Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Акулова Анастасия Дмитриевна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "звуковая культура речи, звук (Ч)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi_zvuk_ch_srednyaya_gruppa.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Студент

Акулова Анастасия Дмитриевна

Группа

42

Образовательные области

речевое развитие

Тема занятия

Звуковая культура речи: звук Ч

Возрастная группа

Средняя группа

Цель

Упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах).

Задачи:

1. Образовательные

2. Развивающие

3. Воспитательные

 

Познакомить детей с правильным произношением звука (ч). Формировать умение слышать и произносить звук (ч) (изолированно, в словах, стихах).

Развивать фонематический слух детей. Развивать слуховое внимание        

        

Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.

Словарная работа  

Активизация словаря( чародей, чаща, чижик)

Планируемые результаты

Дети умеют внятно произносить в словах согласный звук (ч)

Этап работы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

1

Организационно-мотивационный этап

Создание интереса детей к теме занятия

  У меня в руках коробочка и оттуда все время доносится какая-то песенка.

Хотите послушать?

(Звучит песенка паровозика Томаса:

Чух-чух, чух-чух, паровозик

Чух-чух, чух-чух, паровозик

Он бежит, качается,

Охает, старается

Охх, ччч, таки-таки

Охх, ччч, таки-таки

Кто поет эту песенку?

Художественное слово

Вопросы к детям

Дети внимательно слушают педагога и стихотворение

Наверное, паровозика

У детей появился интерес к теме занятия

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации

 Давайте откроем коробочку и посмотрим, угадали ли вы.

Да, здесь действительно находится паровозик

Какую песенку он пел?

Правильно.

А вы знаете как как его зовут? Его зовут Паровозик Чух-чух.

Паровозик начинает ехать и петь: Ч-ч-ч-ч-ч.

Он предлагает и вам научиться петь такую песенку. Паровозик приехал к нам из сказочного мира. Он путешествует по сказкам и приглашает вас в свое путешествие. Вы согласны отправиться в путешествие для паровозиков? Для этого нам надо пристегнуть ремни безопасности.

Покружились, покружились

в сказку паровозиков переместились.

Показ иллюстративного материала

Вопросы к детям

Объяснение

Он пел песенку ЧЧЧ

Да!

Пристегивают ремни безопасности, кружатся вокруг себя и повторяют слова за педагогом

Дети столкнутся с проблемой, которую нужно будет решить

2.2

Этап ознакомления с материалом

Развивать фонематический слух детей.

Познакомить детей с правильным произношением звука (ч)

Формировать умение слышать и произносить звук (ч) (изолированно, в словах, стихах).

Итак, мы с вами оказались в сказке паровозиков. Чтобы мы могли здесь передвигаться, нам нужно научиться быть паровозиками. Присаживайтесь на свои места. Сегодня мы с вами будем учить петь песенку.  Возьмите зеркала.

Для начала послушайте. Как учил эту песенку язычок. Пошел Язычок погулять и пришел к железной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел «Ч-ч-ч». Язычок стал учить песню паровоза. Он поднял кончик языка, будто собрался запеть: «Ш-ш-ш», но сделал шаг назад в своем домике. Смотрите и слушайте внимательно. Чтобы язычок смог хорошо пропеть песенку, округлим губы и слегка выдвинем их вперед, верхние и нижние зубы держим на близком расстоянии друг от друга, широкий кончик языка ударяется в передний край нёба,  Покажите, как Язычок сделал шаг назад. Закройте рот, дайте вашим язычкам отдохнуть. Теперь пусть язычки снова поднимут кончики, сделают шаг назад и постучат: «Ть-ть-ть».

Педагог показывает как правильно произносить звук как образец для детей. А теперь все вместе повторим, молодцы.

Объяснение и показ способа действия воспитателем

 Образец правильного произношения

Собственный показ воспитателя  

Хоровое повторение

Дети внимательно слушают

Смотрят за образцом воспитателя

Следуют указанием воспитателя

Учатся отчетливо и правильно произносить звук (ч)

Повторяют все хором

Дети закрепляют правильное произношение звука «Ч»

2.3

Этап практического решения проблемы

Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.

Развивать фонематический слух детей.

Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.

Формировать умение слышать и произносить звук (ч) (изолированно).

Формировать умение слышать и произносить звук (ч) (в стихах).

Развивать фонематический слух детей.

Активизация словаря (чародей, чаща, чижик)

Формировать умение слышать и произносить звук (ч) ( в словах).

 А теперь постучите кончиком языка в потолок,  пустите на ладонь теплый ветерок и спойте: «Ч-ч-ч».

