Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности по развитию речи детей в старшей группе Тема: Дифференциация звуков «Ж» и «Ш»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Лукина Ярина Геннадьевна

Дифференциация звуков «Ж» и «Ш»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_mrr.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект Непосредственно-Образовательной Деятельности по развитию речи детей в старшей группе

Тема: Дифференциация звуков «Ж» и «Ш»

Дата проведения: 24.02.2016

Программные задачи:

  • Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах;
  • Учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание;
  • Воспитывать самостоятельность, умение слушать и слышать задание с первого раза. Поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение

Методические приемы: 

  • Вопросы
  • Показ
  • Объяснение
  • Художественное слово
  • Предложение спеть песенку
  • Дидактические игры
  • Хороводная игра
  • Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».
  • Материалы и оборудование: игрушка – ослик, две коробочки, игрушки и предметы в которых есть звуки [Ж] и [Ш].

Утро:

  • Артикуляционная гимнастика для группы шипящих звуков (Ш, Ж).

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Трубочка»

Сделав «Заборчик», вытянуть губы вперед, округлив как при звуке «О». Удержать под счет от 1 до 10.

  • Пальчиковая гимнастика «Кошка»

Мягко кошка посмотри, разжимает коготки,

 (Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа,

(Пальчики поочередно «здороваются»)

Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает.

(Пальчики отскакивают друг от друга)


Ход занятия.

Воспитатель: - При движении все предметы издают звуки – поют свои песенки. И звук [ж] и [ш] часто встречается в этих песенках.

- Отгадайте, какую песенку поёт ветер?

Дети: Ш-ш-ш…

Воспитатель: - А какую жук?

Дети: ж-ж-ж.

Воспитатель: - Давайте, мы с вами споем песенку ветра.

(Дети произносят звук ш.)

- Дети, а каким бывает ветер?

Дети: сильным, слабым.

Воспитатель:  - Как поёт сильный ветер?

Дети: громко.

Воспитатель:   слабый?

Дети: тихо.

Воспитатель: - Давайте покажем, как поет сильный ветер и  как слабый.

(Дети произносят звук «ш» то громко, то тихо.)

Воспитатель: А, сейчас споем песенку жука.

(Дети произносят звук ж.)

Воспитатель: - А какими жуки бывают?

Дети: большие и маленькие.

Воспитатель:- Как жужжат большие жуки?

Дети: громко.

Воспитатель:  - а маленькие?

Дети: тихо.

Воспитатель:   А, сейчас споем песню большого жука.

(Дети произносят звуки «ш» громко.)

Воспитатель: - Спойте песню маленького жука.

(Дети произносят звуки «ш» тихо.)

Воспитатель:- Сейчас я назову слова со звуками «ш» и «ж». Если вы услышите слова со звуком «ш», то поднимаете руки вверх, изображая ветер. Если вы услышите слова со звуком «ж» то поставьте руки в стороны, изображая жука.

Воспитатель:  уши, желуди, машина, лошадка, жук, ромашка, солнышко, ракушка…

Воспитатель:  - А, сейчас, вы сами попробуйте вспомнить слова со звуками «ш» и «ж». 

Игра «Чудесный мешочек».

(В сундучке лежат различные предметы, в названии которых есть звуки, которые мы сегодня закрепляем. Дети достают предметы по одному и чётко проговаривают звуки.)

Дети: - Машина… (жук, шишка, шарик, ёжик, жираф, шарф…)

(Дети расставляют в ряд на столе.)

Воспитатель: - А, сейчас разложите предметы по коробочкам.   В коробку с рисунком шариков - песенкой ветра, положите  предметы, в которых есть  звук ш, во вторую коробочку с картинкой жука положите  предметы, в названии которых есть  звук ж.

(Дети выполняют задания) .

Физкультминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят

Как они сядут, покажем:

Крылья сложили назад.

Воспитатель: - К нам в гости пришел ослик. Давайте с ним поздороваемся.  А, знаете ли вы, почему у ослов такие длинные уши?

