Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»
Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;
- Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук.
- Совершенствовать фонематическое восприятие и речевое дыхание.
Развивающие задачи:
Развивать артикуляционный аппарат; память, внимание, мышление.
Воспитательные задачи:
Воспитывать творчество у детей, самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_4_fevral.docx | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи на тему:
«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»
Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;
- Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданный звук.
- Совершенствовать фонематическое восприятие и речевое дыхание.
Развивающие задачи:
Развивать артикуляционный аппарат; память, внимание, мышление.
Воспитательные задачи:
Воспитывать творчество у детей, самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.
Словарная работа: щебечут, чечетки.
Методические приемы: Сюрпризный момент, использование художественного слова, объяснение, показ, напоминание, физкультминутка, указания, загадывание загадки, обобщение, поощрение.
Материал: Картинки со звуком - Ч, фишки зеленого цвета по 8 штук на каждого ребенка, карточки-схемы для анализа слов.
Ход работы:
- Организационный момент. Сюрпризный момент - шары, там письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые шары. Шары и письмо от Микки Мауса. Сказали, шары отпустить, загадав желание, когда выходим на прогулку. Как вы думаете, что в письме?
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно. Согласны!
Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуками. Будем учиться различать два звука и не путать их. А какие, звуки, вы сами сейчас догадаетесь.
Воспитатель: ч - щ, предлагаю послушать, как они звучат? Ч-Щ, Ч-Щ.
-Попробуйте повторять - ч, -щ, -ч, -щ
-Как они звучат? Звонко или мягко? (Мягко)
Воспитатель: Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но кроме этого, у них есть еще один общий СЕКРЕТ: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым цветом!
Воспитатель: Первое задание. Встали полукругом. Услышав звук - ч, надо изобразить движение паровоза, звук - щ показать, как пилят дрова, и произносить звук.
-Все готовы, выполнять движения! Да.
(Воспитатель произносит звуки, дети повторяют звуки и движения.)
- ч, ч, щ, ч, ч, щ, ч, щ, ч, щ, щ. (Сначала все дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, теперь выполняем по команде. Сначала слева от меня выполняют, до Ромы. Затем ребята, справа от меня. Согласны! Будьте внимательны. Молодцы, ребята.
2. Воспитатель: Второе задание. Предлагаю назвать слова, начинающиеся на - ч. Ребята, назовите слова, которые начинаются на - Ч.
Ответы детей: Часы, чашка, червяк, чемодан, Чебурашка, чучело, Чиполлино, чайка, чиж, чай, человек, чупа - чупс, черный, черепаха, чародейка, Чурина, Чернов, Чуковский, Чукотка, четыре, четырнадцать. Молодцы!
Садитесь на стульчики, пожалуйста.
Воспитатель: Следующее задание. Посмотрите, на картину, пожалуйста. Подумайте, как изменить слово, чтобы в нем появился звук ч:
Например: щенок - щеночек, диван - диванчик, чемодан - чемоданчик, книга - книжечка, ребенок – ребеночек, платок-платочек, червяк-червячок, лист-листочек.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
(Цитирует отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе»)
Воспитатель: Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю...
-Кто и за что прощает Федорушку?
(Чашка прощает, чайник прощает, кочерга)
-В каком произведении об этом рассказывается?
(Произведение «Федорино горе»)
-Кто его автор?
(Корней Иванович Чуковский)
-Какие еще произведения этого писателя вы можете назвать?
(Айболит, Муха-цокотуха, Путаница, Краденое солнце, Телефон, Бармалей.)
Воспитатель: Послушайте внимательно текст, и прошу назвать слова со звуками ч и щ.
- Добрый доктор Айболит,
он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться,
и корова и волчица,
и жучок, и червячок,
и медведица! (Айболит)
- А в болоте Медведица рыщет;
Медвежат под корягами ищет.
