук вместе с воспитателем).  Язычку так понравились эти песенки, что он непременно решил их выучить и все время повторял их, чтобы не забыть».

Ребята, вы, наверное, догадались, какие звуки мы сегодня будем учиться различать? ( [Ш] [Ж])

Как вы думаете, как будет шипеть большая змея? (Ш-Ш-Ш). А маленькие змееныши (ш-ш-ш). Большой жук (Ж-Ж-Ж), маленькие жучки (ж-ж-ж)

Сейчас мы с вами будем озвучивать наших героев. Будьте внимательными (на экране сменяются слайды с изображением, дети озвучивают героев).

Молодцы!

- Змея и жук подобрали веселые чистоговорки на свои любимые звуки. Мы сейчас все вместе будем произносить их. Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

Жа-жа-жа - залетели два чижа;

ша – ша – ша – мы любим малыша;

жу – жу – жу – я вам сказку расскажу;

ши-ши-ши -  любят песни малыши;

аж – аж – аж – летом все идут на пляж;

аш – аш – аш – есть у Кати карандаш.

(хоровые ответы детей)

Воспитатель: Давайте узнаем, «включается» ли голос, когда мы произносим эти звуки или нет. Приложите ладошку к горлу и произнесите звук [Ш], дрожит горлышко или нет? (нет). Значит, голос у нас не включается и это означает, что звук [Ш]  глухой. А если произнесем звук [Ж] дрожит? (да). Значит при произнесении звука [Ж] у нас включается голос и это означает что он звонкий.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Будь внимателен». У каждого из вас есть два семафорика – синий и синий с колокольчиком. Я буду называть слова, а вы, если услышите слово, в названии которого есть звук [Ж] поднимите синий с колокольчиком семафорик, а если слово со звуком [Ш] – синий без колокольчика. Итак, начнем: ЕЖ, ЖИРАФ, ШАРИК, КОШКА, СУШКА, КАША, ЖАДИНА.

Молодцы, хорошо играли, в следующий раз продолжим наши игры.

А сейчас мы с вами отдохнем.

Динамическая пауза.

Жук

На лужайке, на ромашке

Жук сидел в цветной рубашке.

Жу – жу – жу, жу – жу – жу.

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко – низко наклоняюсь.

Воспитатель: А сейчас игра «Брейн -  ринг». Как только стрелка остановится возле картинки, мы ее перевернем, и вы назовете, кто или что на ней нарисовано. Произносить надо сначала громко, а потом шепотом. Итак, «стрелка кружись картинка покажись» (дети по очереди открывают карточки, называя предметы изображенные на них).

Молодцы, все правильно назвали.

Воспитатель: А теперь предлагаю  поиграть в другую игру «Кто полетит, в самолете». Посмотрите, у меня здесь много пассажиров, но вот незадача. Мест всем не хватит, а полетят только те пассажиры, в названии которых есть звуки [Ш] и [Ж]. Поможете мне разместить их в самолете?

- Кошка (она полетит в самолете, потому что в слове кошка есть звук [Ш]) и т.д.

Молодцы! Ну что ж все пассажиры на своих местах, теперь самолет может отправляться в путь. Скажем всем «Счастливого пути!»

А мы продолжаем.

Воспитатель: Сейчас нас ждет еще одно очень важное задание, мы будем с вами разведчиками (игра «Разведчики»). Вы будете ходить по группе, и искать предметы в названии, которых есть звуки [Ж] и [Ш]. А я буду спрашивать вас. Почему вы взяли эти предметы (я взял кошку, потому что в этом слове есть звук [Ш]).

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились.

Рефлексия.

 Ребята, какие звуки мы с вами сегодня учились различать ([Ш] и [Ж])? Что вам больше всего понравилось. Ребята, а дома вы научите своих родителей играть со звуками?

А сейчас я предлагаю нарисовать предметы, в названиях которых есть звуки [Ш] и [Ж] и мы с вами отправим посылкой эти рисунки нашему знакомому «веселому язычку», ведь ему так понравились эти звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Данный материал будет полезен при обучении детей звуковой культуре речи, дифференциации звуков [з], [ж]....

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе "Звукова культура речи: дифференциация звуков ж-ш"

Целью деятельности является развитие фонематического слуха, дифференцировать звуки ж-ш в словах.Посредством стихов и рифмовок упражнять детей в четком произношении этих звуков. С помощью дидактических...

План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

Занятие по развитию речи (коррекционное)  с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...

Конспект занятия в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука в словах. Упражнять в четком, внятном произнесении слог...