План - конспекта НОД по развитию речи детей в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Копцева Татьяна Николаевна

Цель: Учить детей дифференцировать звуки з-с в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.

2. Развивать фонематический слух.

3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.

Развивающие:

Развивать речь, память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

Учить слушать ответы других детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_po_zkr_v_tablitse.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспекта

НОД по развитию речи детей в старшей группе.

Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.»

Цель: Учить детей дифференцировать звуки з-с в слогах, словах, предложениях.

Задачи: 

Образовательные:

1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.

2. Развивать фонематический слух.

3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.

Развивающие:

Развивать речь, память, внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

Учить слушать ответы других детей.

Тип, форма и методы используемые в НОД: 

  • Тип – закрепление материала

  • Метод – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.

  • Форма – фронтальная и индивидуальная. 

Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.

Активизация словаря: названия животных,

Материалы и оборудование: картинки: заяц, собака, сова, замок (дверной), зелёный и синий замок, стул, заколка, коза, оса, зеркало, лиса, коляска, зебра, звучащие баночки.

Информационный материал (литература): 1.В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Старшая группа. Издательство  Мозаика-Синтез. Москва, 2017

2. Н.С. Голицына « Конспекты комплексно-тематических занятий». Старшая группа. Москва. Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2018.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть (организационный момент)

Дети стоят полукругом

Воспитатель предлагает поздороваться с гостями

-Дети здороваются

Вводная часть (мотивационный момент)

Магнитная доска, личики с эмоциями

- Ребята посмотрите

какие у меня есть личики и вы выберете себе такое,

какое у вас сейчас настроение.

- Давайте присядем на стульчики.

-Выбирают себе личико, прикрепляют на магнитную доску и садятся на стулья

Основная часть

Проблемная ситуация:

Вносятся картинки, баночки с сыпучими веществами

Игра «Найди себе пару.

Игра «Кто самый внимательный?»

Игра «Хлопни или топни».

Артикуляционная разминка.

Игра «Лишний слог».

Послушайте внимательно и отгадайте загадку:

- Много бед таят леса,

  Волк, медведь там и лиса.

  Наш зверёк живёт в тревоге,

  От беды уносит ноги.

  Ну-ка, быстро отгадай-ка,

  Как зверёк зовётся?

- С какого звука начинается слово –зайка?

- Где находится этот звук?

- А давайте посчитаем сколько слогов в этом слове

- Послушайте и отгадайте вторую загадку:

- Жил-был маленький щенок.

  Он подрос, однако,

  И теперь он не щенок –

  Взрослая …       

- С какого звука начинается слово-собака?

- Давайте посчитаем сколько слогов в слове- собака

- А как вы думаете о каких звуках мы будем с вами сегодня разговаривать? 

- Звук –з- что нам напоминает? ,

а звук –с- .

- Давайте вспомним известные вам песенки-звуки:

з-з-з – песня комара, с-с-с – песня воды (так течет из крана вода).

- А кто мне скажет в чем различие (с- глухой, з- звонкий).

Давайте почувствуем звонкость звука –з и глухость-с.

- Я вам дам баночку, вы должны послушать как она звучит

 и найти такую же.

- Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и

называйте, какой звук – з или с – слышится в слове:

Слон, змея, солнце, задача.

- Хлопните в ладоши, если услышите звук с, топните ногой, если услышите звук з.

 Сахар, заяц, заря, слон, золотой, сугроб,

солнце, звезда.

- Произнести на одном дыхании.

Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ — выдох.

Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.

- Ребята вы сейчас должны вслед за мной четко проговаривать

 ряды слогов, и должны определить слог, который не подходит:

Са – са – са – са – за

Со – со – со – со – зо

Су – су – су – су – зу

Зы –зы –зы – зы – сы

Зи -  зи – зи – зи – си

Зу – зу – зу – зу – су

-зайка

-со звука-з

-в начале слова

-дети хлопками определяют, 2 слога

-собака

-3 слога

- о звуках с-з

-песенку комарика

-песенку водички

Дети произносят песенки

-звук с-глухой

-звук з-звонкий

-дети прикладывают ладошку к горлу, чувствуют дрожание на-з, на –с-дрожания нет

-дети подбирают одинаковые по звучанию баночки

-дети отвечают

-дети хлопают и топают

-дети произносят слоги

-СИ – СА – СО – СУ – СЫ — выдох.

Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.

-дети проговаривают ряды слогов

-Са – са – са – са – за

Со – со – со – со – зо

Су – су – су – су – зу

Зы –зы –зы – зы – сы

Зи -  зи – зи – зи – си

Зу – зу – зу – зу – су

Физкультминутка/
динамическая пауза:

Игра «Самолет»

-Давайте немного отдохнем и поиграем.

Сам, сам самолет

Тут и там самолет

Летит самолет близко, далеко.

Летит самолёт низко, высоко

- Присаживаемся на стульчики.

- Два хлопка руки в стороны

-два хлопка руки в стороны

-руки к груди, в стороны, вперед.

-руки в стороны, присесть, встать.

-Дети садятся на стулья

Рефлексия: итог НОД.

Оценка деятельности детей

Магнитная доска, личики с эмоциями

-Ребята, что мы с вами сегодня делали?

-Давайте посмотрим изменилось у вас сейчас настроение. Берем себе личико и прикрепляем его на доску.

-повторили звуки с-з, вспомнили какие они, определяли на слух место их положения, количество слогов в слове

Выбирают себе личико, прикрепляют на магнитную доску


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми средней группы Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р Образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-э...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж и Ш".

Цель: отчётливо произносить звуки [ж] и [ш], дифференциация этих звуков.Задачи.Обучающие: упражнять детей в отчётливом произношении звуков [ж] и [ш],  и их дифференциации их в словах, предложения...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляци...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:  «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» Цель: упражнять детей в различении звуков л &mda...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".Цель: упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учи...

Конспект ООД «Развитие речи» (обучение грамоте) В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]»

Конспект ООД «Развитие речи»(обучение грамоте)В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №9 «МАРГАРИТКА» КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с-ш]&raq...