Только черные совы из чащи,
на нее свои очи таращат. (Бармалей)
- Вдруг, какой то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
- А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
скок, скок, скок, скок!
За кусток. Под мосток
И молчок! (Муха-цокотуха)
- Он рычит, и кричит.
И усами шевелит.
Таракан, таракан, тараканище!
- Плачут они, убиваются.
С малышами навеки прощаются.
- Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка.
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.
Прыг да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик! (Тараканище)
(Воспитатель читает скороговорку)
Воспитатель: В роще щебечут стрижи, Чечетки, щеглы и чижи. (Л. Ульяницкая)
- Послушайте еще раз скороговорку и назовите слово, в котором одновременно присутствуют звуки ч и щ и слово с двумя звуками ч.
В роще щебечут стрижи. Чечетки, щеглы и чижи.
-Назовите слово, где слышится - щ, - ч? (Щебечут)
-Назовите слово, с двумя - ч? (Чечетки)
-Назовите слова, где есть звук - ч? (Чижи)
-Назовите слова, где слышится звук - щ? (Роща, щебечут, щеглы)
Вы, наверное, устали. Отдохнем!
Физкультминутка: Звуки Ч - Щ
Щегленок выпал из гнезда, (Наклон вперед)
Ему теперь грозит беда: (Приседания)
Котище черный рыщет, (Ходьба)
Птенцов и птичек ищет (Поставить руки ладошками к голове).
Щегленка видит черный кот, (Повороты влево, вправо).
К нему, мурлыча вот идет, (Прыжки на месте).
Щегленок помощи не ждет (Прыжки)
И отчаянья - в полет! (Руки в стороны, взмах руками)
И вот удача - высота
Спасла щегленка от кота. (Потягивание, руки к плечам, вниз, встать на носочки)
Воспитатель: Теперь я, предлагаю, хлопнуть в ладоши, если вы услышите звук - щ в следующих словах: сияющий, камешек, расщелина, Чебурашка, щелкунчик, чародей.
-Все ли слова знакомы?
-Какое слово, приятно произносить?
(Далее дети работают индивидуально. На листах бумаги нарисованы решетки. Педагог называет слова, а дети определяют позицию звука ч в них и ставят фишку в одно из трех окошек решетки: чек, рачок, спешит, чечетка, отсечь, поцеловать.)
Воспитатель: Следующее задание, я называю слова со звуком - ч, вы фишку должны поставить в нужное окошечко: в начале слова, конце слова, середине.
- Чек. Звук - ч, где слышится? В начале слова, значит, фишку поставить в первое окошечко.
- Рачок. В середине слова.
Спешит, чечетка, отсечь, поцеловать, мяч, часы.
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Но задания продолжаются, отгадать загадку:
Белая бочка,
Нет в ней ни сучочка. (Яйцо).
Воспитатель: Ребята! Что это? Ну, конечно, яйцо.
Вы все - молодцы! Так хорошо отвечали.
3. Подведение итогов занятия.
- Скажите, а вам понравилась наша игра?
- Какие звуки мы научились различать?
- Как произносятся [Ч], [Щ]?
- Какие задания вам понравились?
- Какие задания для вас были сложными? Вызвали затруднения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звуки «с» и «сь»»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе, направленный на отработку детьми звуков "с" и "сь"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ш]».
Цель: познакомить детей с понятием «звук Ш».Задачи: Показать детям артикуляцию звука [ш], учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); учить слышать звук [ш] и различат...
План - конспекта НОД по развитию речи детей в старшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.»
Цель: Учить детей дифференцировать звуки з-с в слогах, словах, предложениях.Задачи:Образовательные:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж и Ш".
Цель: отчётливо произносить звуки [ж] и [ш], дифференциация этих звуков.Задачи.Обучающие: упражнять детей в отчётливом произношении звуков [ж] и [ш], и их дифференциации их в словах, предложения...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» Цель: упражнять детей в различении звуков л &mda...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".Цель: упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учи...