Дети: нет.

Воспитатель: Послушайте стихотворение – сказку.

(Воспитатель читает стихотворение Р. Х. Фархади « Про ослика».)

Воспитатель:

У ослика

Был день рождения.

И он принимал поздравления.

Барбос ему сена принес,

 Коза подарила овес.

Вошли торопливо барашки.

Они принесли две ромашки.

Тянули осленка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли - подрастали

И к вечеру длинными стали

Воспитатель: - Прочитайте последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у ослика:  «Дли-и-ин-ными стали».

(Повторяют хором и индивидуально)

Воспитатель: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки». Здесь есть три слова со звуком «ш»,  назовите их (индивидуальные ответы детей).

Воспитатель: В стихотворении еще есть слова со звуком «ж».

У ослика

Был день рождения.

- Какое слово вы услышали со звуком ж?

Дети:- Рождение.

Воспитатель:- Поскольку у ослика день рождение, надо спеть песенку про каравай. – Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть – со слов «Вот такой ширины, вот такой ужины» - исполнит солист.

Дети (поют): «Как на ослика день рождение испекли мы каравай!»

Ребенок:- «Вот такой ширины, вот такой вышины».

(Повторяется 2-3 раза.)

Воспитатель:- Какие звуки слышатся в словах ширины и ужины.

Дети: - Звуки: ш и ж.

Воспитатель:- А, сейчас давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».

Игра «Доскажи словечко».

1.Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно (шишек).

2.Сегодня все ликуют

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные …. (шары).

3.Лежебока рыжий кот

Отлежал себе (живот).

4.Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын… (жираф).

5.Лейся, дождь, веселей,

Мы с тобой дружим.

Весело нам бегать

Босиком по …(лужам)

6.И бежит Айболит

К бегемотикам,

И хлопает их по …(животикам)

7.Солнце стало очень ярко,

Бегемоту стало …(жарко)

Воспитатель: - Дети, какие звуки мы с вами учились различать.

Дети:- Звуки ш и ж.

Воспитатель:- Какую песню поет ветер?

Дети: ш-ш-ш-ш.

Воспитатель:- Какую песню поет жук?

Дети: ж-ж-ж-ж.

Воспитатель: - Что вам сегодня больше всего понравилось?


Прогулка:

  • Заучивание стихотворения по дифференциации звуков [ш],[ж]


Женя просит: - Ежик, еж!

Ты мне платьице сошьешь?

Еж сказал ей из-под елки:

-Ниток нет, одни иголки.

  • Дидактическая игра «Закончи предложение»

Я начну произносить  предложение,   а вы будете продолжать, с помощью картинок, которые я вам буду показывать.

В лукошке…вишни. Повтори все предложение, что получилось.

Женя едет на …машине. Повтори все предложение.

У Наташи вкусная …ежевика. Повтори все предложение.

Хороши наши…лыжи. Повтори все предложение.

У Жанны  большой…флажок. Повтори все предложение.

Миша и Маша кушают …баклажаны. Повтори все предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной области по познавательному развитию для детей первой младшей группы Тема: «Весна пришла»

Конспект непосредственно образовательной областипо познавательному развитиюдля детей первой младшей группыТема: «Весна пришла» Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомлен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе «С песней, шуткой, да весельем работа спорится»

- Приобщать детей к истокам народных традиций, познакомить детей с одной из форм общения - посиделками; познакомить с ремеслом людей в старину – вышивание.Показать самобытность русского народа, ...

План - конспекта НОД по развитию речи детей в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки з-с в слогах, словах, предложениях.Задачи:Образовательные:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях....

Конспект непосредственно образовательной области по познавательному развитию для детей первой младшей группы Тема: «Расскажем о весне Маше и Мише»

Конспект непосредственно образовательной области по познавательному развитию для детей первой младшей группыТема: «Расскажем о весне Маше и Мише» Цель: Развитие познавательной ак...

Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»

Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору  и куратору образовательного процесса "построить " НОД  вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...