Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [ш]».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Рябова Виолетта Валерьевна

Цель: познакомить детей с понятием «звук Ш».

Задачи: Показать детям артикуляцию звука [ш], учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); учить слышать звук [ш] и различать слова со звуком [ш]; правильно регулировать темп и силу голоса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon средняя группа - звук "ш"41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему:

«Звуковая культура речи: звук [ш]».

Цель: познакомить детей с понятием «звук Ш».

Задачи: Показать детям артикуляцию звука [ш], учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); учить слышать звук [ш] и различать слова со звуком [ш]; правильно регулировать темп и силу голоса.

Материал: большой медведь в шапке, шарфике и с мешочком (мягкая игрушка); кусочки ватки (на каждого ребенка); картинки с предметами, в названиях которых есть звук [ш] : чашка, кувшин, лягушка, лошадь, груша, вишня, шкаф, шапка, шарф, шахматы, шумовка и др.; список слов, которые начинаются на звук [ш].

Ход занятия:

Воспитатель: К нам сегодня в гости придет дикое животное, отгадайте, ребята, кто это: он большой, лохматый, бурый, летом гуляет, а зимой спит? (медведь)

Появляется игрушечный медведь, здоровается с ребятами.

Воспитатель: Медвежонок, мы с ребятами очень любим, когда к нам приходят гости. Но сначала тебе надо снять шапку, шарфик, мешочек – мы же не на улице. И еще нам надо познакомиться с тобой. Как тебя зовут?

Мишутка: Я Мифутка.

Воспитатель: Как? Повтори, пожалуйста, еще раз.

Мишутка: Меня зовут Мифутка.

Воспитатель: Ребята, вы смогли понять имя медвежонка? (дети отвечают - Мишутка) Ах Мишутка. Вот спасибо, ребята. А почему же я не смогла сразу правильно услышать? (дети отвечают)

Мишутка: Да, я не умею говорить звук [ш]. Но очень хочу научиться правильно говорить этот звук [ш].

Воспитатель: Как хорошо, Мишутка, что ты пришел к нам в гости. Я как раз сегодня собиралась рассказать ребятам одну историю про свой язычок.

        Мой Язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает (показывает).

        Однажды решил Язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Вот так (показывает).

        Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик все равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.

        Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где-то рядом. Он все время держал хвостик поднятым кверху. Вот так (показывает). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.

Воспитатель: А теперь поиграем так: я скажу: «Хвостик греется на солнышке», а вы положите язык на нижнюю губу – на крылечко домика. Вот так (показывает). Потом я скажу: «Собака!», а вы поднимите кончик языка кверху и спрячьте его в домике. Вот так (показывает). Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!»

        Далее педагог предлагает детям, подняв кончик языка кверху, округлив и  вытянув губы, произнести : «Ш – ш – ш» (2-3 раза). При этом выдох не должен быть длительным  -2-3 секунды.

        Воспитатель обращает внимание детей на то, что при произнесении звука [ш] на ладони, поднесенной близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик), ощущается теплая струя воздуха.

        Дети, не умеющие произносить звук [ш], подносят ладошку ко рту воспитателя, который говорит: «Ш – ш – ш».

Дыхательная гимнастика

        Затем дети наблюдают, как при произнесении звука подпрыгивает, а иногда и слетает ватка с ладони воспитателя, и упражняются в этом сами (вата, приготовленная заранее, лежит на столах).

Физкультминутка

Воспитатель: Я предлагаю устроить соревнование: кто дольше протянет звук [ш]. Как будто Мишутка надул большущие шары и они потихоньку сдуваются. Поднимите руки, а теперь, медленно опуская, произнесите звук [ш].  (игра повторяется 2-3 раза)

        Мишутка, ты заметил какие детки молодцы – как они старались! (отметить кто выиграл)

Мишутка: Да, мальчики и девочки справились, а вот у меня не получается. Фффарик… «ф-ф-ф».

Воспитатель: Не огорчайся, Мишутка, мы сейчас еще поиграем: мы все превращаемся в листочки осенние, которые лежат под деревом. Подул ветер и листья зашуршали: «Ш – ш – ш». Теперь зашуршали сильнее, потом совсем сильно. Ветер стал стихать, листья шуршат тише, еще тише, совсем тихо.

Воспитатель: Замечательно поиграли.  Какие все умнички. Как красиво шуршали наши листочки.

Мишутка: Ребята, а у меня же в меффочке есть картинки, посмотрите (показ картинок)

Воспитатель: Ребята, что же изображено на этих картинках? (дети произносят слова, а воспитатель повторяет слова, акцентируя внимание на звук Ш) Ребята, какой одинаковый звук есть во всех этих словах? (дети отвечают). Правильно – в этих словах есть звук [ш] , в каких-то в начале слова, в каких-то в середине.

Давайте сейчас поиграем с вами на внимательность: я буду произносить слова, и если вы услышите слово, в котором есть звук [ш], то хлопните в ладоши, а если нет этого звука, то ручки остаются лежать на коленках: шуба … теплая … шелк … красивый … шахтер … шинель … розовый … шиповник … шторы … снег … шорты …зима. (произнеся слово педагог считает про себя до трех, затем проговаривает следующее слово. Можно разок Мишутке ошибиться) 

Ребята и Мишутка, какие вы все молодцы – правильно услышали слова со звуком [ш].

        А теперь послушайте маленький стишшшок про лягушшшку:

Не найду я ушки

У нашей лягушки.

Давайте произнесем этот стишок тихо-тихо. (дети повторяют) 

Теперь погромче. (дети повторяют)

Скажите медленно. (дети повторяют)

Скажите быстро. (дети повторяют)

Мишутка: Какие ребята вы все молодцы! Но мне уже пора идти домой.

Воспитатель: Мишутка, ты тоже молодец. А тебе понравилось у нас сегодня?

Мишутка: Да, мне очень было у вас интересно!

Воспитатель: А вам, ребята, понравилось играть с Мишуткой? Во что же мы сегодня играли? (дети отвечают) 

Мишутка: А где мой ШШШарф и ШШШапка и меШШШочек?... Ура, ребята, я научился говорить звук [ш] !!!! Меня зовут Мишшшутка!!!!...

Продуктивная деятельность

Воспитатель: Ребята, я предлагаю для Мишутки наклеить картинки на ватман, в которых есть звук Ш.

Прощание с Мишуткой. Занятие завершилось.