Дети повторяют упражнение несколько раз.

Какую песню мы с вами сейчас учили? Чья она?

Так как мы находимся в сказке паровозиков, значит, и двигаться мы должны как паровозики. Давайте сейчас встанем со своих мест, пристегнем ремни безопасности, проверьте, чтобы они были хорошо закреплены. Встаем паровозиком за мной.

Вы готовы научиться ездить, как паровозики?

Когда мы будем ехать медленно, тогда мы будем петь песенку тихо и медленно, а когда наш большой паровоз будет набирать скорость, мы будем петь песенку громче и быстрее.

Какую песенку мы будем петь?

Сначала наш паровоз идет медленно. Потом Паровоз пошел быстрее: «Ч-ч-ч», потом еще быстрее… Когда паровоз шел медленнее, его песня затихала.

Умнички.

Послушайте теперь, как поет песню Олин паровоз.

(спрашивает 3-4 детей, которые нечетко произносят звук (Ч)

Молодцы, вы замечательно справились

и мы научились не только петь песенку паровозика Чух-чух, но и передвигаться как он.

В сказке паровозиков можно научиться  не только петь песенку, но и  говорить чистоговорки.

Хотите узнать самую популярную среди паровозиков?

Игра «Повтори за мной»

Внимательно послушайте, как я произношу строчку, потом вы будете ее повторять

Чу-чу-чу – стоять не хочу

Ча-ча-ча – мы увидели грача

Ач-ач-ач – испекли калач

Чо-чо-чо – греет солнце горячо

Оч-оч-оч – наступила ночь

Чок-чок – каблучок

И с этим задание вы все справились, прям как настоящие паровозики.

А хотите поиграть в любимую игру Паровозика Чух-чух?

Я буду произносить слова. Когда услышите слова со звуком Ч, хлопните в ладоши. Будьте внимательны. Работайте самостоятельно.

Чай…чародей…  Послушайте еще раз как я говорю, а потом Давайте все вместе повторим слово ЧАРОДЕЙ волшебник…чаща… Давайте все вместе повторим слово ЧАЩА чертенок…озорной…чижик… Послушайте еще раз как я говорю, а потом все вместе повторим слово ЧИЖИК воробей…кашлять…чихать. 

Какие же вы умнички.

 Дети, но нам с вами пора возвращаться в группу и покидать сказку Паровозика

Не забывайте пристегнуть ремни безопасности.

Повторяем такие слова:

Покружились, покружились

И обратно  в группу переместились.

 

Упражнение

имитационные движения с элементами звукоподражания

Объяснение

Индивидуальное повторение

Вопросы к детям

Чистоговорки

Объяснение

Образец воспитателя

Повтор слов

Активизация словаря

 Следуют указанием воспитателя

Дети повторяют упражнение несколько раз.

ЧЧЧЧЧ

Паровозика Чух-чух

Дети действуют по инструкции воспитателя

Пристегивают ремни безопасности

Внимательно слушают воспитателя

ЧЧЧЧ

Произносят звук Ч

в соответствии с инструкцией воспитателя

Повторяет только тот, кого назовет воспитатель

Внимательно слушают педагога

Да

Слушают строчки чистоговорки и повторяют за воспитателем

Да

Дети запоминают правила игры, стараются самостоятельно слушать

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук Ч

По указанию воспитателя дети повторяют слова

Слушают воспитателя

Пристегивают ремни безопасности

 Повторяют за воспитателем

Дети овладели способами решения проблемы

3.

Заключительный этап

Обобщить полученный опыт, сформировать навыки самооценки

А кто сегодня приходил к нам в гости? - А для чего он приходил?

Ребята, где мы сегодня с вами были, и что там делали?

как мы произносили звук Ч?

 - У вас все получилось или были трудности?

 вопросы к детям.

Дети отвечают на вопросы

Паровозик

Чтобы мы научились произносить звук Ч

Дети отвечают на вопросы

У детей обощается полученный опыт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "

Конспект  НОД по развитию речи в средней группеТема: "Звуковая культура речи: звук з-зь "...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи).

Конспектзанятия по развитию речи в средней группе на тему: «В мире звуков» (звуковая культура речи)....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук ш»

Цель: Познакомить со звуком ш, научить его произносить, находить слова, в которых есть звук ш.Задачи:обучающие: Упражнять детей в произношении звука ш, в слогах и словах; различать слов...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»

Конспект занятия по речевому развитию в средней группеТема: «Звуковая культура речи: звук [ц]»...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь»...