Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе "Звукова культура речи: дифференциация звуков ж-ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Горбунова Светлана Николаевна

Целью деятельности является развитие фонематического слуха, дифференцировать звуки ж-ш в словах.Посредством стихов и рифмовок упражнять детей в четком произношении этих звуков. С помощью дидактических игр и упражнений развивать артикуляцию и речь, вовлекать в словообразование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение д/с №25 «Белоснежка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ж –ш»

Автор: С.Н.Горбунова

31.3.2019


Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ж-ш»

Цели:

  1. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж-ш.
  2. Развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах.
  3. Учить находить в стихах, рифмовках слова со звуками ж-ш.

Задачи:

  1. Учить дифференцировать звуки ж-ш в словах, предложениях, чистоговорках.
  2. Упражнять в словообразовании.
  3. Развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками ж и ш.
  4. Развивать артикуляцию
  5. Развивать мышление, память, связную речь.

Тип занятия:

Занятие по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению)

Форма занятия:

Дидактические игры и упражнения

Продолжительность

25 минут

Участники

Дети старшей группы

Возраст

5-6 лет

Оборудование и материалы:

Мягкие игрушки: жук, змея; карточки с изображением жука и змеи; схема частей слова и кружок (на каждого ребенка).

Предварительная работа:

Рассматривание картинок со звуками  ж-ш, загадывание загадок, разучивание скороговорок.

Методы и приёмы работы с детьми:

Словесные, наглядные, игровые, практические.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1.Мотивационно-ориентировычный

Игровой сюрпризный

момент

2 мин.

2. Основной

Дидактические игры на звукопроизношение, на нахождение звука, на определение его позиции в словах, упражнения на словообразование с помощью суффиксов, чистоговорки  для правильного и четкого произнесения звуков.

20 мин.

3. Рефлексия

Подведение итогов занятия

3 мин.

Ход непосредственно –образовательной деятельности:

1. Мотивационно- ориентировочный 

-Ребята, послушайте загадку:

Его поймала на цветке,

Зажала крепко я в руке,

А он жжужжит: «Прошу без рук»,

Я не железный, я же……/жук   -показываю игрушку.

Правильно, ребята, это жук и зовут его Жу-жу. Как жжужит жук. Давайте все вместе пожужжим. (жжжж)

Жук хочет побывать у нас на занятии и поучить вас  жужжать. Но он пришел не один. Послушайте еще одну загадку:

Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот

Всех укусить готова я,

Потому что я……/змея -показываю игрушку.

Правильно, это змея и зовут ее змейка Шу-шу.Она будет вас учить шипеть.

Как шипит змея? Давайте вместе пошипим ш-ш-ш-ш.

2.Основной

Поисковый

Сегодня, ребята, мы будем учиться не только различать, но и правильно произносить звуки ж-ш. Скажите, а какие это звуки: гласные или согласные?

Давайте произнесем звук Ж-Ж. Что помогает нам произнести этот звук? Правильно, мы произносим его с помощью зубов, которые плотно смыкаем как заборчик, приоткрытого рта и звука. Значит это звук согласный.

А теперь давайте произнесем звук Ш-Ш. Что помогает произнести этот звук? Тоже зубки, губки. И этот звук, значит тоже согласный.

А чем же они отличаются, ребята? Давайте проверим. Приложите ладонь к горлу   и произнесите звук ж-ж-ж. Горлышко звенит?

А теперь произнесите звук ш-ш-ш. Горлышко молчит?

Значит звук Ж-Ж у нас звонкий или глухой? Правильно, звонкий, а звук  Ш-Ш, какой? Правильно, глухой.

Но, ребята, они все же похожи, они всегда твердые.

Практический

Дидактическая игра «Поймай звук»:

Ребята, возьмите карточки, что на них изображено? (жук и змея). Какой звук слышится, когда летит жук?  Как шипит змея?

Сейчас я буду называть слова и если вы услышите в слове звук Ж-Ж, то поднимаете карточку с жуком, а если услышите в слове звук Ш-Ш, то поднимаете карточку со змеей.

Начали: пышка, пижама, ежевика, ножи, машина, флажок, журнал, петушок, жаба, лампа, жираф, кувшин, желудь, дружный, лимон, школа.

Ребята, вы молодцы, а теперь игра «Подскажи словечко». Сейчас я буду читать вам стихотворения, а вы добавляйте пропущенные слова.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе  …/ живот

                                                 И беседовал с ужами, заяц хлопая…./ушами

Жук упал и встать не может, ждет он кто ему…./ поможет

Прицепившись к задней шине

Миша едет на …../ машине

                                                Солнце светит очень ярко

                                                Бегемоту очень …./жарко

 Мыши, тише! Кот на…./крыше

Молодцы ! Все слова подсказали правильно.

Ребята, у вас на столах лежат схемы слов и кружочки. Я сейчас буду называть слова, а вы кружочком на схеме должны показать где звук Ж или Ш стоит в начале, в середине или в конце слова.

Слова: шкаф, морж, пожар, кошка, малыш, жираф.

Работа выполняется каждым ребенком индивидуально.

А теперь, ребята, давайте немного передохнем.

Физкультминутка:

Бежит ёжик по дорожке – тупу-туп (бег на месте)

Ёжик глазками луп-луп (имитация моргания)

Слышит ёжик – всюду тишь(приложить руку к уху)

Чу! Скребется в листьях мышь (показать как скребет)

Беги, беги, ежик, не жалей ты ножек (бег на месте)

Ты лови себе мышей (хлопки руками)

И не тронь наших детей! (садятся)

Д/и «Замени звук»

А теперь, ребята, давайте попробуем заменить звук Ш на Ж в словах.

Например,: шар –жар. Слова: шить -  , шаль -, уши -, шитьё -, машет-.

Словообразовательная игра: «Мама –детёныш»

Ребята, я буду называть животных, а вы их детей.

Мышь – мышонок, ёж -…., лягушка -…., медведица -…, индюк -…, лошадь-.

Фонематическая ритмика «Жук». Координация речи с движениями.

Дети становятся в круг, выполняют движения.

На лужайке. На ромашке /кружения с поворотом

Жук сидел в цветной рубашке /руки на пояс

Жу-жу-жу, жу-жу-жу.

Я с ромашками дружу

Тихо по ветру качаюсь /движения по тексту

Низко –низко наклоняюсь.

Задание : «Повтори чистоговорки»  /можно оставаясь на ковре.

Ша-Ша-Ша наша Нюша хороша

Жа-Жа-Жа есть иголки у ежа

Жи-Жи-Жи у меня ножи

Шу-Шу-Шу шубу я ношу

Аш-Аш-Аш мы доделали шалаш

Аж-Аж-Аж есть у нас багаж

Уж-Уж-Уж в кустах сидит уж

Уш-Уш-Уш я пойду скорее в душ

Жок-жок-жок скушай вкусный пирожок

Ошка- ошка- ошка на окошке кошка

Что ж, ребята, вы справились со всеми заданиями. Посмотрите, наши гости жук и змейка улыбаются, им понравилось у нас. Они поняли, что вы многому научились. Давайте отпустим их, до следующей встречи.

Рефлексия

А сейчас, ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на нашем занятии? /ответы детей.

С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличались?

Что вам понравилось? /ответы детей.

Что показалось трудным? /ответы детей

Использованная литература:

1.Комплексные занятия. Старшая группа. Под редакцией  М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.П. Комаровой

2. Развитие речи в детском саду. В.В. Гербова

3. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет под редакцией А.А. Парамоновой

4.Речевые игры и упражнения. В.П. Невская

5.Развитие речи детей 5-7 лет. О.С.Ушакова

6.Веселый звукарь. А. Усачев.

                                     

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе. Блог : "Домашние животные"

   Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе.                          ...

Презентация к непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Домашние и дикие животные

Презентация к непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в  старшей группе. Домашние и дикие животные...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе комбинированной направленности для детей ОВЗ (нарушение речи) «Бал комнатных растений»

Выявить уровень сформированности связной речи через составление описательных рассказов по схеме (употреблять предложения разных конструкций, четко проговаривать все автоматизированные звуки в речи). Р...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему "Дифференциация звуков С - Ц".

Данное занятие направлено на формирование у детей правильного произношения звуков родной речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Тема: «Дифференциация звуков С-Ш»

Cовершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различие звуков С-Ш, на определение позиции в слове....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по сказке «Цветик-семицветик» в рамках педсовета на тему: «Общность усилий специалистов и воспитателей ДОУ в речевом развитии детей".

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.Цель: Вос...